20 января состоялась премьера «Аллеи кошмаров» (Nightmare Alley), нового фильма Гильермо дель Торо. В главных ролях — Брэдли Купер (который также выступил сопродюсером), Кейт Бланшетт, Руни Мара, а ещё любимчики режиссёра Рон Перлман и Ричард Дженкинс. Это ремейк фильма 1947 года по роману Уильяма Линзи Грэшема, рассказывающего о фокуснике, который использует свой талант, чтобы обманывать и обирать богатых людей. Кинокритик Иван Афанасьев погадал на картах Таро из рукава и рассказывает, почему новый фильм дель Торо — вроде бы не обязательный, но всё равно один из лучших в его карьере.
1941-й год, США. Стэн Карлайл — бродяга со зловещей тайной за душой. Однажды в поисках работы он попадает на ярмарку, где находит кров, хлеб и возможность скрыться от прошлого («оно здесь никого не интересует»). Здесь же Карлайл знакомится с Зиной, аферисткой, выдающей себя за ясновидящую, чей муж, спивающийся Пит, некогда славился совместным с женой номером — при помощи хитрой системы шифров и проницательности они якобы читали мысли окружающих людей.
Стэн понимает, что вот оно — его призвание. Он просит Пита научить его этой системе, но тот отказывается: от безобидного обмана недалеко до «духобесия» и трагедии. В один вечер герой подносит охочему до выпивки фокуснику бутыль технического спирта, который вроде как перепутал с водкой; тот умирает и Стэн завладевает книжечкой, в которой описана система «шифров». Дальнейшие события приведут его в город, где он станет большой звездой и попадёт под влияние психиатрессы, которая предложит ему проворачивать лихие, но очень опасные аферы.
Вообще, если вы хотите получить удовольствие от фильма — ни в коем случае не читайте описание на «Википедии», где содержатся критически важные спойлеры (спасибо, автор статьи, что испортишь некоторым людям удовольствие от просмотра!). Не то чтобы «Аллея кошмаров» какой-то страшно оригинальный и необычный фильм, поражающий своим сюжетом — как минимум, знатоки нуара предскажут дальнейшее развитие сценария с точностью 80%. Но это совершенно не важно — получить удовольствие всё равно получится. Дель Торо вновь выступает в своём любимом жанре — морализаторской сказочке о борьбе добра со злом. Только в этот раз он особенно пессимистичен.
Обязывают, конечно, стандарты специфического жанра нуар, а «Аллея кошмаров», как было сказано выше, это ремейк фильма Эдмунда Гулдинга со звездой «золотого века» Голливуда Тайроном Пауэлом. Но всё равно не ждите от фильма поблажек: это мрачная история о том, как добро и зло теперь борются в одном конкретном человеке (и побеждает второе).
Визуальное совершенство фильма (уверен в «Оскаре» за лучшую работу художника-постановщика) подчёркивает его тональность: перед нами грустная песня о падшем человеке, который ощутил в себе слишком много власти над окружающими людьми. В некотором роде это даже притча на манер «Лабиринта Фавна», только мистика с фантастикой в этот раз исключены полностью: «Аллея кошмаров» пугающе реалистична.
Мы наблюдаем за трансформацией Стэна Карлайла из прохиндея-одиночки, мечтающего об удовлетворении своих не совсем понятных (возможно, и ему самому) амбиций, в вальяжного мошенника, с удивительной изящностью пудрящего мозг окружающим людям. Противовесом ему служит милая девушка Молли, которую он забирает из бродячего цирка в большой город с собой, обещая исполнение всех её желаний. Само собой, обещаниям суждено остаться словами: Стэн — классическая фигура одержимого деньгами человека, движимого исключительно внутренними импульсами, порой чертовски хаотичными. Собственно, весь фильм — экранизация падения заведомо падшего человека.
И в этом есть своя прелесть. Как минимум, простая, но эффектная канва даёт разогнаться актёрам: Брэдли Купер в роли Карлайла открыл в себе новые грани. Его удивительное злодейское обаяние, кажется, впервые находит себе выход, по крайней мере в таком убедительном ракурсе (а от финальной сцены с его участием долго ещё будет не по себе). Руни Мара в роли его жены-подопечной — само очарование и вообще самый светлый момент в откровенно невесёлом фильме. Кейт Бланшетт в роли роковой красотки в изящном кабинете психолога — вроде бы стереотипная фем-фаталь, но со своим секретом. Уиллем Дефо по классике сверкает злодейскими усиками, но тоже хранит свои фишки в загашнике.
Короче говоря, это отлично разыгранное, лаконичное, невероятно красивое и эффектное кино, которое точно украсит и без того прекрасную фильмографию дель Торо — теперь мы знаем, что он может не только видеть людей в чудовищах, но и чудовищ — в людях.