На Netflix вышел фильм «Достать ножи: Воскрешение покойника» (Wake Up Dead Man) — третья часть франшизы Райана Джонсона о частном сыщике Бенуа Блане. После череды светских дел, связанных с сильными мира сего, герой отправляется в провинциальный католический приход, чтобы найти убийцу монсеньора. Рассказываем, какой получилась лента и почему детективный жанр постепенно отправляется на пенсию.
Раньше молодой священник Джад (Джош О’Коннор) был боксёром. После убийства оппонента на ринге он ушёл из профессии, найдя утешение в церкви. Однако привычки вроде решения конфликтов физической силой никуда не делись. Сломав коллеге челюсть, мужчина получает перевод в другой приход, где в провинциальном городишке должен помогать местному пастору Уиксу (Джош Бролин). Ирония в том, что вместо этого герой сначала будет развенчивать его культ личности, а после пытаться избежать наказания за убийство «наставника».

Монсеньор преподносит религию через агрессию, становясь личностным коучем прихожан. Под его влиянием находится не многочисленная, но довольно разнообразная группа: пожилая и инициативная Марта (Гленн Клоуз), ищущий утешение в бутылке доктор Нэт (Джереми Реннер), юрист Вера (Керри Вашингтон), её приёмный сын Дрейвен (Дэрил Маккормак) — видеоблогер, мечтающий о политической карьере; писатель-фантаст Ли (Эндрю Скотт), а также прикованная к инвалидному креслу виолончелистка Симона (Кейли Спейни) и местный садовник Сэмсон (Томас Хейден Чёрч).
Каст сбивает с ног. Чего только стоит Джош О’Коннор, ставший после «Претендентов» и «Химеры» одним из подающих надежды молодых актёров, наряду с Барри Кеоганом и Харрисом Дикинсоном. Как и полагается франшизе, главный герой в «Воскрешении» вовсе не сыщик, а священник. Однако здесь автор уделяет внимание не столько расследованию убийства, сколько внутренним метаниям Джада и разговору о так называемой «истинной вере».

Во время богослужения Уикс выбирает одну жертву из числа прихожан, которой посвящает целую проповедь, по большей части обвинительную. По его мнению, человек должен бороться за место под солнцем, а не утопать в любви и всепрощении. Монсеньор выстраивает вокруг себя культ, в котором новички не задерживаются надолго. На службу ходят одни те же: самые стойкие, но при этом давно потерявшие силы сыны божьи, которые используют преподобного в своих целях. Например, писатель Ли посвящает ему книгу, чтобы снова стать популярным автором, а видеоблогер Дрейвен записывает ролики на службах и использует их для охватов.
История о Бенуа Блане — пародия на экранизации произведений Агаты Кристи. Именно поэтому преступления тут абсурдные, а большая часть сюжета выполнена в комедийном ключе. Как и в аналогичных адаптациях, детектив изысканный, немного манерный, с обострённым чувством моды и тягой к высокопарным репликам. В этом плане как франшиза в целом, так и «Воскрешение покойника» в частности стойко выдерживают законы выбранного жанра и практически не устаревают. В отличие от центрального персонажа.

Оказывается, не только у Джеймса Бонда есть срок годности. Райан Джонсон штампует «Ножи» каждые три года, а потому зритель может наблюдать за неминуемым старением Дэниэла Крэйга, который, по крайней мере в данной трилогии, начинает сдавать позиции. Напыщенные монологи Блана всё больше выглядят «старческим бредом». И если в первой части Бенуа был загадочен и симпатичен, то здесь он потрепавшийся от быстротечности времени дядя, который скорее отличается сожалением к виновному, чем тягой к правосудию.

В купе провисает и детектив: убийцу можно вычислить уже на 20 минуте фильма, отчего хронометраж в два часа однозначно раздут. Интрига построена на совпадениях, когда главный герой оказывается в (не)нужном месте в (не)нужное время. Дело будто расследуется само, а Блан лишь собирает поданные на блюдечке улики.
Во всей франшизе повествование построено больше на диалогах, чем на динамичных действиях. В «Воскрешении» зритель видит раскол личности персонажа Джоша О’Коннора, как и в первой части метания героини Аны де Армас. И в этом кроется шарм продолжения, где актёру позволили выбраться из амплуа негодяя, каким он предстал в «Претендентах», и, подобно Роберту Паттинсону, раскрыть своё драматическое начало.
Визуал, как и речи сыщика, тоже напыщенные, что свойственно всем фильмам трилогии. Джонсон заигрывается с церковным колоритом, добавляя в кадр эффект витража или игру света, когда речь заходит об истинности веры. Оператор Стив Йедлин отрабатывает все деньги: картина цепляет общими планами и деталями, пусть и в избытке.

Постановщик создаёт готическую атмосферу, от которой отошёл в «Стеклянной луковице». Таким образом, он возвращается к форме английского детектива, но всё ещё пытается сохранить индивидуальность работы. Франшизу Джонсона отличает социальный подтекст: во всех частях появляются критикующие либерализм герои. Так, в Уиксе можно разглядеть карикатурного консерватора и трамписта, нарушающего демократические устои.
Воскрешение покойника» — последний фильм в рамках контракта Джонсона с Netflix. Студия купила сиквел и триквел после успеха первой части. Однако Райан Джонсон и Дэниэл Крэйг хотели бы продолжить рассказывать историю о похождениях частного сыщика, тем более что его личность до сих пор остаётся загадкой.

