19 ноября состоится показ 20-й, последней серии 15-го сезона сериала «Сверхъестественное», который (нам самим в это не верится) станет финалом эпопеи братьев Винчестеров. У сериала остается надежная аудитория фанатов, но немало и тех, кто утратил веру в разросшуюся до небывалых масштабов вселенную о борцах с нечистью. Кинокритик Иван Афанасьев вернул свой 2007-й (или, точнее, 2005-й), осилил пару десятков серий последних сезонов и высказался о том, почему «Сверхъестественное» выродилось в мыльную оперу.
Популярность в 2020-м бесконечной саги о Сэме, Дине и их друзьях — слегка странное явление. Я очень хорошо помню впечатления от пяти первых сезонов «Сверхъестественного», когда, казалось, должна была быть поставлена жирная точка — эпических масштабов противостояние состоялось, дальше рассказывать просто не о чем. Как же я тогда ошибался, не догадываясь, что эта «жирная точка» окажется лишь окончанием пролога, а бедных Дженсена Эклза и Джареда Падалеки, которым уже, скорее всего, не суждено вырасти из амплуа «актеров одной роли», затрут до уровня какого-то издевательства над зрителем, участниками шоу и здравым смыслом.
Жизнь идет, сменяются правительства в странах, коронавирус трансформирует нашу жизнь до неузнаваемости, и одно неизменно — «Сверхъестественное» идет и идет с маленьким перерывом на чай весной-летом этого года. Итак, вот почему я в свое время забросил эту бесконечную историю (как и многие другие).
ЖАЛОСТЬ К ГЛАВНЫМ ГЕРОЯМ
Это напоминает какой-нибудь шутер, в котором постепенно наравне с новыми врагами добавляют оружие покруче. Иногда задаешься вопросом: а что мешает, например, демонам из Doom просто взять и в самом начале игры выпустить на игрока Икону Греха при поддержке пары-тройки боссов и легиона архвилей? Здравый смысл и баланс, конечно же.
В «Сверхъестественном» что баланс, что здравый смысл потеряны напрочь, начиная с шестого-седьмого сезонов. Два мужика с внешностью порноактеров при поддержке ангела и еще, дай Босх, десятка друзей начищают рыла демонам, левиафанам и самому Богу, которые нападают строго дозированными порциями, чтобы у братцев была фора. Ну или хранят где-то супер-пупер оружие, которое почти никак не охраняется. Неужели можно всерьез воспринимать, что та же Смерть, фигурирующая в сериале, настолько глупее двух удачливых, но ничем особо не выдающихся парней?
ПОСТОЯННЫЕ ВОСКРЕШЕНИЯ И ГЛУПОСТИ
Понятно, что пятнадцать сезонов сами себя не выдумают, и поэтому, когда Винчестеры истребили всю адовую (и райскую) нечисть, сценаристы не нашли ничего лучше, кроме как начать воскрешать старых героев и злодеев. Порой сериал противоречит собственной логике: если поначалу Винчестеры боролись с нечистью как раз при помощи разнообразных христианских символов (святая вода, кресты), то их выход против бога в финале выглядит… слегка алогично?
И если поначалу это еще хоть как-то стоило свеч, то в финальном сезоне, когда они вернули под самыми немыслимыми предлогами, кажется, всех врагов и друзей братьев, становится очевидно, что, во-первых, у авторов беда с фантазией, а во-вторых — они держат зрителя за дурака. С другой стороны, тем, кто начинал смотреть «Сверхъестественное» в промежутке от 12 до 28-30 лет, сейчас должно быть от 27-28 до 45. И если к этому возрасту «старая гвардия» не отсеялась и продолжает с восторгом воспринимать этот высосанный из пальца детский сад, значит, авторы слишком хорошо понимают, кто их зритель.
ФАНСЕРВИС
Понятно, что Эклз и Падалеки (а заодно и Миша Коллинз) стали для поколения 2000-х своего рода секс-символами, которые бесконечно молоды, бесконечно красивы и бесконечно круты. Поэтому их внешность и образы юзают и в хвост, и в гриву. Поэтому абсурд последних сезонов особенно бросается в глаза — когда здравого смысла не осталось, в бой вступает фансервис и желание сражаться до последнего за каждого не оторвавшегося от общей биомассы поклонника.
А значит — уже упоминавшиеся воскрешения врагов и друзей, чтобы Винчестерам было, на ком продемонстрировать свою удаль, беспомощные злодеи — для того же, постоянные поддавки — из той же оперы. Боясь хоть как-то проредить армию фанатов, они постоянно сохраняют жизнь всем и вся, выдумывают один «гениальный» (точнее, бредовый) виток сюжета за другим. Например, вводят в сюжет Дина и Сэма из параллельной вселенной, по факту, ничем не отличающихся, и сюсюкаются со зрителем, как с малым ребенком, который визжит при слове «Винчестер».
Разумеется, это субъективная точка зрения. Но как можно в 2020-м тратить драгоценное время и смотреть «Сверхъестественное», когда вокруг столько отличных, увлекательных и прогрессирующих с каждым сезоном сериалов (от «Пацанов» до «Мандалорца») — мне категорически непонятно. Слава Богу, что 19 ноября эта вакханалия прекратится. Дженсен сможет, наконец, сменить амплуа и в третьем сезоне «Пацанов» предстанет в образе местного «злого Капитана Америка», а Джаред в продолжении «Крутого Уокера» попытается доказать всем, что он может играть кого-то еще.