Первоклассную дичь в классическом стиле «Рика и Морти» заказывали? Вторая серия пятого сезона оказалась теми ещё американскими горками в духе «давайте возьмём простой концепт и выкрутим его до максимума». Но мы-то знаем, что авторы «Рика и Морти» никогда ничего не делают просто так, поэтому надо разобраться, что скрывается за внешней простотой «Мортножество».
Сюжет простой: Рик создаёт обманки семьи Смитов, которые тоже начинают создавать обманки, что приводит к хаосу. Перед нами уникальный случай, когда двадцать с лишним минут «Рика и Морти» можно уместить в одно предложение. Серьёзно, возьмите, например, предыдущую серию и попробуйте описать её как можно короче (это сложно, поверьте, мы пробовали). В силу простоты сюжета стоит гораздо глубже зарываться в новую серию, поэтому в этом рекапе мы пойдём по слоям, а не про хронологии.
На поверхности авторы наглядно объясняют нам различия клонов и обманок. Клонирование — деликатный процесс, потому что в итоге создаётся идеальная копия вплоть до атомов. Создание обманки проще, потому что Рику всего лишь нужно создать убедительную копию себя: он как ксерокс делает ксерокопию. Но фишка в том, что у Рика есть недостатки, а бракованные ксероксы выдают бракованные копии.
Тут в игру вступает «Каскад Азимова» — несуществующая концепция (ровно как из «Правило 34 Каскада Азимова»), названная в честь реального человека, чтобы казаться «настоящей» (короче говоря, «Рик и Морти» выходят на научное поле и теперь сами вводят концепцы, а не развивают уже придуманные). Если бракованный ксерокс делает копию бракованной копии, их бракованность умножается друг на друга, и в результате следующая копия получается вдвойне бракованной. Дальше это начинает стремительно набирать обороты до тех пор, когда в очередной копии уже практически невозможно узнать оригинал. Но это лишь каскадность «Каскада Азимова», а фантаст тут по другому поводу.
Айзек Азимов много писал про робототехнику, во многом определив жанр научной фантастики на эту тему. В том числе он задавался вопросом осознания роботами своей роботизированности — вспомните того же «Двухсотлетнего человека». Здесь на месте героя Азимова оказывается Рик — он проходит через все стадии принятия того, что он — копия. Начинается всё с фразы «Я бы не стал тебе врать, Морти, хотя это было бы ложью»: Рик замечает, что завёл себя в простейший тупик-парадокс, поскольку понимает, что слишком умён, чтобы оказаться в такой ситуации, и осознаёт, что с ним что-то не так.
Дальше идёт отрицание — вспомните ту шутку про штрих-код на полужопии Рика, после которой он говорит, что точно не копия. Злость перерастает в крестовый поход за душами обманок. Торг буквально показывают сражением двух Риков, которые параллельно пытаются убедить себя, что они не копии. Депрессия перерастает в бесконечную битву с самим собой (ух, какая метафора-то!) и заводной монтаж под Sinnerman Нины Симон. А принятие очевидно показывают, когда Смиты писают в океан, пытаясь успеть сделать всё задуманное до смерти. Дальше идёт новая стадия авторства создателей «Рика и Морти», которую мы назовём «да пошло оно всё к чёрту»: толпы Риков, которые уже осознали, что они обманки, пускаются в масштабный замес, просто чтобы вся эта история побыстрее закончилась.
На самом деле же, перед нами серия про Бет, потому что Рикам в этом эпизоде пришлось идти по стопам дочери, которая столкнулась с вероятностью того, что она — клон. Её стадии принятия, конечно, не сопровождались такими масштабными событиями, но маршрут тот же. Поэтому, возвращаясь к шутке с полужопием, Бет не верит Рику, когда тот прикидывается, что загнался из-за своей оригинальности, но сразу же подлавливает его, когда к нему в голову закрадываются мысли, что он не настоящий, после переодевания в осьминогов.
Бет даже удаётся ненадолго взять руль в свои руки, когда она создала подземное сообщество обманок, потому что знала, на каких душевных струнах её подопечных стоит играть. Она же поднимает тему бога, которая была в самом начале серии, когда Рик и Морти планировали убить Всевышнего (вы же не думаете, что авторы мульта стали бы просто так употреблять фразу «убить бога»?). Богом в сериале является Рик, как его можно убить?
Разгадка в том, что нужно не убивать бога, а спустить его обратно на землю, отобрать у него божественность. А что делает Рика божеством? Безграничное безразличие. И как же Бет убивает бога-Рика? Упрекает его: «Тебя же тааак утомляют жизнь и семья, но ты создал обманки, чтобы сохранить и то, и другое». Вот он главный «недостаток» бога-Рика: его любовь к Смитам. Она делает его человеком. Она убивает его божественность. Поэтому, когда Рик дал оружие Смитам в конце серии и сказал, что ими гордится, Морти сразу спросил: «Значит, мы можем быть обманками, да?».
А теперь пришло время самого сока. После финала четвёртого сезона я написал большой текст о том, как создатели «Рика и Морти» через сериал общались с нами, пытаясь определиться, делать ли мульт сериализованным (со сквозными сюжетными линиями) или эпизодическим (как ситком, в конце каждой серии всё возвращается к статусу кво). В этой серии они продемонстрировали, что не обязательно выбирать один стул, когда можно усидеть на обоих. «Мортножество» продолжает сюжеты про клонирование Бет и падение Рика, но в финале мы узнаём, что оригинальные Смиты вообще не в курсе событий на Земле.
Получается, что для зрителей «Рик и Морти» — сериализованные, а для персонажей — эпизодические. Последнего Рика-обманку убивают ровно после слов «Я изменился», намекая на то, что Смиты не будут меняться, они будут раскрываться вглубь. Пэйоффы этой серии (убийство бога, сближение Бет и Рика) — это тоже обманка, ведь ничего не изменилось. Казалось бы, последняя сцена делает этот эпизод канонической пустышкой, но на деле всё наоборот — мы, наверно, как никогда глубоко погрузились в разум Рика. Например, Рику было гораздо проще смириться с тем, что он — обманка, чем Бет с тем, что она может быть клоном, потому что копия подразумевает наличие оригинала. А в оригинальном Рике есть та же любовь к Смитам, которая погубила копии, просто она зарыта гораздо глубже и вылезает лишь на n-ном уровне бракованности.
В итоге всё сводится к тому, что нас затроллили и будут продолжать троллить каноничностью. Во-первых, это делают в лоб, когда Рик недоговаривает долгожданную фразу «Если вы хотите узнать, что случилось с мамой Бет...». Во-вторых, в конце серии появляется КосмоБет и Рик спрашивает, будет ли это происходить чаще, на что получает ответ: «Не перебарщивай». В-третьих, нас уже вторую серию подряд травят сиквелом «Межгалактического телевидения». В-четвёртых, теперь нет вообще никакого смысла пытаться понять, за какими Смитами мы следим — это могут быть выжившие копии-обманки, семья из другой вселенной, из другого времени и т.д.
Давайте закругляться, а то «Рика и Морти» можно разбирать бесконечно. Можно, например, поразмышлять о том, что Джерри догадался о важности Мистера Хочу Чтобы На Меня Всегда Охотились раньше других. Или про то, что пофигизм Саммер превысил пофигизм Рика. Или искать детали вроде того, что пароли от обманок были 80085 и 8==D. А может вас интересует то, что Морти не может кончить без майки Йосемитского национального парка? А вы заметили, что появились суицидальные зубы, которые Рик упоминал в предыдущей серии? И насколько же хороша сцена после титров (лучшая в сериале, если вас интересует наше мнение). Вот-вот, материала слишком много, так что давайте здесь просто возьмём и остановимся.