В 2017 году вышел немецкий сериал «Тьма», который внезапно стал хитом благодаря своему запутанному сюжету. Netflix это понравилось, поэтому они попросили создателей цикличной временной головоломки Барана бо Одара и Янтье Фризе сделать новый проект. Им стал сериал «1899», который променял круги на треугольники, но сохранил почерк и мозголомство предшественника.
По стопам «Тьмы»
Когда Одар и Фризе выпустили «Тьму», они доказали всем, что умеют делать массивные сюжетные лабиринты и правильно их показывать. Их предыдущий сериал был, наверное, сложнее нового (точно сказать нельзя, пока клубок «1899» не распутался), но они придумали хитрый метод повествования, который не путал зрителя, а помогал понять уже запутанный сюжет. Часто в кино и сериалах сюжет хочет казаться сложнее, чем есть на самом деле. «Тьма» же делала наоборот: не водила за нос, а давала подсказки, просто их было сложно разглядеть.
В «1899» Одар и Фризе продолжили традицию: сюжет такой же запутанный, но бережно сконструированный, и подают они его также с подсказками. За это полюбили «Тьму», за это же, наверное, полюбят и «1899», когда он выйдет полностью. Также создатели сериала сохранили свой авторский почерк: делают сильный упор на персонажей, всюду пихают метафоры и символизм, любят дразнить сюрреалистичностью, в конце серий также делают музыкальные отводки и т.д. Они поняли, в чём хороши и почему, и продолжили делать то же самое с большим энтузиазмом (и бюджетом).
Антивавилонская башня
Сюжет крутится вокруг корабля «Керберос» из Англии в Америку, набитого мигрантами с мутным прошлым. Все они от чего-то бегут и что-то прячут, и изначально в «1899» тоже будут доставать скелетов из шкафов, как в «Тьме». На полпути экипаж ловит сигнал с судна «Прометей», пропавшего четыре месяца назад, его находят практически пустым. Единственный выживший — криповый мальчик с чёрной пирамидкой в руках, которого доставляют на «Керберос». После этого сразу начинает происходить мистическая дичь, в которой и придётся вариться главным героям.
Поскольку корабль — из Европы и с беженцами, команда получилась мультиязычной. Британцы, французы, испанцы, японцы, поляки и немцы оказались в одной лодке и вынуждены друг с другом взаимодействовать на разных языках. Сразу вспоминается миф о Вавилонской башне, которая должна была достать до небес, но развалилась, потому что строители перестали понимать языки друг друга из-за кары божьей. Только вот миф не учитывает ещё один язык — эмоциональный, который поймёт каждый человек (за исключением, может быть, социопатов, хотя они иногда понимают его лучше других).
Большая часть «1899» — диалоги людей, которые не знают языков друг друга, и за счёт этого сериал становится Антивавилоном. Это одни из лучших сцен, потому что они пропитаны эмоциями героев и зрителю заметно их невербальное выражение. Часто персонажи в этих сценах изливают душу, потому что почувствовали какой-то отклик. И за них просто радуешься, что они нашли того, кто их, может, и не услышит, но выслушает. Из-за этой мультиязычности крайне рекомендуем смотреть сериал в оригинале, потому что тогда он лишается частички человечности, которой авторы балансируют мистику.
С кругов на треугольники
Одар и Фризе решили изменить структуру сюжета, и, кажется, это пошло ему на пользу. «Тьма» подчинялась кругу: она была циклична, не имела чёткого начала и конца. Авторы откровенно играли с этой концепцией: водили зрителей за нос, а когда казалось, что вот мы уже вернулись в начальную точку, выяснялось, что даже еще полпути не прошли и круг гораздо больше. На этой основе они делали сюжетные повороты, постоянно увеличивая масштабы картины и взрывая мозги зрителям. Ведь понять, что на самом деле происходит было крайне сложно, потому что не было видно всей картины.
«1899» в свою очередь не скрывает фиксации на треугольниках — они на постерах, в логотипах, на декорациях, в костюмах. И сюжет также строится по модели треугольника с упором на его хитрую особенность: треугольник всегда состоит из треугольников поменьше (про круг такое сказать нельзя). Это упрощает усвоение информации: мы сразу понимаем, с чем имеем дело (догадаться можно уже в конце второй серии), поэтому гораздо удобнее передвигаться по разным слоям сюжета, ведь они в корне одинаковые.
Далее будут умеренные спойлеры к сериалу.
Этажи
В конце второй серии нам немёками дают понять, что события сериала развиваются в симуляции — это и есть тот треугольник, из которого состоят другие треугольники. Конечно, «1899» не раскрывает сразу всех карт: мы толком ничего не знаем про эту симуляцию, а вопросов масса — от предназначения программы до личности создателя. На них ответят в конце, а потом ясно дадут понять, что мы задавали не те вопросы: добро пожаловать во второй сезон. Но перед этим обязательно устроят американские горки по разным треугольникам, чтобы взбудоражить извилины зрителей.
В этом контексте в последних сериях возникает вопрос — а за кого тут вообще переживать? Кто из героев сериала настоящий, а кто — симуляция? Вот показывают трагичную смерть одного из персонажей, вроде бы как надо грустить и плакать, но… реально ли это? А всё, что мы видели до этого, — отношения, разговоры, секреты, — тоже реально или сфабриковано? Вдобавок нас начинают путать разными хитрыми планами, каждый из которых исполняется прямо сейчас, но не понятно, чей план включает в себя планы остальных. Этим всем создатели сериала умудрились создать атмосферу, в которой зритель постоянно сомневается, что из происходящего действительно происходит, а что — нет. Какой из треугольников — часть, а какой — всё целое?