В этом году организаторы Beat Film Festival решили вернуть несколько зрительских хитов прошлых лет, среди них — «B-Movie: Шум и ярость в Западном Берлине». Это не просто срез времени конца 70-х, «накануне» падения Берлинской стены. Это — полноценная полуторачасовая релокация в прошлое, когда столица Германии была центром культурного авангарда. Посмотреть «B-Movie» можно в рамках Beat Film Festival в Москве, который пройдёт с 19 июня по 3 июля (первый показ — 24 июня в кинотеатре «Художественный»). А пока мы вам расскажем, почему это стоит сделать.
Мы не просто так назвали это релокацией — главный герой этой типа документалки (почему типа, скажем позже) Марк Ридер устал от напряжённой и даже опасной жизни в Манчестере во времена Маргарет Тэтчер и решил свалить в Западный Берлин. Он туда приезжает практически без гроша, начинает постепенно знакомиться с городом и строить новую жизнь. Марк расскажет, как ему бесплатно удалось снять квартиру в сквоте, покажет, как внедрялся в крайне самобытную молодёжную тусовку, пригласит вас на закрытые вечеринки и т.д. Фильм буквально рассказывает о том, как можно было обосноваться в Берлине в те времена.
Но на самом деле B-Movie не совсем об этом. Марк не просто рандомный тип, у него богатый музыкальный бэкграунд и хорошее понимание индустрии. Поэтому в столице авангарда он быстро поднялся и попал в нужные круги — в фильме вы увидите Ника Кейва, Тильду Суинтон, Бликса Баргельда, Tangerine Dream и не только. Из странного парня в униформе и с камерой он сначала превратился в звукорежиссёра, потом в менеджера небольшой группы, а в итоге даже основал свой лейбл. И где-то между этим успел поработать в озвучке порнофильмов.
Хоть B-Movie и рассказывает про Марка и его релокации, перед нами — история взросления послевоенного Берлина в плане музыки, молодёжи и культуры в целом. Документалка сделана из нарезки записей главного героя, который после переезда чуть ли не без остановки снимал происходящее вокруг на легендарную Super 8 (плюс немного публичных архивных записей). В итоге получился хаотичный, безумный и неугомонный портрет города, который никогда не спит, и культуры Берлина, которая начала отходить от шока Второй Мировой и в итоге повалила Берлинскую стену.
В те времена столицей Германии правили музыка и страсть (не только сексуальная). Местная молодёжь стремилась самовыразиться и показать своё новое лицо без свастики, и большая часть делала это с помощью песен, мелодий, звуков и т.д. Остальные же демонстрировали себя через одежду, причёски, ювелирку, косметику и, конечно же, вызывающее поведение (сейчас мы называем такое перфомансами). Они болели свободой и хотели заразить ей весь город. И в итоге у них это даже получилось — B-Movie заканчивается на первом Параде Любви и начале сноса Берлинской стены.
Это фильм про бутылку колы, в которую кинули ментос и закрыли крышкой в надежде, что не рванёт. Точнее, он про бурление внутри, которое создало такое давление, что снесло один из главных символов несвободы того времени. Сейчас того Берлина уже нет — после просмотра фильма это очень печальный факт, потому что побывать там очень хочется. Но его нет как раз потому что бутылка рванула — и запустила расцвет столицы нескольких музыкальных жанров. Так что B-Movie — он про пузырьки свободы.