3 июля исполнилось 15 лет экранизации манги Хиро Фудзивары «Президент студсовета — горничная!» («Староста-горничная», Kaichou wa Maid-sama!) от студии J.C.Staff. В 2000-х сериал стал настоящим фаворитом жанра сёдзё, а сегодня его советуют всем начинающим анимешникам, предпочитающим романтику. В честь знаковой даты вспоминаем, за что мы полюбили неловкую историю двух школьников Мисаки Аюдзавы и Такуми Усуи.
Сюжет разворачивается в школе Сэйка, двери которой долгое время открывались только для мальчиков. Руководство учебного заведения решило начать приём девочек, даже несмотря на репутацию школы как места, где учатся хулиганы. Но одно дело — объединить ребят в разных классах, а другое — избавить новеньких от страха перед задирами. За важное дело по защите девушек берётся идеальная во всех отношениях ученица Мисаки Аюдзава, которая не только оберегает одноклассниц от ежедневных неудобств, но и становится президентом совета, чтобы глобально влиять на школьные порядки, зарабатывая репутацию мужененавистницы. Но личная позиция не всегда сочетается с бедственным семейным положением. Несмотря на отношение к парням, параллельно Мисаки работает в мейд-кафе в костюме горничной! И всё бы ничего, но за подработкой её застаёт главный краш школы Такуми Усуи, известный тем, что доводит всех девушек до слёз своими отказами. Как это обычно бывает, дальше ребята много спорят, притираются друг к другу и в конце концов влюбляются.

Но что отличает «Горничную» от остальных типичных произведений в жанре сёдзё? Она собрала в себе всё лучшее из произведений 2000-х: добрый юмор, милый фансервис, харизматичных персонажей и ту самую ностальгию, которая греет в любое время года. Кроме того, делаем скидку на возраст — 15 лет назад большая часть сюжетных ходов, которые сейчас мы воспринимаем как клише, только-только появлялись. Например, если сильные героини на первом плане для нас уже обыденность (вспомнить хотя бы Маи Сакурадзиму из «Глупого свина»), то в 2010-м строгая и принципиальная, но одновременно неловкая и стеснительная Мисака воспринималась несколько иначе. Девчонка, которая может постоять и за себя, и за подруг скорее существовала в западной анимации про фей и чародеек, а не в сеттинге японской повседневности. Не то чтобы сильных и смелых героинь не было до Аюдзавы, но жанр романтики никогда не стремился к бойкости и своенравности девушки. К слову, Усуй всё-таки оставался классическим кавалером — идеальный с головы до ног, высокий, холодный и отстранённый. В самом начале 2010-х сохранялся тренд на отчуждённых принцев, ждущих свою единственную принцессу.

Но нельзя обсуждать романтические тайтлы без их главной составляющей — неловких сцен и полуинтимных намёков то на поцелуи, то на действия с рейтингом повыше. Фансервис в аниме «Президент студсовета — горничная» был особенным, потому что, несмотря на экзотический наряд героини, не был навязчивым, работающим только на рейтинг. Наоборот, без неловкого визга половину тайтла смотреть просто невозможно — настолько комичной, бестолковой и романтичной выглядит главная пара. Костюм горничной не выглядит сексуально, потому что отражает стремление Мисаки сделать жизнь семьи чуточку лучше. Поэтому, когда Такуми видит её в униформе и реагирует на необычный наряд, у зрителя не возникает чувства стыда и недовольства. Главная героиня просто выглядит мило и забавно — без подтекста, который, по идее, должен присутствовать.
Особенно важным было то, что аниме не пыталось быть сложнее, чем есть. «Горничная» всегда была романтической комедией и не стеснялась этого. В современную романтику часто пытаются добавить драму ради драмы, тяжёлые любовные треугольники или намеренно конфликтные сцены. Это понятная и абсолютная очевидная тенденция, потому что годами развлекать зрителя одними и теми же клише — провальная затея. Но иногда хочется не миллион сюжетных поворотов, а простой и понятной симпатии, медленно развивающихся отношений и ситуаций, в которых герои учились бы доверять друг другу. Лучший пример из молодых тайтлов — «Хоримия». Не увидеть в ней знаковые отсылки на «Горничную» достаточно сложно. Взять тот же образ Кёко Хори — идеальная девочка, которая всем нравится и может постоять за себя и одноклассников. Чувствуем сходство?

Но основное, конечно, — ностальгия по уютным 2010-м. В конце 2000-х, несмотря на большое количество «сложных тайтлов» в стиле Durarara!! или «Тетради Смерти» с философскими рассуждениями, социальными подтекстами и метафорами, в ходу были лёгкие сериалы. Рядовые зрители искали не пищи для размышлений, а того, что позволяло отдохнуть от реальной жизни. «Президент студсовета — горничная» идеально вписывался в ожидания. Его обсуждали в группах «ВКонтакте», искали на арт-батлы в комментариях арты с Мисакой, спорили, в какой момент главная пара наконец-то поцелуется, записывали каверы на опенинг. Многие впервые узнали слово «мэйд-кафе» (кофейня с горничными) именно благодаря этому аниме. А сколько ролевых проектов было создано по милой истории горничной-официантки — даже считать страшно!
Аниме показало, что сильные девушки могут оставаться уязвимыми, а строгая и справедливая — не значит холодная стерва. Доказало, что можно совмещать романтику и юмор, а поддержка и тепло в отношениях важнее, чем пафосные признания на фоне фейерверков. До сих пор приятно смотреть на то, как Усуи пытается защищать свою принцессу или в очередной раз расстраиваться, что заветного поцелуя не случилось. Ведь иногда нам нужно не новое, а понятное и знакомое, напоминающее первую любовь.
