Музыканты часто ищут референсы в творчестве друг друга. И нередко так бывает, что при создании своих треков артист может намеренно цитировать созданное «коллегами». О границе между вдохновением и плагиатом мы поговорили с хип-хоп артистом и продюсером Acid Racer.
— Где ты ищешь вдохновение, когда пишешь музыку?
— В творческих людях 24/7 идёт творческий процесс. Работа над музыкой ведётся всегда, каждую минуту бодрствования, даже когда я не сижу у инструмента или за компом в Ableton. Когда я просто гуляю или занимаюсь рандомными делами, в голове продолжаю гонять треки, подбирать слова, находить какие-то пути развития песен, поэтому топливо для музыки — абсолютно всё, вся жизнь. Какие-то фразы из подслушанного разговора или подсмотренная переписка в вотсапе в метро. Гармония из какого-то тречка, подкинутого Spotify Radio. Какая-то идея, обсужденная в разговоре с другом. Влюблённости и хартбрейки. Все мысли и образы я записываю в заметки айфона и потом пытаюсь что-то с ними сделать.
— В какой момент вдохновение кем-то становится плагиатом? И есть ли вообще видимая граница между вдохновением и оммажем?
— Это очень тонкая грань, за которой так интересно наблюдать, потому что и правда иногда работа ссылается на какую-то другую, но ощущения воровства нет. А иногда прям сразу чувствуешь мегакринж от наглого байта. В любом случае считаю, что культура строится на культуре, и по сути это тупо общение людей между собой. Авторы разговаривают друг с другом через произведения. Мы отвечаем, возражаем, а иногда берём идею и реализуем её чуть по-другому, чуть по-своему. Наверное, кринжа нет, когда ты не скрываешь свои источники вдохновения и отдаёшь им дань уважения. А если ты делаешь вид, что это ты сам подшарил за такой стилёк, то становится кринжово.
— Составь короткий гайд, как украсть так, чтобы не было стыдно. Короче, как правильно красть?
— Не устраиваем карго культ! Если что-то заимствуем, то берём какой-то механизм, на который надеваем свой культурный опыт. Чуваки, которые в клипах кидают генг сайны банд с вест коста или читают про глаки и лин, занимаются копированием формы без оглядки на культурные различия — это максимальная кринжака.
— Стоит ли стесняться, что ты повторил или позаимствовал идею у других?
— Стесняться вообще не стоит! Я считаю, что начинать свой путь в творчестве стоит именно со слепого копирования кого-то, кто вдохновляет. Важно понять, какими инструментами и методами достигается результат. А когда придёт скилл, можно будет на основе этого постепенно строить свою уникальную самобытную штучку.
— Назови пятёрку своих треков, для которых ты позаимствовал идеи ОТКУДА-ЛИБО.
«Глаза»
Это трек с нового альбома, который я написал и радостный понёс ставить друзьям, и получил в ответ «Бро, это же группа The Queen» и «Бро, это же Let’s Get It Started». И так, видимо, и есть — эти мегахиты тупо впечатались в мой мозг, и, когда я писал свой мегахит, они вылезли.
«Телекастер»
Я смотрел рилсы и наткнулся на рилс чувака, который играет на телекастере прикольные аккорды. Я закинул видос в Ableton и за один присест написал трек. Оказалось, что чувак играет кавер на Joy Again, и я, получается, один-в-один срезал аккорды с их трека. Но получилось всё равно по-своему, поэтому я решил кайфовать с трека и выпустить его на альбоме.
«Hot Wheels Hot Rod»
В 2021 году я был на съёмках клипа МС Сенечки — «Давай брейк». Трек тогда ещё не вышел, и после съёмок я мысленно продолжал гонять его в голове. Сидя за компом в аблике, я хотел перебить этот тречок, но плохо уже помнил, как звучал бит. Так я написал «Hot Wheels Hot Rod». Ну и начало «а ну гоу гонки» идёт из того самого «а ну давай брейк».
«Ровер (Она уходит в полночь)»
Тут всё понятно — пацан переслушал Кing Кrule.
«Босса Нова»
Когда вышел альбом Billie Eilish — Happier Than Ever, меня очень впечатлил трек Billie Bossa Nova. Я очень много слушал — Stan Getz, Astrud Gilberto и т.д., но мне никогда не приходило в голову, что босса нову можно сделать и сейчас и поместить её в контекст.
5 июля Acid Racer выпустил дебютный альбом «Диплом», который сам же и спродюссировал. В нём музыкант размышляет о взрослении, первых зрелых и полностью осмысленных чувствах и принимает новый этап своей жизни. Гостями на пластинке стали Петар Мартич и Tebe Legko