После безумного второго эпизода, авторы «Рика и Морти» решили не плавить наши мозги, а вместо этого заставить прослезиться. Третья серия сконцентрировалась на главных героях и получилась эмоциональной, но попутно затронула проблемы экоактивизма и, возможно, нашего общества в целом. Тем много, везде глубоко, так что ловите спасательный круг в виде рекапа и поплыли.
Вангую, что после новой серии снова будет сильная поляризация на тех, кто в восторге, и тех, кому не зашло. Могло возникнуть ощущение, что вы смотрите не «Рика и Морти», на что есть причины: эпизод написал новый сценарист Роб Шраб. Это американский комик, комиксист и сценарист, который, например, вместе с Дэном Хармоном написал легендарный «Дом-монстр». Хармон, кстати, сказал, что его «личный Эмми» в пятом сезоне уходит именно серии авторства Шраба, а это явный сигнал, что надо забираться глубже!
«Неумортная Приквда» (отсылка к фильму «Неудобная правда» про экологию) — прямолинейный эпизод, без запутанностей и поворотов, поэтому пойдём по хронологии. Начинается всё с того, что Рик и Морти забирают кастомные майки из магазина, и эта сцена даёт нам важную деталь на будущее: главные герои популярны и внутри мульта, а не только среди нас. Например, на витрине есть майка с Мистером Мисиксом, которую вряд ли делали на заказ.
Появляется Дизельный Хорёк с кислотным дождём — этот персонаж отсылает к мультсериалу 90-х «Мыши-байкеры с Марса». Но главный персонаж, отсылающий к мультсериалу 90-х, другой — Планетина, очевидная аллюзия на супергероя из мультсериала «Команда спасателей Капитана Планеты». Его будут высмеивать всю серию, а начали авторы с насмешки над ужасными каламбурами, которыми раскидывался оригинальный эко-герой.
Супергероиня за четыре вау расправляется с Хорьком, и, чтобы привлечь внимание Планетины, Морти подбирает банку из-под пива Рика и выкидывает её на переработку. Он начинает в неловко-уверенном стиле подкатывать к новой пассии, и они идут на первое свидание. Рик, конечно, в шоке от того, что Морти так и не научился контролировать свой половой орган, пытается его остановить, но внук даже не спрашивает у деда разрешения, а просто кидает позади. Морти стал полностью автономным персонажем, что продолжает сюжетную линию четвёртого сезона.
После начальных титров нам показывают пародию на заставку «Команды спасателей Капитана Планеты», и тут сразу стоит отметить важную деталь: в оригинальном мульте было пять колец, а в «Рике и Морти» отсутствует кольцо Сердца. В контексте эпизода в это можно вчитываться по-разному, оставлю вам на подумать. Первое, что интересует Бет — возраст Планетины, на что Морти отвечает, что к ней понятие возраста неприменимо. На самом деле, он мог то же самое сказать про себя: парень столько повидал на своём веку, что давно перестал быть ребёнком.
Саммер ноет, что у неё все не складывается, а Рик тут же ловит возможность занять место спасителя и предлагает внучке отправиться тусить. Кстати, Рик первую часть этой сцены молча сидел вне кадра, а это для него крайне нетипично. Морти уже нашёл повод снова встретиться с Планетиной («В двухста милях отсюда здоровый лесной пожар! Шикарно!», — скажите, что после этой фразы вы не задумались, что они друг другу не очень-то подходят). Родители пытаются не отпускать детей, на что получают обвинения в «россизме» и игнор.
Морти снова привлекает внимание Тины спасением кролика, зовёт её на второе свидание, а значит пришло время знакомиться с «детьми» Планетины. Это те самые подростки, которые в 90-х получили элементальные кольца и призывали Тину, только вот они выросли и решили зарабатывать на ней. Здесь «Рик и Морти» ненадолго вступают на территорию «Пацанов», где в центре сюжета — плохие корпорации, присвоившие себе супергероев, но мульт надолго не задерживается на этой теме, потому что… ну, все же и так понимают, что корпорации плохие, да?
Морти в прямом эфире говорит, что встречается с Планетиной — довольно хладнокровный ход с его стороны, он буквально присвоил её себе. Мы тут же перемещаемся к Рику и Саммер, которые орут «на*** любовь» и едут тусить. Дед уже прилично так подвыпил, хотя пока ещё ни разу не пил в пятом сезоне — тут можно было бы сказать, что причина в том, что его бросил Морти, но первую банку пива Рик открыл ещё до появления Планетины. Учёный объясняет внучке правила апокалиптичных тусовок: не ныть, не рыдать, не привязываться, есть как можно больше жоп, количество важнее качества. Запомните, в жизни наверняка пригодятся.
Тут стоит сразу отметить мощнейшую параллель между двумя сюжетными линиями: на Земле Планетина взывает к обществу в попытках спасти окружающую среду и планету от апокалипсиса, а на других планетах в преддверии неминуемых апокалипсисов народ буквально забивает на понятие «общества» и пускается во все тяжкие. Опять же, смыслы тут ищите сами, навязывать не буду. Рик тем временем подкатывает ко всем подряд с одной и той же фразой, пока не встречает инопланетянку Дафни с её коронным «ХЭЛЛОУ».
В следующей сцене Морти переписывается с Планетиной, и всё очевидно заканчивается сексом. Тут заметим, что одна из «детей» супергероини не даёт ей смотреть новости, но к этому вернёмся позже. Саммер (или миссис Обама?) и Рик продолжают тусить, дед напивается в усмерть и внучка спрашивает, может ли он водить. Здесь ОЧЕНЬ странный момент: Рик говорит, что может (I’m… I’m… m… able), что на английском можно услышать как «I’m able» («Я могу») или как «I’m, Mable» («Я могу, Мэйбл»). Я бы не стал это отмечать, если бы несколькими кадрами раньше в комнате Морти не было отсылки к Биллу Шифру из «Гравити Фоллз» (Мэйбл оттуда же) и если бы сериалы уже не были бы связаны друг с другом. Что это значит и важно ли — пока не понятно.
Кстати, благодаря Саммер, мы знаем, что они тусили на первой планете целую неделю — немудрено, что Рик прихватил Дафни с собой. Сразу закончим апокалиптическую сюжетную линию: после второго конца света Саммер общается с Дафни и узнаёт про её «локтевые сиськи» и их власть над мужчинами. Тут-то она понимает, что Дафни меняет мужиков как перчатки и использует Рика в своих целях. Обитатели третьей планеты буквально стали для Смитов декорациями (конкретно — полом), на фоне которых Саммер попыталась донести до деда, что Дафни использует его, чтобы выжить, но тот не слушает внучку.
Чтобы показать лицемерие инопланетянки, Саммер отменяет конец света — жизни пассии Рика больше ничего не угрожает и она говорит «ГУДБАЙ». Дед, кстати, похвалил Саммер за то, что она поступила «как Рик» — «цинично отменила апокалипсис, чтобы разрушить одни отношения». Но из сцены после титров мы узнаём, что она разрушила не одни отношения, а, скорее всего, отношения между всеми жителями планеты, которая не увидела конца света.
Во второй сюжетной линии нас ждёт замес Морти с «детьми» Планетины, потому что они решили с ним расправиться, чтобы он не сорвал им продажу супергероини какому-то арабу. Влюблённый парень голыми руками побеждает огненного итальянца, а потом убивает остальных. Кстати, вы могли пропустить отличный визуальный гэг про нас, славян: блондинка из «детей» Тины — русская (она назвала араба комрадом), и умирает не от рук Морти, а от расстрела своими же людьми.
Дома Морти беззаботно рассказывает родителям, как убил кучу людей, но Бет и Джерри на удивление это норм. Не норм становится, когда Планетина говорит, что собирается переехать к Смитам — Бет даже просит девушку уйти. Тут Морти срывается на родителей за то, что все Смиты относятся к нему с пренебрежением. Это очень сильный эмоциональный момент, мы буквально видим, как ему больно, Морти даже не хлопает дверью, как раньше — вот вам отличный пример, как выдавить слезу на основе смешного гэга из начала серии.
Он улетает вместе с Тиной, которая постепенно становится жестокой и превращается в экотеррориста. Немудрено: «дети» больше не запрещают ей смотреть новости, и она понимает, как на самом деле всё плохо. Если бы Капитан Планета существовал бы сейчас, а не в 90-х, он бы тоже, наверно, свихнулся бы и стал злодеем. Это и происходит с Планетиной: из-за безразличия людей она начинает видеть проблему в них самих. Не просто так на фоне играет музыка со словами «Я для тебя антихрист».
Тут случается главный панч серии: Тина убивает кучу ни в чём не виноватых шахтёров. Всё это — удар по Капитану Планете: многим «зелёным» старый мультсериал не нравился, потому что в нём злодеями были работяги вплоть до уборщика мусора. Ответственность за проблемы с экологией будто умышленно перекладывали с корпораций на простых людей, ведь именно с ними боролся эко-супергерой. Причём, создателем мультсериала был бизнесмен Тед Тёрнер, который хоть и был филантропом и борцом за экологию, но в то же время количество его личных самолётов не равнялось нулю.
Расшифровывать эко-послание этой серии — себе дороже. Считывать его можно по-разному, но, кажется, авторы «Рика и Морти» призывают перевести взгляд с «давайте меньше ездить на машинах, сортировать мусор, не пользоваться трубочками и т.д.» на «на самом деле спасти окружающую среду могут только большие игроки вроде корпораций». Или же вся мысль в том, что с экологией всё настолько плохо, что её уже не спасти?
Если присмотреться, кажется, что главная тема эпизода — лицемерие. Рик нарушет свои же правила, Дафни притворяется влюблённой, Бет ругает сына за отношения в 14 лет, хотя сама забеременела в 17, дети Планетины используют борьбу за экологию, чтобы нажиться, а Морти винит девушку в том, что она убила 300 людей, хотя сам истреблял цивилизации. И кажется, что именно лицемерие, по мнению авторов, — главная проблема Земли, экологии, общества, системы. Как минимум потому что борьбу за экологию используют все, кому не лень — от корпораций до самого Морти (для него это был способ привлечь внимание романтического интереса).
Заканчивается серия душераздирающе: Морти приходится самому отказаться от любви девушки, которая ему только что в ней призналась. НЕ Планетина разбила сердце Морти, а наоборот. Она, конечно, сильно изменилась с момента их знакомства, парня можно понять, но менее больно от этого не становится. В голову даже закрадывается мысль, что и Рик, и Морти просто неспособны любить (в романтическом плане). У парня хотя бы есть мама, которая даст поплакать у себя на плече (Бет в этом моменте впервые предстала, как хорошая мать), но что есть у Рика?