В этом году боевик-ужастик «Ван Хельсинг» (Van Helsing) Стивена Соммерса празднует двадцатилетие. В своё время раскритикованный журналистами, но всё равно собравший большую кассу фильм собрал самых знаковых монстров и поставил их против охотника на нечисть в виде Хью Джекмана. Как смотрится лента спустя время и за что её полюбили, расскажем в статье.
Мумия прощай, здравствуй Дракула!
Недавно мы писали про 25-летний юбилей «Мумии» Стивена Соммерса, идея перезапуска которого пришла студии Universal в 1990 году. Фильм должен был стать низкобюджетным ужастиком о главе музея искусств и члене культа, пытающемся воскресить мумию. Но появился Соммерс, желающий воссоздать классику, и лента превратилась в блокбастер с закосом под Индиану Джонса и «Ясона и аргонавтов». И получилось отлично, ведь «Мумия» 1999 года сочетала в себе элементы комедии и ужасов под соусом спецэффектов и трюков — настоящий блокбастер. Зрители были в восторге, поэтому через два года вышло продолжение, а после ещё одно. Успех фильма превратил Соммерса из режиссёра низкопробного кино в одного из крупнейших кинодеятелей начала 2000-х. И тогда он задумался, что будет, если перезапустить другие классические фильмы студии о монстрах? Universal, довольная успехом «Мумии», готова была предоставить кредит на новый проект.
«Я просто люблю всех монстров, — говорил Стивен Соммерс в интервью SYFY WIRE. — Будучи ребёнком, я обожал Дракулу и Франкенштейна, но не хотел делать отдельные фильмы. Так что я просто взял и поиграл с этим».
Студия предоставила режиссёру комплект всех DVD со знаменитыми монстрами, что были у них в каталоге. «Франкенштейн встречает Человека-Волка», «Дом Франкенштейна», «Дом Дракулы» и «Человек-волк». Режиссёр взял из классических лент всё самое лучшее, скрестил это с литературой ужасов — «Дракулой» Брэма Стокера, «Франкенштейном» Мэри Шелли, «Странной историей доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. Опираясь на успех «Мумии», он сделал упор на зрелищность и лучшие на тот момент CGI-эффекты, а после создал собственного монстра Франкенштейна — фильм «Ван Хельсинг».
Раз, два, три, четыре, пять, монстров я иду искать
Открывает фильм чёрно-белая заставка с жутким видом на замок вампира и бегущими на него разгневанными крестьянами с горящими факелами. Это низкий поклон классическим лентам о монстрах Universal 1931-1945 годов, а ещё — прощание с ними, ведь через пару сцен «Ван Хельсинг» заявит о себе как о боевике с минимумом пугающих элементов. Этот восьмиминутный пролог о попытках Графа Дракулы (Ричард Роксбург) оживить своё потомство при помощи Виктора Франкенштейна (Сэмюэль Уэст) был снят знаменитым оператором Алленом Давио, долгое время работавшего со Спилбергом.
«Помню, как Соммерс был взволнован съёмками чёрно-белого эпизода в фильме. Он действительно подражал красоте той эпохи, — вспоминал продюсер фильма Боб Дюксе. — Из-за этого эпизод был смонтирован немного иначе — спокойнее, в классическом стиле».
Сам режиссёр хотел, чтобы «Хельсинг» был чёрно-белым, но не мог позволить себе сделать таким весь фильм. Восьми открывающих минут хватило, чтобы исполнить мечту маленького Соммерса. Постановщик всегда грезил, чтобы его детище было похоже фильмы, которые, будучи ребёнком, он смотрел в оборудованном подвале дома. Поэтому не только цвет, но и декорации в эпизоде должны были походить на классические ужасы. Так, художник-постановщик Аллан Кэмерон сделал их грубыми и ассиметричными: электронные приборы, пещера с каменной кладкой, сам замок, опускающиеся и поднимающиеся двигатели.
На этом приятная любителям классики часть закончилось, и в права вступил ещё развивающийся в те времена CGI. Камера переместилась в Париж 19 века, где у Ван Хельсинга (Хью Джекман) уже вовсю шла драка с Мистером Хайдом (Робби Колтрейн) — злым «Я» доктора Джекилла. За многочисленные убийства Ватикан разыскивает охотника на нечисть — беспощадного рыцаря Святого Ордена, но, ехидно улыбнувшись, Хельсинг продолжает вершить правосудие. Мужчина расправляется с монстром, попутно разбивая древнее витражное окно Нотр Дам-де-Пари. А дальше дорога одна — в Ватикан, на встречу с кардиналом Джинеттом (Алан Армстронг), который кратко объясняет зрителю туманную историю охотника, рассказывает о его амнезии и особых способностях. И да, в фильме Ван Хельсинг сильно отличается от книжного прототипа. У Брэма Стокера он был учёным и оккультистом, эффективно применяющим (а больше тестирующим) тактики борьбы с вампирами. То на кладбище друзей приведёт за склепом кровопийцы последить, то за изменениями цвета кожи жертвы будет наблюдать — умерла или ещё поживёт. У Соммерса герой эдакий спартанец, который летает на тонкой верёвке над главным собором Парижа, расстреливает вампиров из арбалета и бъётся с огромными монстрами один на один.
Но как и в книге, Хельсинг вынужден отправиться в загадочную Румынию, чтобы побороть Дракулу. Главного вампира, мечтающего оживить своё потомство и уничтожить охотников на вампиров. Делать нечего, нужно ехать в Трансильванию с карманами, набитыми чесноком да серебряными пулями.
Правда ли фильм так плох?
Ругают его небезосновательно. Безумная скорость сменяемых кадров, минимум диалогов, много (очень много) CGI и экспрессивная музыка, кричащая: «Здесь происходит великая битва!» Несмотря на это, создатели действительно вложили в проект душу. Например, делали сами большинство декораций: складывали грузовые контейнеры, а после строили вокруг фасад здания из пенопласта. Гигантские мосты и сложные подъёмные механизмы — всё это требовало скрупулёзности и многочисленных тестов, в том числе на совместимость с визуальными эффектами. Много работы ушло и на превращение героев в монстров. Сцена, где Валериус обращается в оборотня, сдирая с себя кожу, потребовала целой команды художников по гриму и спецэффектам.
«Я довольно некомпетентен в техническом плане, но у меня неплохое воображение, — говорил Соммерс. — Моя работа заключалась в том, чтобы объяснить это ребятам, которые создавали существ: от тех, кто формировал модели, до специалистов по компьютерной графике».
Несмотря на старания режиссёра и художников-постановщиков, подвели не то актёры, не то простоватый сценарий. Логика в ленте практически отсутствует. Чего только стоят выкрутасы Хельсинга и охотницы на вампиров Анны Валериус (Кейт Бекинсейл), которые со всей дури влетают в дома головами вперёд, прыгают с огромной высоты и не получают травм. Человек-волк так вообще спокойно пропускает через себя огромное количество электричества, даже шёрстку не подпалив. А на кривляния невест Дракулы порой без слёз не взглянешь. И всё равно проект Соммерса собрал кассу в 300 миллионов долларов (несмотря на производственные затраты в 160). Но Universal Pictures, уверенная, что «Ван Хельсинг» станет хитом и приступившая к разработке сиквела ещё до выхода первого фильма, продолжение всё же отменила.
«Большинство хороших фильмов получаются потому, что людям действительно нравится то, что они делают, — комментирует Соммерс. — Я родом из Миннесоты и в детстве смотрел оригинальную "Мумию" Бориса Карлоффа. Действие происходило в Древнем Египте и Каире 1920-1930-х годов. Снимали его в Бейкерсфилде, но я этого не знал. Это казалось очень экзотичным и крутым. То же самое с Франкенштейном, Дракулой и Человеком-волком. Я понимаю, почему я их люблю и почему они работают на меня. И, судя по всему, сработали и для других людей».
«Ван Хельсинг» нашёл продолжение в видеоигре, аниме-приквеле 2004 года «Ван Хельсинг: Лондонское задание» и комиксе, в котором охотник сражается против невидимого монстра и безумного учёного доктора Моро из романа Уэллса. Выходит, несмотря на провал, Соммерс смог не только завоевать любовь зрителей, но и создать собственную тёмную вселенную. Режиссёр сделал то, что до сих пор не удаётся самой Universal с провальной «Мумией» с Томом Крузом — продумал идеальную вселенную ещё 20 лет назад. Кто знает, может Соммерс смог бы столкнуть Хельсинга с Мумией, учитывая, что именно он стоял за обоими фильмами.
А к юбилею фильма студия Universal выложила отрывок встречи Ван Хельсинга с Дракулой в 4К-разрешении: