22 февраля в прокате стартует хоррор-фильм «Нечисть» (Baghead) от режиссёра Альберто Корредора. Проект родился из одноимённой короткометражки (в других переводах «Голова в мешке»), которую Корредор снял в 2017 году. В ней жуткое существо тоже жило в подвале полузаброшенного паба и могло ненадолго возвращать к жизни умерших. Первый проект получил множество фестивальных наград, а поэтому съемки полного метра были лишь вопросом времени. Рассказываем, почему фильм достоин внимания.
Коридоры с фотографиями владельцев и дверью в подвал
Старое полузаброшенное здание паба «Голова королевы Анны» притягивает отчаявшихся. Говорят, в подвале обитает жуткое существо, лицо которого скрывает мешок — лишь один глаз пристально следит за прибывающими сквозь небольшую прорезь. По слухам нечисть способна призывать умерших, нужно только позволить ей проглотить принадлежавшую погибшему вещь. У посетителя только две минуты, а после существо возьмёт верх над его сознанием.
У здания есть хозяин. Когда-то давно он подписал купчую, которая навсегда связала его с нечистью и сделала её стражем. Если владелец решает покинуть дом, вокруг него начинают погибать люди и происходить несчастные случаи, а если возвращается, существо постепенно проникает в его голову, мучает видениями и кошмарами. Никому из прежних владельцев не удавалось избавиться от неё: доказательство тому старинные фотографии погибших людей на стене в коридоре. Да и зачем избавляться, если можно использовать в своих целях?

Последний хозяин дома Оуэн (Питер Маллан) после долгих лет заточения рядом с нечистью нашёл в себе силы избавиться от неё и поджёг дом. Однако огонь причинил вред только мужчине — он скончался от сильных ожогов. По наследству «Голова королевы Анны» перешла его дочери Айрис (Фрейя Аллан), которая после смерти матери и бегства отца в Берлин жила в приюте и перебивалась случайными заработками. Обнаружив в подвале существо, Айрис не сильно пугается, наоборот, решает подписать купчую и хорошенько на ведьме заработать. Такой вот профит: и жилье появилось, и постоянный доход. Да, существо не сильно приветливое и симпатичное, но всё-таки подчиняется приказам. А тут ещё и первый клиент появляется — Нил (Джереми Ирвин), который предлагает Айрис две тысячи долларов за разговор с погибшей супругой. Соблазн велик, но чем больше девушка обращается к нечисти, тем быстрее та захватывает её сознание.

Паб с пыльными бутылками и старинным камином
Всё началось с паба. В коротком метре 2017 года Альберто Корредор показал убитого горем мужчину, который пришёл в бар и предложил хозяину две тысячи, чтобы с помощью нечисти провести с погибшей женой две минуты. После наград и хвалебной критики Корредор решил снять фильм, однако сценарий нуждался в доработке: одного паба и подвала с сущностью мало для полноценного хоррора. В сотрудничестве со сценаристами Брайсом Макгуайром и Кристиной Пэмис он ввёл в сюжет героиню Фрейи Аллан, переместил действие в Берлин, добавил подробностей о происхождении монстра и мрачной туманной атмосферы.



Таинственность и мрачность — большой плюс кинокартины. Тёмно-синяя цветовая гамма создаёт зловещую атмосферу и позволяет рассмотреть детали. Фигуры из дуба на облицовке камина покрывает паутина, вывеска «головы королевы Анны» раскачивается на холодном ветру, барная стойка, бутылки с алкоголем и фотографии прошлых владельцев покрыты пылью, а дверь в подвал изрисована загадочными символами. Они же повторяются на ключе, висящем на шее Айрис, ручке, которой девушка подписывает купчую, на барной стойке, в подвале. Одна надпись повторяется чаще остальных:
«Это твой дом и навсегда им останется».
Чем дальше продвигается сюжет, тем мрачнее становятся цвета, а любые оттенки тускнеют и становятся почти неразличимы — своеобразная метафора потери Айрис собственного «я». В фильме чувствуется большая любовь к деталям — от сколотого лака на ногтях девушки, показывающего её внутренние переживания, до ремней на стуле для нечисти, демонстрирующих подневольность и желание освободиться. Подвал кишит предметами разных эпох, которыми клиенты пытались расплатиться: от статуй до антикварных вещей.

Для создания подобной атмосферы режиссёр вдохновлялся «Приютом» Хуана Антонио, «Нападением на 13-й участок» Жана-Франсуа Рише, а также картинами Джона Карпентера «Хэллоуин» и «Нечто». Вообще, в «Нечести» сложно не заметить приёмы Карпентера: кадрирование для нагнетания ужаса и приближение камеры к жуткому объекту. Когда в подвале монстр в образе погибшей жены Нила сидит к героям спиной, тусклый свет то затухает, то зажигается вновь, а камера медленно приближается к существу. Одновременно пугающий и завораживающий кадр.
В начале фильма в сценах в подвале камера статична, а кадр чётко выстроен. Меняются только эмоции на лицах героев по мере знакомства с повадками нечисти и её способностями — приём помогает прочувствовать контроль, который ведьма постепенно берёт над героями, несмотря на то, что подвал для неё — тюрьма.

Подвал со ступенькой «не пересекать» и входом в катакомбы
В последнее время режиссёры фильмов ужасов прячут в работах скрытые смыслы, всё чаще обращаясь к жанру интеллектуального хоррора. Взять хотя бы вышедший в середине прошлого года «Два, три, демон, приди!», который говорил о депрессии и зависимости от запрещённых веществ через пугающие образы и разговоры с мёртвыми.

В «Нечисти» Корредор рассуждает о переживании потери. Посетители хотят высказаться, получить прощение, извиниться или выяснить волнующую их информацию у мёртвых. Заманчивая возможность, ведь смерть всегда приходит не вовремя и не у всех из нас есть шанс поговорить с близкими до их кончины.
Режиссёр также обращается к теме превращения жертвы в монстра, ведь ведьма — вовсе не чудовище. Первая реакция Айрис на ведьму вовсе не страх, а интерес. Да, её движения неестественные и ломаные, руки трупные и костлявые, а на голове холщовый мешок, скрывающий жуткую гримасу. Но между существом и главной героиней чувствуется связь и понимание: нечисть заперта внутри подвала, Айрис — внутри себя. Обе не способны выбраться на волю и прокляты — каждая по-своему.


Тёмная дыра в стене, из которой выходит монстр или откуда порой не решается выйти — попытка спрятаться от мира, защитить себя. Оттого возможность Айрис зайти внутрь с небольшим фонарём в руке, чтобы осветить ведьме путь, не пугает, а скорее трогает. Их слияние — единственная возможность освободиться. Нечисти — от проклятия, а Айрис — от самой себя.
«А ты никогда не задумывалась, что это не я твоё проклятье, а ты — моё?»
«Нечисть» — достойный хоррор, завораживающий атмосферой и скрытыми тайнами. Мистичность обстановки глубина повествования цепляют внимание, как только героиня Фрейи Аллан переступает порог паба. Возможно, работа Альберто Корредора не встанет в один ряд с другими фильмами в жанре интеллектуального хоррора, но она точно достойна вашего внимания.
