При частом потреблении кофе вне дома вы можете столкнуться с двумя проблемами: стаканчики, которые выбрасываются обычно спустя 15 минут, достаточно вредны, а ещё они часто преступно не красивы. Редактор и смм-гуру 2х2 Артём Миндрин разобрал свою огромную коллекцию кофейных стаканчиков, чтобы понять, как нам продолжать их использовать, несмотря на вред экологии.
Многие ошибочно считают, что не экологична только крышечка. Но сам кофейный стаканчик также содержит слой пластика — он в природе разлагается дольше, чем [as] решается с анонсом пятого сезона «Рика и Морти». Этот слой находится внутри и защищает бумажную основу от промокания, поэтому отделить их друг от друга невозможно.
Кроме того, часто для производства таких стаканчиков используется первичная бумага, то есть не макулатура (в России практически не найти такую одноразовую посуду из переработанного сырья). Отсюда вроде должна следовать простая рекомендация: не используйте одноразовые стаканы.
Но как нам при такой логике пить кофе? Носить с собой тамблеры или какие-то кружки — привычка, к которой прийти очень сложно. Мы не привыкли с собой шоппер брать в магазин, а тут утром надо тащить кружку. В метро? В руках? Утром? Я перед работой хорошо, если одеться не забыл. На этот тезис я часто слышу в ответ рекомендацию готовить кофе дома. А что потом? Готовь дома -> производи сам продукты -> начни считать излишек и продавай его -> создай свою слободу -> запрети вход в твои магазины неверным и авторам последнего сезона «Игры престолов».
Как по мне, это путь в никуда. Кроме того, тут можно привести немного занимательной статистики. «Гринпис» на своём сайте приводит данные исследования CupClub:
«Углеродный след производства и утилизации тысячи одноразовых кофейных стаканчиков (с крышками) составляет 63 кг CO2. Это равно количеству выбросов, производимых средним автомобилем за 350 км пути (350 метров на один стакан)».
То есть каждый километр пути любого водителя оправдывает три использованных мной стакана. При массе примеров с более экологичным транспортом эта позиция эксплуатационная, при которой потребности одних людей, какими бы они не были, почему-то обесцениваются в долг. И это простой и самый грубый пример, который мы можем долго раздувать, но зачем? Решить проблемы глобально человечество не может, но если лично вы готовы отказаться от стаканов — сделайте это уже сейчас.
В ситуации, когда практических решений немного, мне больше нравится позиция если не оправдания, то поиска дополнительных смыслов. Мы должны понимать, зачем продолжаем использовать подобные изделия, и одна лишь экономия времени не может стать исчерпывающей.
Я определил для себя минимум три таких смысла:
— Дополнительная эмоция и маркетинговые возможности;
— Социальные возможности;
— Новый вид искусства или носитель такового.
Дисклеймер: я около семи лет коллекционирую стаканы в разных форматах. Началось все примерно в те годы, когда в регионах стали появляться первые модные кофейни. В своей первой форме коллекция представляла собой такую плантацию газона у меня в общажной берлоге.
Несколько переездов помогли эволюции, поэтому вся коллекция теперь — это фотографии в одном формате и немой блог, который я веду для себя. Так примерно и появилась агрессивная позиция по отношению к кофейным точкам. Попытаемся разобраться по порядку.
Эмоции
Представим простой белый стакан с кофе. Единственная эмоция у вас появится только от вкуса самого напитка. Какая разница, из чего вы его пьёте? Если бы на его месте был пластиковый стакан или кружка с форума программистов, которую старший брат притащил ещё в 2012 году, то что бы поменялось?
В Москве и других больших городах огромное количество дико креативных заведений: дизайн в стиле лофт, оригинальное название с игрой слов и программой лояльности. В 70% случаев креативность на этом и заканчивается. Самая простая возможность запомниться клиенту — местоположение, стакан и высокий ценник (последнее не советуем). Эстетическое восприятие — важная составляющая для нашей культуры потребления и игнорировать её просто странно. Однажды в Surf появились стаканы с попугаями, которые мгновенно заполонили социальные сети. Покупая один кофе, клиенты получали по сути дополнительный продукт, которым им приятно было владеть, то есть кофейня давала им больше эмоций.
Кроме того, это еще и рекламное место, которое попадает не только в мусорные баки, но и, как в примере выше, в социальные сети клиентов, увеличивая базовый охват одного кофе до сотни или тысячи человек. Логично ответить, что кастомный стакан увеличит стоимость напитка, и поверхностный гугл говорит, что вместо рубля вам надо будет заплатить около трёх (подозреваю, что можно найти выгодные для себя условия, если этим заняться).
Социальные возможности
Вероятно многие из нас уже давно игнорируют газеты, брошюры и прочую печатную продукцию. Здесь же мы получаем носитель, который человек берет по собственной воле, а значит это чуть ли не идеальная форма взаимодействия в офлайне. В таком случае у нас открывается огромные возможности по работе с информацией. Так в 2018 году австралийские креативщики из whiteGREY придумали размещать на стаканах портреты людей, пропавших без вести. Это позволило не только дополнить информационно поисковую кампанию, но и привлечь дополнительное внимание к социальной программе Missing Persons Advocacy Network в целом.
Еще можно вспомнить, как в Москве в 2018 году в некоторых кофейнях появились капхолдеры, которые напоминали о выборах мэра. Акция была воспринята неоднозначно, но по сути направление было выбрано правильно. Так мы можем представить множество форм работы с потенциально важной информацией.
Новый вид искусства
На самом деле, здесь я немного лукавлю, потому что вопрос частично дискуссионный. Выше мы говорим об эстетических задачах, которые дизайн стаканов может выполнять. Но что если мы вынесем это за рамки маркетинговых задач?
Работа над упаковкой сейчас строится на двух китах: постулатах о том, как цвет и форма влияют на выбор покупателя, а также на творчестве исполнителя, поставленном на поток. Работает ли первое сейчас? Мода на крафт показала, что пастельные тона могут находить своего покупателя не хуже, чем красные упаковки.
Конечно, есть категория товаров, где древние убеждения работают полноценно, но я сомневаюсь, что на эти исследования стоит обращать внимание владельцам кофеен. Не хочется делать лишнюю рекламу сети Surf, но посмотрите, как они меняют дизайн для каждого сезона. Это же одна из форм современного искусства, как она есть. Что мешает остальным следовать их примеру?
Творчество — сложный процесс? Абсолютно, поэтому мы подходим к заключительной мысли, где стакан может становиться не просто объектом искусства, а его носителем и распространителем. Чтобы не тратить ваше время, просто приведу два примера: «Кофемания», которая летом 2020 года использовала работы Алексея Дубинского, Виктории Кошелевой и Паши Wais (заодно смогли привлечь спонсора), а также «Эспрессиум», стаканы которых украшали работы Нади Железновой.
Сейчас мы постоянно придумываем новые форматы для выставок. Их переносят в онлайн, проводят внутри компьютерных игр, их целиком даже печатают на бумажных носителях. Но почему не пойти по пути меньшего сопротивления?
Да, существует популярное мнение потребителей, которые сильно переживают, что стаканы оказываются в мусорных урнах. Но я считаю, что оказаться в урне после контакта со зрителем лучше, чем оставаться незримой подвеской на стене.