18 января на стримингах состоялась премьера российского сериала «Золотое дно». Почему во всём многообразии сериалов про богатство и влияние стоит посмотреть именно его? Разбираемся в материале, чем примечательна семейная драма в корпоративных декорациях из стекла и бетона московских небоскрёбов.
Ни для кого не секрет, что пристрастие российских киноделов к переиначиванию сюжетов зарубежных сериалов, в которых они способны искать вдохновение, бесконечно. Довольно часто в результате получаются весьма средние по качеству продукты. Но есть в этом «жанре» и свои шедевры. И, кажется, это как раз тот самый случай.
Сериал «Золотое дно» регулярно сравнивают с американскими «Наследниками», хитом HBO, причём делают это даже в рамках продвижения шоу. Его идея принадлежит Сергею Минаеву, тому самому автору нашумевшего в своё время романа «Духless. Повесть о ненастоящем человеке» о жизни и нравах одного конкретного топ-менеджера международной компании и московской богемной тусовки. Позже роман получил экранизацию с минималистичным «Духless» в названии, эмоциональным Данилой Козловским и Романом Прыгуновым в качестве режиссёра.
Минаева мы также знаем, как автора «The Телки», а потому ожидать, что новый проект будет безыскусной калькой нравов американской бизнес-династии не стоит. К слову, по признанию Сергея, он осилил просмотр лишь двух первых серий «Наследников» — сериал его не зацепил. На самом деле, «Золотое дно» основано на вполне реальной истории из отечественного бизнеса, которую сценаристы решили вольно пересказать зрителю.
Так что же ожидает вас на золотом дне?
Как писал Лев Николаевич Толстой: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
И это он точно о Градовых, владельцах контрольного пакета акций строительного холдинга «Галактика». Вокруг перипетий их бизнеса и личной жизни и завязан сюжет.
После внезапной смерти главы холдинга Алексея Градова (Ростислав Бершауэр) его дражайшее семейство начинает разыгрывать вполне ожидаемую комбинацию по захвату власти, влияния и материальных благ. Сюжет абсолютно жизненный и классический.
Поразительно, но в респектабельной, казалось бы, семье, все её члены в лучшем случае относятся друг другу с пренебрежительным равнодушием, а чаще — в открытую демонстрируют острый эмоциональный спектр, приближенный к чистой незамутнённой ненависти.
Даже угроза потери контроля над управлением холдингом не способна сплотить семейство. Естественно, после смерти вожака на вакантное место претендуют не только прямые наследники, но и бывший друг и партнёр по бизнесу Геннадий Кудрявцев (Игорь Гордин). У него имеется личный интерес, идущий вразрез с планами семьи Градовых. Кудрявцев намерен стать во главе бизнеса и потеснить ватагу соперников вопреки всему, включая закон.
Тут-то и начинается самое интересное. На доске появляются новые фигуры: из своего добровольного перманентного отпуска на Лазурном берегу возвращается патриарх семейства, Юрий Градов (Алексей Гуськов), дабы возглавить битву за семейный бизнес. Он же возвращает в компанию Надежду Воскресенскую (Юлия Снегирь), финансового директора, скоропостижно уволенную после смерти Алексея. Пикантная подробность: Надежда с покойным были любовниками. Ожидаемо? Более чем. Но и неожиданных поворотов сюжета по ходу повествования будет достаточно.
История следует модному нынче лайфстайл-тренду «всё не то, чем кажется», но это не точно. Впрочем, Сергей Минаев прибегал к упомянутому приёму, когда это ещё не было модным. Какую бы историю ни рассказывал, он осознанно отказывается от однозначных персонажей и не делит мир на чёрное и белое, ведь, как в реальной жизни, так и в историях Минаева, человеческое поведение зависит не только от характера, но и от внешних факторов, а жизнь порой ставит нас в сложные и, казалось бы, неразрешимые ситуации, в которых с точки зрения одних можно казаться ангелом во плоти, а по оценкам других быть хуже чертей на девятом кругу ада.
Одним из самых приятных аспектов сериала, помимо лихо закрученного сюжета, безусловно, стали персонажи. Все они интересные, у каждого своя захватывающая линия. Они живые, хоть и не лишены ярко выраженной архитипичности и временами некоторой шаблонности.
Алексей Градов оставил после себя аж трёх наследников-акционеров: пробивного и очаровательно самоуверенного старшенького Дмитрия (Павел Попов), среднего беднягу с кучей психологических травм Антона (Валерий Карпов) и младшенькую пофигистку Полину (Ангелина Пахомова). Кстати, в самом сериале есть некая интуитивная не пасхалка даже, а лёгкий намёк на градус общей ненормальности семейства: жена Димы Градова, а по совместительству HR-директор Зинаида в исполнении прекрасной Юлии Франц увлечена гороскопами и гаданием на картах таро. Очень изящный реалистичный штрих к образу коллектива «Галактики». В каком российском офисе наше время нет такого увлечённого человека?
При этом на протяжении всего сериала авторы ненавязчиво демонстрируют шахматные доски в различных кабинетах и домах героев, явно иллюстрируя интеллектуальность разыгравшейся борьбы. Надо сказать, в визуальном коде проекта, конечно, заложено много аллюзий на шахматную партию, ведь облик всех героев на протяжении всего повествования выдержан в едином стиле «тихая роскошь»: благородные ткани, идеальный крой, одежда приглушенных тонов, всевозможные сочетания тёмного и светлого, актуальные лаконичные ювелирные украшения.
Но порой противостояние принимает такие сюрреалистические обороты, что персонажей впору сравнивать не с благородными шахматными фигурами, а скорее со старшими арканами таро, чем может развлечь себя искушённый в этом разделе эзотерики зритель.
Кстати, если вы совсем ничего не смыслите в бизнесе, структурах и методах работы крупных холдингов, не знаете схемы увода средств в оффшоры и как понимать, например, термин «размытие доли акций», то поспешим огорчить: благодаря «Золотому дну» вы всё это так и не узнаете.
Сериал не даёт зрителю никаких объяснений или инструкций к пониманию всех тех хитрых и не очень схем, что проворачиваются на экране в течение сезона. И этот ход выглядит довольно эффектно, ведь с одной стороны нам как бы повышают порог вхождения в сюжет, и, если вы его не преодолеете, то часть истории пройдет мимо: общий смысл разговора вы поймёте, но пересказать, в чём заключалась суть проблемы, уже не сможете. При всём этом такая атмосфера добавляет контрастности в простую истину о том, что главное в борьбе за власть и миллионы — оставаться человеком. Удастся это далеко не всем.