В этом году фильму «10 причин моей ненависти» (10 Things I Hate About You) о любви и ненависти двух совершенно разных, на первый взгляд, молодых людей исполнилось 25 лет. До сих пор лента, основанная на Шекспировском «Укрощении строптивой», считается одной из лучших романтических комедий о первой школьной влюблённости. В этой статье поговорим о том, как режиссёр Джил Джангер обыгрывает клише жанра и вспомним экранную химию Хита Леджера и Джулии Стайлз.
Сестры Бьянка (Лариса Олейник) и Кэт (Джулия Стайлз) — полные противоположности. Первая пользуется популярностью у парней, мечтает о свиданиях с парнями и любит милые женственные наряды: платья в цветочек да розовые кофточки. Вторая носит пацанковатую одежду, грубо выражается, читает писательниц-феминисток и презирает мужскую часть населения. Как бы сильно Бьянка не хотела пойти на встречу с популярным школьным красавчиком, отец категорически против её свиданий до наступления совершеннолетия. Однако идёт на уступки, заранее зная, что условие практически невыполнимо: дочь сможет пойти на встречу с парнем, если первой это сделает Кэт.
Влюблённый в Бьянку неприметный ученик Кэмерон (Джозеф Гордон-Левитт) узнаёт об условии и подкупает местного хулигана Патрика (Хит Леджер), чтобы тот пригласил недоступную девушку на свидание. А дальше сюжет разворачивается в лучших традициях жанра: игра превращается в увлечение, а потом и в любовь.
Отсылки на Шекспира, феминизм и потрясающий Хит Леджер
Как и в фильме, в пьесе главные роли отводятся двум совершенно разным сёстрам. В произведении в младшую влюбляется дворянин Люченцио. Он мечтает обручиться с Бьянкой, но отец девушек объявляет, что она выйдет замуж только после своенравной и язвительной старшей сестры Катарины.
Помимо сюжета в фильме адаптировали несколько деталей из пьесы и жизни писателя. Например, действие произведения происходит в итальянском городе Падуя, а в кино — в средней школе Падуи, а одна из школьниц Манделла (Сьюзен Мэй Пратт) буквально одержима писателем и часто упоминает его в разговорах с Кэт. Фамилия сестёр Стратфорд — это родной город писателя Стратфорд-на-Эйвоне, а фамилия Патрика Вероны — город, где происходят действия «Ромео и Джульетты».
Если в произведении Катарина хоть и позволяет себе дерзкие высказывания, но всё же подчиняется, то Кэт — воплощение феминизма. Она читает «Под стеклянным колпаком» Сильвии Плат, оттягивается на рокерских тусовках, носит армейские ботинки, открыто высказывает политическую позицию, катается на разваливающейся тачке под Bad Reputation, противостоит популярному старшекласснику-бабнику. Девушка спорит с отцом о поступлении, с директором об учебной программе, с обществом — через полное игнорирование свиданий и школьных танцев. Кэт говорит что думает. Кэт крутая. Она стала феминистической иконой 2000-х, ведь действительно продвигала независимость, что сложно найти в женских персонажах жанра хоть тогда, хоть сейчас.
Это заслуга не столько режиссёра Джила Джангера, сколько сценаристки и настоящей riot grrrl Кирстен Смит («Катись», «Голая правда», «Блондинка в законе»). Для неё фильм «10 причин моей ненависти» стал первой работой в кино. Идея сценария пришла к ней и Карен МаккКаллах через несколько лет после успеха фильма «Бестолковые», снятого по мотивам произведения Джейн Остин «Эмма». Осовременивание классики зачастую вариант беспроигрышный. Вспомните хотя бы «Жестокие игры», адаптировавшие «Опасные связи» Пьера Шодерло де Лакло, «Она — мужчина» по «Двенадцатой ночи» Шекспира или «Отличницу лёгкого поведения» по «Алой букве» Натаниэля Готорна.
Однако именно благодаря Кирстен Смит фильм стал таким культовым, а главная героиня Кэт не просто дерзкой и своенравной, а смелой, умной и яркой — настоящим воплощением позднего движения riot grrrl.
«Во мне было немного того самого северо-западного феминизма, а ещё я окончила колледж всего несколькими годами ранее. В памяти были свежи занятия по женским исследованиям и я включила в фильм эти идеи. Мы написали "10 вещей" в 1997 году — довольно рано в истории постфеминистского возрождения. Я помню, как моя партнёрша по писательскому цеху не хотела называть себя феминисткой, потому что тогда это было немодно и означало: "она ненавидит мужчин". Однако Кэт неустрашима, сильна и никогда не сомневается в том, чего может и хочет добиться», — говорила Кирстен Смит в интервью для Vice.
Именно поэтому поиск актрисы на главную роль был непрост, а Джулия Стайлз, которой тогда было всего 17, никак не могла поверить, что её утвердили. В то время девушка ходила на прослушивание для рекламы, но её никогда не брали, потому что продюсерам будущая звезда казалось недостаточно яркой и энергичной. В интервью Entertainment Weekly она поделилась:
«Они всегда думали, что я злая, а поэтому, когда я прочитала роль Кэт, я подумала: “Ах, это идеально для меня!” Я отчаянно жаждала этой роли, ведь видеть центральным персонажем вздорную девочку-подростка было очень здорово. Сценаристы привнесли в юмор большую долю цинизма, что редко встречается в подростковых ромкомах».
Если сложности с ролью Кэт заключались в бунтарском характере героини её яркой феминистской позиции, то с Патриком проблема была другая. Он должен был быть мужественным, не демонстрируя этого, умным, скрывая свой интеллект, и обаятельным, отгораживаясь от окружающих. Однако, когда на прослушивание пришёл Леджер, режиссёр тут же понял, что юноша не только справится с ролью, но и станет звездой.
Актриса Габриэль Юнион, сыгравшая роль школьницы Чэстити, в шоу Watch What Happens Live поделилась своими воспоминаниями о съёмках:
«Леджер сказал мне и всем, кто старше 21 года, встретиться с ним в баре наверху отеля. Мы заходим, а у него так просто растрёпаны волосы… Ему 19, а он пьёт как отец. Хит был таким мужчиной и таким джентльменом. Весь актёрский состав был мечтой. Мы постоянно тусовались и ужинали вместе во время съёмок».
Команда у фильма действительно сложилась потрясающая, чего только стоил Джозеф Гордон-Левитт в роли неуверенного в себе, до ужаса стеснительного и влюблённого в популярную ученицу Кэмерона, образ которого перекочует в «500 дней лета». Но именно тандем Леджера и Стайлз сделал фильм таким неповторимым. Не только из-за экранной химии, но из-за умения актёров полностью вжиться в роль и вовремя сымпровизировать. Так, слёзы Стайлз во время чтения стихотворения о «10 причинах моей ненависти к тебе» были незапланированными, а знаменитая сцена с песней Патрика на стадионе изначально должна была быть другой. Леджер предложил заменить песню с «I Think I Love You» группы The Partridge Family на «Can’t Take My Eyes Off You» Фрэнки Валли (к слову, пел актёр сам). Для этой же сцены он выдвигал свои идеи для костюма. То, что зритель увидел в финальном варианте, — задумка Хита.
Отдушина в мире ромкомов и оплот хитов 1990-х
Фильм «10 причин моей ненависти» — апофеоз всего самого лучшего, что мог внести конец 1990-х в романтическую подростковую комедию. Клише, в скором времени ставшие классикой: первая школьная любовь, недоступная героиня, пропускающая школьные дискотеки, чтобы почитать книги, плохой парень, опасный лишь с виду. Грязноватый, но чертовски органичный юмор, великолепные наряды, которые хочется надеть даже сейчас, а ещё саундтрек — классические хиты того времени. Ну и конечно же группа Letters to Cleo, живые выступления которых можно увидеть аж в двух сценах: на концерте, где отрывается Кэт, и на выпускном балу.
«10 причин моей ненависти» стал классикой подросткового кино. Спустя 10 причин (зачеркните) лет он был адаптирован в сериал с Линдси Шоу и Меган Джетт Мартин в главных ролях, однако такой популярности не сыскал. И это понятно, ведь фильм стал культовым не только из-за сюжета и актёрского состава, но и атмосферы того времени, которую передать, увы, практически невозможно.