Выход новой серии «Рика и Морти» омрачился новостями о том, что продолжения сезона придётся ждать аж до 20 ноября. Напоследок нам решили показать новое приключение, только на этот раз в него отправились не Рик и Морти, а всё человечество. Плюс, у главного сериала планеты внезапно нашлись параллели с «Подозрительной Совой». Ну что, рекапозавры, поехали.
В эпизоде с одной историей оказалось три сюжетные линии: перерождение человечества, деволюция динозавров и шахматная партия (скорее, салочки) Рика. Хотя нет, четыре — ещё про разрыв, оставшийся после Злого Морти, с упоминания которого и начинается эпизод. После четырёх эпизодов безканонья нам как бы напоминают, что основной сюжет ещё есть, про него не забыли. Правда, в конце это всё обернётся подколом Рика и зрителей, потому что разлом как появился внезапно, также внезапно и пропал. Мы и не узнаем, какие могли быть последствия существования этой бреши, как Рик её заделал бы, мог ли через неё вернуться Злой Морти и т.д. Но кажется, что мы снова оказались заперты в Центральной Конечной Кривой.
Зато Рик почти починил портальную пушку! Из первого портала, открытого с начала сезона, внезапно вылез тот самый Ктулху из заставки, появления которого все так долго ждали. В итоге с монстром, который чуть не убивает главных героев в начале каждой серии, обошлись как с надоедливым питомцем (правда, это вроде как был детёныш, судя по размерам). Штош, хотя бы упомянули. Зато Ктулху вроде как должен появиться в комиксах!
По дороге в школу Морти говорит, что было круто передохнуть от портального стаффа — не можем не согласиться, шестой сезон пока что прекрасен и вполне обходится без мультивселенных. Также парень говорит, что у него было много приключений в школе, которые нам, конечно же, не покажут, а лишь затизерят устами мистера Гольденфольда. Перечисляем: мозговые жуки, космические черви (отсылка к промо-кампании шестого сезона), «Факультет» (в фильме инопланетные паразиты захватывают тела людей, одним из них был учитель главных героев), инопланетяне, которые заставили Гольденфольда лизать туалетные ободки (если это, конечно, правда были инопланетяне).
Чуть не забыли: в машине Рик, как и в третьей серии, говорит, что напоминалки от Морти только затягивают процесс починки портальной пушки. Примерно, как если мама говорит детям помыть посуду, это только отбивает у них желание выполнять просьбу. Так что да, Рик ведёт себя, как ребёнок. Внезапно начинается «Прибытие»: по всей планете появляются таинственные космические корабли. Любопытно, что приключение стартует без какой-либо связи со Смитами, но это в тему, потому что главными героями серии стали не они, а всё человечество.
Гостями оказались динозавры, которые вернулись на Землю миллионы лет спустя. Их лидеры, кстати, подозрительно похожи на лидеров динозавров из последнего сезона «Подозрительной Совы» — там тоже были тиранозавр, трицератопс и диплодок в качестве королевы. Но, наверное, дело в том, что это просто три самых популярных вида, так что не будем никого обвинять в плагиате. Хотя в «Подозрительной Сове» динозавры тоже прилетели на землю с продвинутыми технологиями и улучшили жизнь людей, и люди позже также против них восстали. Но тут тоже, наверное, дело в том, что человечество, по мнению большинства авторов, универсально плохое и любит протестовать.
После заставки мы перемещаемся в ООН, где лидеры всего мира собрались выслушать динозавров, которые, блин, раздавили постамент. Гости интересуются, где их собратья — это затравка на то, что они понятия не имеют, что происходит с их сородичами, которые остаются следить за терраформированными планетами. А таких планет должно быть много, потому что динозавров не было довольно долго. Вопрос про следы предков нервирует представителя ОАЭ, потому что он-то понимает, что предки динозавров сейчас питают наши машины, самолёты и т.д. Также он понимает, что пластиковые бутылки не в гармонии с планетой, к чему, по словам гостей, должны стремиться технологии. А вот наши технологии работают практически эксклюзивно на нас.
Вот, например, список главных достижений человечества по мнению динозавров: порох, дакимакуры (ростовые аниме-подушки), знаменитости-президенты, аэробика под джаз, глютеопластика (жопные импланты), комментарии, внутренний терроризм, «Кроксы», Amazon Prime, сэндвичи с арахисовым маслом и зефиром, капитализм, социальные сети, dogecoin (криптовалюта на основе мама про доге), космический туризм, фильмы Marvel.
Всё перечисленное направлено на удовлетворение наших потребностей, будь то развлечения, еда, войны и т.д. Поэтому динозавры предлагают человечеству заняться любимыми делами вроде фильмов Marvel и вообще передохнуть, пока они наладят наше общество. Президент США от имени всех наций принимает это предложение, чтобы население не съело их живьём. И динозавры начинают работать по своей политике — создание недостатка недостатка. Их цель — устранить нехватку чего-либо, будь то еда или свободное время. Также они избавились от денег (всё теперь бесплатное) и работы в целом. В итоге получилось формально идеальное общество, потому что людям теперь просто не на что жаловаться. Жаль только, что нам не показали, как динозавры восстанавливали планету (за исключением сокращения следов деятельности людей), потому что нам бы такая информация пригодилась в реальном мире.
Названия динозавров из песни: Зуницератоп (не очень уверены, что такое «Зуни», но у США есть такая ракета, а ещё есть такой индейский народ), Элвисзавр, Бэмбираптор, Эректопус (ну типа эрекция, поняли?), Дракорекс, Хогвартсия, Годжизавр (в честь ягод годжи), Вулканодон, Саурониопс, Пувиангозавр (в честь провинции в Таиланде, почему-то).
Пришло время увидеть результаты стараний динозавров через страдания Бет, потому что ей больше не нужно оперировать лошадей. В целом получилось так, что люди получили всё возможное свободное время, но чувствуют пустоту, потому что не выполняют никаких функций, а просто существуют. Бет сравнивает это состояние с фильмами Тайлера Перри — американского аналога Александра Реввы, который снимает кино про себя в образе бабушки. Мы их не смотрели, но подозреваем, что они настолько плохие, что критикам лень их разносить. Когда Морти возражает, что динозавры просто помогли человечеству, Бет переходит с планетарного масштаба на семейный в попытке себя оправдать — она не считает Смитов частью проблемы, потому что они сортировали мусор (классная риторика, да? Ничего не напоминает?).
Гвоздь в могилу человечества забивает Рик, пошутив, что все стали, как Джерри — безработными и бездельными, вольными творить, что вздумается, но выбирающими страдания. Отец семейства тем временем просто сидит и смотрит в пустоту. Смиты рвутся узнать, как ему удаётся ничего не делать и не сойти с ума, а у него уже есть заготовленная книга по этому вопросу: «Не попытаешься — не ошибёшься». В серии даже есть фрагмент этого великолепия, мы его перевели, наслаждайтесь:
«Итак, многие думают, что книги пишут только великие мужчины (и женщины!). Они думают, что, чтобы написать книгу, нужно быть гениальным. Или быть крутым спортсменом. Или вести ток-шоу. И на это я говорю — оууу да? Хотите доказательства? Что это вы держите в своих руках? Книгу.
Вы держите эту книгу, потому что прямо сейчас** я сижу и пишу её. Я не очень спортивен, не веду ток-шоу, и многие считают меня глупым. Наверное, стоит рассказать о себе. Я семьянин! С двумя прекрасными детьми! Ещё у меня есть жена. Её зовут Бет, и она прекрасна, как мои дети, только в более сексуальном для меня плане, в отличие от детей. В каком-то смысле я дедушка, но предпочитаю об этом не говорить. И это моя семья! Давайте начнём!
Но с чего стоит начать? Начать стоит с начала: с первой главы. Добро пожаловать в мою книгу! Это будоражит. Если вам нравится, то переворачивайте страницу и читайте вторую главу!
** (не ваше сейчас, моё сейчас)»
Рика вызывает президент США — встречаются они в рёберной, прямо как в «Карточном домике». Дед поначалу думает, что лидеру нужны наркотики, потому что других проблем быть не может — динозавры же всё решили! Но президент страдает от того же, от чего Бет и остальные люди — от безделья. Вы, кстати, могли не заметить, что Рик взял еду с тарелки президента, а тот даже глазом не повёл. Это сигнал о том, что они теперь если не друзья, то хотя бы товарищи.
Президент просит Рика устроить динозаврам «Цель номер один» — в фильме сотрудники ЦРУ выслеживали и устраняли Усаму бен Ладена. Это такое тонкое продолжение шутки из шестой серии пятого сезона, когда Рик обвинил лидера страны в том, что тот слишком часто пользуется терминологией терроризма. Даже динозавров-спасителей сравнивает с террористами! Президент, конечно же, хочет вернуть всё, как было, когда нужно было лишь притворяться, что они решают проблемы человечества, а не решать их. Другими словами, когда они создавали видимость зависимости людей от правительств, потому что это давало им чувство значимости. Теперь-то они все стали обычными людьми, потеряли власть и им тупо скучно.
Рик блефует, что он не хочет помогать президенту, на самом деле хочет, просто ему нужно поторговаться. Отметим, что по сути у Рика пока нет причин идти на конфликт с динозаврами, он с ними даже не встречался! То есть изначально его мотивация ограничивалась желанием провести «Оскар», и только потом эволюционировала в противостояние с богоподобными существами. Блеф бы не раскрыли, если бы не сломался андроид Рика, притворявшийся владельцем рёберной. Но президент уже привык к выкрутасам деда и понял намёк, что Рику надо дать «на руку», чтобы тот выполнил просьбу.
Динозавры тем временем устроили похороны предков у нефтяной вышки (для тех, кто не понял шутку про нефть из сцены в ООН). Там их находит Рик. Он представляется как равный им (точнее определяет их равными себе) и предлагает переселиться в другую вселенную. Но динозавры, оказывается, уже давно перепорталились, и их это больше не интересует. Они поняли, что выбор одной единственной вселенной — высшая форма существования. Мол, сначала надо определиться с собой, а потом помогать остальным, а не просто предлагать им переселиться в другой мир (метафора кислородной маски — это упрёк в сторону протянутой руки Рика, если вы вдруг не поняли). Это в целом отражает эволюцию «Рика и Морти» в начале шестого сезона, когда они выбрали одну семью и одну вселенную. Правда, верится только в устойчивость концепции одной семьи, особенно с учётом, что Рик починил портальную пушку.
Динозавры предлагают помочь Рику (Хотя это он хотел помочь им! Как они посмели!) и предлогают более совершенную портальную пушку, которая позволяет видеть, куда ты переходишь. С одной стороны,это кажется апгрейдом, но для Рика на деле это даунгрейд, потому что он в основном использует порталы, чтобы сбегать от кого-то, а возможность смотреть через них может дать преимущество врагу. Морти, правда, до этого не додумался и назвал динозавра «умной девочкой» в качестве отсылки к «Парку Юрского периода». Предложение помощи вкупе с подколом про кислородные маски, они ещё и телепортируют его в стиле Доктора Манхэттена из «Хранителей» без разрешения — это выводит Рика из себя. Теперь он считает их снобами, потому что они считают себя лучше него — для эго учёного это непоправимый удар. Если что, ширинка Рика и правда была расстёгнута до телепортации — Морти это заметил, но решил ничего не говорить деду, хитрюга.
В прямой конфликт вступать нельзя, потому что это бы только доказало поинт динозавров — а Рик не может допустить, чтобы они были правы, потому что тогда не прав он! Он решает найти их грязный секрет, потому что не может поверить, что кто-то решил бы нести блага всем и вся, не имея за собой грешков. Теперь уже дед делает отсылку к «Парку Юрского периода» (о том, что они лезут копаться в их грязном белье, как героиня Лоры Дёрн лезла в анус динозавра за анализами или зачем-то там, мы не хотим пересматривать), и задевает Морти тем, что не заметил предыдущую отсылку.
Герои отправляются расследовать прошлое динозавров — выясняется, что те терраформировали планеты, а потом все рептилии вымирали из-за астероидов. Также выясняется, что никто, кроме людей, не угадал строение динозавров по костям и причину их гибели, принимая кратер от астероида за колизей, тарелку или скейт-парк. Хотя, планета со скейт-парком удивительным образом угадала их увлечение, но слегка ошиблась в строении, посчитав скейты частью скелета. Рик падает в один из кратеров — мы решили это отметить только потому, что это напомнило нам о легендарном падении Морти с обрыва в первой серии, — и находит там останки разумного Астероида, которые наводят его на правду.
На Земле человечество всё равно напридумывало себе проблем (в основном — скука) и много жалуется, сваливая всё на новых лидеров планеты. Динозавры в свою очередь понимают, что эти проблемы не совсем настоящие и решить их можно только разговором — поэтому собирают стадион и проводят сессию вопросов-ответов. Книга Джерри внезапно оказалась способом ответить на них все и сразу, поэтому её предлагают раздать всем бесплатно. Только вот Джерри надеялся на признание (к чему он, между прочим, стремился весь сериал), а его даже не указали автором, и он триггернулся и назвал динозавров комуняками.
Прилетает Рик и раскрывает, что динозавры и правда хорошие и хотят помочь, вот только их преследует раса разумных Астероидов, которая истребляет всю жизнь на терраформированных ими планетах. Динозавры этого не знали, потому что, как мы уже сказали, не связывались с теми, кого оставляли следить за развитием цивилизаций — довольно опрометчиво с их стороны. Они понимают, что оставили за собой след из трупов, и это нехило так бьёт по самолюбию. Но откуда вообще взялись эти Астероиды?
Модель ситуации проста: у каждого действия есть противодействие — если динозавры эволюционировали в самоотверженную помощь всем, есть раса Астероидов, которая эволюционировала в самоотверженный вред всем (через вред динозаврам). Другими словами, если кто-то развивается до лучшего уровня жизни, тот, кто остался на худшем, неизбежно будет смотреть с осуждением и убеждать себя, что должен пожертвовать всем, чтобы остановить соперников. Более другими словами: если у кого-то всё хорошо, тот, у кого всё плохо, будет готов разбиться насмерть, лишь бы плохо было у всех.
Далее показывают пародии на ток-шоу, включая прямое упоминание подкаста Джо Рогана. Копаться там особо не в чем, шутка в основном для американцев. В ходе посещения телепередач динозавры понимают, что им тут больше не рады и что люди хотят выжить. Гости объявляют, что улетят с земли, чтобы спасти человечество. Оно этому очень радо, вот только общество мгновенно начинает рушится. В весёлой песенке нам напоминают о проблемах/ошибках нашей расы: разлив нефти у Аляски в 1989 году, взрыв Чернобыля, асбест (вредный материал, который долго использовали при строительстве в том числе школ) в Монтане, Атлантик Сити, диабет второй степени, ещё один разлив нефти — на этот раз в Мексиканском заливе, огромные мусорные острова, вымирание пчёл. Попутно показывают войны, неравенство и т.д. — короче говоря, всё вернулось на круги своя и мы снова в жопе.
Немного об «Оскаре». Во-первых, забавно, что президент не может попасть на церемонию и ему нужно просить Рик о проходке. Во-вторых, стало понятно, почему вообще Рик хотел стать ведущим. Для него это возможность творить дичь, напиваться на публике и позориться без каких-либо последствий. Это такая отсылка на Рика Джервейса, одного из создателей «Офиса», который часто ведёт «Оскар» и прославился тем, насколько бесцеремонно он шутит. В-третьих, «Рик и Морти» обвинили «Оскар» в том, что ошибка с «Лунным светом» и «Ла-ла-лендом» была инсценирована.
Праздник недолго продолжался: динозавры, оказалось, не просто улетели, а решили пожертвовать собой, чтобы закончить противостояние с Астероидами, о котором они только что узнали. Они считают себя слишком эволюционировавшими, чтобы быть кому-то соперниками и вступать в конфликты. Рику не нравится их решение, потому что таким образом они делают последний ход в партии, за которой следит всё человечество, становятся мучениками и героями, хотя на самом деле они эгоисты. И он решает подловить блеф, что они не хотят вымирать.
Про схожесть самоотверженности и эгоизма, главный поинт Рика: по сути динозавры сначала спасли человечество от самого себя из самоотверженности, а потом Рик спас человечество от динозавров из самолюбия (желания выиграть конфликт и стать ведущим «Оскара»). Он ловит соперников на том, что их самоотверженность маскирует эгоистическое желание показать всем свое превосходство и решить все проблемы мира. То же самое с Астероидами: они вроде как самоотверженно решают пожертвовать собой ради уничтожения врагов, но на деле делают это из мелочной ненависти к ним.
Эта мысль относится и к человечеству, потому что на самом деле в этом эпизоде мы — это динозавры. В каком-то смысле. Дэн Хармон сказал, что шутка в том, как люди любят древних ящеров и за что. Он считает, что это такое эгоистичное желание самоутвердится: динозавры вымерли все разом, а мы-то ещё живём и развиваемся, значит — мы просто лучше них. Примерно так же на человечество смотрят ящеры из серии: они нам помогают и решают наши проблемы, значит — они лучше нас. Такой вот сюжетный поворот.
Сам Рик хоть и действовал из мелочного желания отомстить за унижение с портальным пистолетом, не дал динозаврам повторить его ошибку: удалить себя из общества из-за высокого интеллекта. Про это, напомним, был четвёртый сезон, посвящённый одиночеству Рика. Динозавры уничтожили Астероид, но решили продолжить соперничество с учёным и сделали свой ход: заделали разлом у Цитадели. Очень мелочный поступок с их стороны: они хоть и спасли мир от возможных последствий существования бреши, но сделали это из эгоистичной ненависти к Рику. Тот не успокаивается, хочет остаться тем, за кем последнее слово, и кидает камень в корабль динозавров. Но те решают его припугнуть и Рик даёт дёру, признавая поражение.
После ухода динозавров Джерри остался Джерри, TikTok снова заполонили педофилы, а на Земле продолжилось глобальное потепление. Возможно, даже усиленное, потому что человечество наверняка решило наверстать упущенное во время правления гостей. Плюс в конце Рик починил наконец портальную пушку и снова начал издеваться над Морти в качестве ознаменования возвращения к классическим приключениям. Посмотрим, что нас ждёт после перерыва в сезоне.