Когда в 1979-м режиссёр Ридли Скотт снял «Чужого» едва ли можно было представить, что даже спустя несколько десятилетий хитрое и пугающе грациозное чудовище окажется одним из самых узнаваемых инопланетян. Сиквелу «Чужие» (1986), однако, нашли другого режиссёра — Джеймса Кэмерона, который перенёс действие за пределы узких неуютных коридоров и размножил чудовищ в сюжете. Получилось здорово! Но каким было бы продолжение, сохраняющее дух оригинала? На этот вопрос в 2014-м ответили разработчики Alien: Isolation из студии Creative Assembly, где отдали дань уважения «Чужому» Ридли Скотта и грамотно совместили лучшие идеи из хоррор-игр. Спустя 10 лет вспоминаем о правильном сиквеле культового научно-фантастического ужастика.
К собственному творению Скотт вернулся аж 30 лет спустя, сняв приквел к первым частям «Прометей» (2012) и его продолжение «Чужой: Завет» (2017). Временной промежуток между первым и вторым фильмами показывали и в недавнем мидквеле «Чужой: Ромул» от уругвайского режиссёра Феде Альвареса. Работая над проектом, вдохновлялся он атмосферой Alien: Isolation и даже оставил отсылки на игру.
Например, Альварес рассказывал: «Фильм устроен таким образом, что каждый раз, когда должно произойти что-то плохое, вы увидите телефон (прим. точка сохранения в Alien: Isolation). В игре каждый раз, когда вы его видели, то говорили: "Чёрт, сейчас случится что-то плохое!". Здесь то же самое. Вы увидите, что они специально расставлены по всему фильму. Когда видите телефон, это значит: приготовьтесь к удару».
По стопам матери
Сюжет Alien: Isolation — прямое продолжение «Чужого» Ридли Скотта. Эллен Рипли и покоривший даже душу пришельца котик Джонси уже спаслись с «Ностромо» и в криосне блуждали по далёкому космосу. Но до того, как их найдут спасатели, пройдут десятилетия. Аманда не теряла надежды найти пропавшую мать, ради чего устроилась инженером в местную корпорацию зла — «Вейланд-Ютани». Возможность узнать правду появилась, когда на списанной станции «Севастополь» был обнаружен чёрный ящик с «Ностромо». Прибыв на место, команда обнаружила, что на корабле произошло какое-то происшествие. Хвостатое, тихое и на редкость умное происшествие. Аманде, подобно матери, пришлось познакомиться со слюнявым обитателем коридоров и заодно искать спасение с разрушенного «Севастополя».
В «Чужих» Кэмерона Аманда уже два года как мертва, а Эллен остаются лишь воспоминания и небольшое фото ещё юной дочери. Актриса на нём мать Сигурни Уивер — Элизабет Инглис. На её фотографиях в молодости основана внешность героини в Alien: Isolation.
От фильмов разработчики игры взяли и визуальный стиль, в котором подобие космического прогресса смешивается с ранними 1980-ми. Серые стены в жилых комнатах украшены многочисленными постерами, на рабочих местах среди папок и бумаг стоят ящики-мониторы компьютеров, а на их экранах скромный чёрно-зелёный минимализм. Аманда и те, кого она встречала, одеты в непримечательную потрёпаную униформу схожих оттенков — и не важно люди то или человекоподобные андроиды. Привычные для современной фантастики технологии в мире игры и фильмов не спасали, потому что их здесь не было — прогресс, увы, не дошёл! Даже датчик перемещения врагов, который мы получали по сюжету, кроме очевидной пользы приносил проблемы. По его писку враги легко находили Аманду в любом шкафчике.
Звуки — одна из важнейших составляющих для нагнетания обстановки в хоррорах. Для Alien: Isolation перезаписали несколько композиций из оригинального фильма с полным оркестром, где участвовали некоторые музыканты, работавшие над саундтреком «Чужого».
Ведущий дизайнер Клайв Линдоп рассказывал: «Проблема в том, что саундтрек настолько хорошо известен, что люди точно знают, что означает каждая мелодия. Поэтому мы создали новые элементы, которые вписываются в эту систему. Пришлось тщательно подбирать звуковые дорожки — если ваше выживание основано на том, что вы слышите, то струнная секция в Шеппертоне окажется бесполезна».
Из SEGA с любовью
Британские разработчики Creative Assembly никогда не делали хорроров, но очень любили франшизу «Чужого». В 1990-м одним из первых проектов компании стал экшен от первого лица Infestation, который вдохновлён как раз первыми двумя фильмами. После же они стали известны исключительно по серии стратегий Total War, сначала для издателей Electronic Arts, потом для Activision, но в итоге целиком Creative Assembly купил гигант SEGA. Они-то в 2006-м и приобрели права на разработку и выпуск игр по «Чужому».
После окончания работы над экшеном Viking: Battle for Asgard (2008) несколько энтузиастов из компании собрали ранний прототип возможной игры о любимом ими пришельцн. Креативный директор Алистер Хоуп делился: «Мы просто были фанатами и имели шанс создать инопланетное окружение. Эта небольшая техническая демонстрация стала распространяться внутри SEGA, и внезапно оказалось, что несбыточная мечта о создании игры по мотивам оригинального фильма "Чужой" начала набирать обороты».
Повезло Creative Assembly и со сроками разработки. Благодаря тому, что Alien: Isolation создавалась с оглядкой на давно вышедший фильм, её не требовали выпускать строго к выходу новых, как делали с другими играми по лицензиям. Студия Fox, владельцы прав на франшизу, полностью поддерживали разработчиков и помогали в воссоздании атмосферы. Они предоставили огромный архив производственных материалов со времён съёмок «Чужого». Среди трёх терабайт данных были чертежи дизайна, концепт-арты, полароидные снимки и тысячи фотографий костюмов и декораций — и всё в высоком разрешении. Все, кто работал над игрой, действительно хотели, чтобы она удалась.
Не наступайте на хвост!
В «Чужом» Ридли Скотта инопланетянин получил всего три минуты экранного времени, но каждым появлением внушал страх и пугал непредсказуемостью. Эти чувства воссоздали и в Alien: Isolation, причём очень необычным образом — Creative Assembly заставили Чужого учиться. Разработчики отказались от заскриптованных пугалок, а после смертей Аманды или её бегства поведение пришельца подстраивалось под следующие встречи. Прятались под столом, где он вас когда-то заметил? Теперь он будет коварно ходить и пригибаться, зная, что жертва может там спрятаться. Из встречи с ксеноморфом игроки извлекали уроки и пытались избегать ошибок в следующих попытках, но и Чужой учитывал, что может быть обманутым.
Клайв Линдоп рассказывал: «Чужой воспринимает внешние факторы. Если вы выстрелите в вентиляционный шлюз, он поймёт, что это необычно. Если увидит, как открывается шкафчик, но не увидит вас, то всё равно удивится, почему дверь открылась. Это не само по себе происходит».
Получалась обоюдоострая ситуация, почти игра в шахматы: кто кого перехитрит и чей план будет верным? И таких ситуаций возникало множество, в разных условиях и с разными фигурами на доске. Благодаря этому Alien: Isolation выгодно отличается от хорроров-побратимов 2010-х, хоть на первый взгляд это тот же симулятор ходьбы с навязчивым преследователем. В Amnesia: The Dark Descent (2010) и Outlast (2013) после одной-двух смертей образ действия врага запоминаешь и успешно избегаешь в дальнейшем. Отдаляет от представителей жанра и то, что Alien: Isolation местами неожиданно походит на классику иммерсив-симов System Shock, в значительной степени из-за схожего сеттинга. Например, есть относительная вариативность в прохождении: пойти в обход врагов по стелсу или натравить на помеху всеядного ксеноморфа. Он-то прибегает на любой шорох, и этим можно пользоваться ради собственной выгоды — главное успеть скрыться!
Убить Чужого не давали, только отпугнуть огнемётом, зато были люди и андроиды. Для первых — револьвер, для вторых — дробовик, они всё-таки прочные и упорные в своём желании добить Аманду. Подсознательно ощущался эффект зловещей долины: роботы — не люди, и при близком рассмотрении даже не похожи. Спасибо, стараниям компании «Сигсон», которые намеренно создали их такими — чтобы не пугали! Благодаря работе со светом и тенями, андроиды с их дергаными движениями издалека походили на сломанных, но всё же людей. Приятного мало, особенно если чувствуешь, что за спиной подкрался ксеноморф.
Alien: Isolation не идеальна, и в ней хватало проблем. Например, стрельба приносила скорее боль от неудобства, чем радость от устранения врага. Но игре хочется многое прощать. Creative Assembly вложили в неё всю любовь к фильму Ридли Скотта, и их трепетное отношение к франшизе чувствуется. Слухи о сиквеле на просторах интернета периодически появлялись, но до сегодняшнего дня точных подтверждений не было. В честь юбилея игры студия объявила о разработке настоящего продолжения — пока оно лишь на раннем этапе, но сиквел будет!
В январе 2019-го своеобразное продолжение объявилось неожиданно на Android и IOS, но уже от других разработчиков и издателя. Долго в магазинах оно не прожило и в конце октября 2023-го игру с продажи сняли. Alien: Blackout была не полноценным приключением, мобильной тактикой, напоминающей Five Nights at Freddy's. Аманда сидела с планшетом в вентиляции, следила за камерами наблюдения и нажимала на нужные в моменте кнопки. «Чужой» же популярен до сих пор, его помнят и любят, так что и игры по нему будут стабильно появляться. В 2021-м выходил кооперативный шутер Aliens: Fireteam Elite, а в 2023-м фанатов порадовали стратегией Aliens: Dark Descent. Вот только хоть немного испугаться в них, увы, едва ли получится — не те жанры. Так что ждём Alien: Isolation 2!