13 августа 2008 года на экраны в США вышел фильм, который до сих пор вызывает много споров об этике и переходе всех границ в юморе. Фильм, который с одной стороны был уморительной комедией, а с другой — жёсткой сатирой актуальных реалий Голливуда. В этом материале поговорим о «Солдатах неудачи» (Tropic thunder), которому исполняется 15 лет. Прошёл ли фильм проверку временем, так ли он оскорбителен и смешной ли он вообще спустя столько лет? Давайте разбираться!
Идея снять картину о зазнавшихся лицедеях пришла к комедийному актёру Бену Стиллеру ещё в далёком 1987 году, когда тот пробовался в различные военные киноленты. Тогда ему никак не удавалось добиться успеха, зато актёр на всю жизнь запомнил, как его коллеги, которые смогли-таки получить роли в военных фильмах, на каждом углу хвастались, что для реалистичного отыгрыша вояк перед камерой прошли несколько дней в учебке и что теперь они настоящие готовые ко всему солдаты. Стиллера это так повеселило, что он приступил к написанию сценария фильма, в котором действующими лицами должны были стать возомнившие о себе невесть что актёры, попадающие по сюжету в настоящую армию. Там горе-солдаты должны были прочувствовать ад на собственной шкуре на потеху зрителю. Вдохновлённый такими примерами как «Три амиго» (1986) и сильно позже «В поисках галактики» (1999) Стиллер считал, что это великолепная идея, к тому же в то время были очень популярны картины о войне во Вьетнаме. Но в итоге Стиллер всё-таки сыграл в подобном кино — в фильме Стивена Спилберга «Империя солнца», и работу над сценарием пришлось отложить. Годами позже, совместно со сценаристами Итаном Коэном и Джастином Теру, Стиллер доработал сценарий своего фильма. Студия Paramount Pictures выделила 92 миллиона долларов бюджета, и команда приступила к съёмкам.
Снимать картину планировали в Калифорнии, но затем съёмки перенесли на натуру на Гавайские острова. Что примечательно, «Солдаты неудачи», будучи комедией, до сих пор держат звание рекордсмена, поскольку таких масштабных съёмок на островах ещё не было. Например, для изображения вьетнамских деревень с жителями была задействована массовка в количестве более 500 человек. А роскошный напалмовый взрыв в начале картины был не просто настоящим, а по пиротехническим меркам весьма впечатляющим — почти 140 метровая линия из бочек с горючим породила огненный столб в высоту более 100 метров. Этот взрыв произвели всего один раз, снимали с десятка ракурсов, и, что иронично, взрыв в итоге попал в фильм, чего нельзя сказать о взрыве из вымышленного фильма «Солдаты удачи», съёмками которого заняты главные герои. Итак, спустя два года работы фильм «Солдаты неудачи» вышел в свет. Так о чём же он?
Сюжет переносил зрителя на съёмочную площадку эпического военного полотна — «Солдаты удачи». Съёмки фильма никак не задаются, режиссёр Дэмиан Ройчленан (Стив Куган) не в силах совладать с актёрской труппой. Каст практически целиком состоит из эгоцентричных и зазнавшихся «селебрити», каждый из которых тянет одеяло на себя, саботирует съёмки и ведёт себя как примадонна. Среди звёзд будущей картины Таг Спидман (Бен Стиллер) — ныне увядающая звезда, а в прошлом герой популярных боевиков, Кирк Лазарус (Роберт Дауни-мл.) — пятикратный обладатель «Оскара» и мастер глубокого погружения в роли, Джефф Портной (Джек Блэк) — звезда сортирных комедий и кокаиновый наркоман, Альпа Чино (Брэндон Тимоти Джексон) — стереотипный хип-хоп исполнитель, и Кевин Сандаски (Джей Барушель) — единственный незвёздный член команды, актёр-новичок. Когда съёмки фильма оказываются под угрозой срыва из-за одного запоротого, но очень дорогого дубля (вспоминаем тот самый взрыв напалма), режиссёру приходит мысль поменять правила игры и отправить самовлюблённых актёров в реальные джунгли, где в формате мокьюментари оголить их эмоции и снять самый лучший фильм о войне. Вот только он не предполагал, что эти джунгли кишат настоящими наркокартелями, а вся труппа теперь в реальной опасности. В общем, кино о «попаданцах», только без магии и перемещений во времени.
Картина была встречена очень хорошо. При бюджете почти в 100 миллионов, фильм собрал по миру чуть меньше 200 миллионов долларов, что для студийной комедии вполне хороший показатель. У картины до сих пор рейтинг 82 % на Rotten Tomatoes и хорошие рецензии критиков. Но не деньгами едиными «Солдаты неудачи» буквально захватили Голливуд. Будто бы исполняя роль зеркала современной индустрии кино, фильм вскрывал пороки жадных студийных боссов, которых в картине представили безжалостными манипуляторами. Высмеивал актёров-идиотов, которые не могут выжить без своих подхалимов агентов. Критиковал процесс производства кинолент, с растратами бюджетов и истреблением творческих и самостоятельных режиссёров, которые являли собой покорных рабов тех самых студийных воротил-манипуляторов. Фильм показал Голливуду его жуткое отражение, но делал это не со злобой, а, наоборот, с надеждой. Ведь в фильме все герои смогли справиться со своими демонами, значит и Голливуд сможет. И он оценил это, приняв картину тепло. Роберт Дауни-мл. даже получил номинацию на «Оскар» за роль второго плана. Но несмотря на такой положительный терапевтический эффект, фильм не гнушался бить ниже пояса и шутить на совсем острые темы.
Шутки об инвалидах, которые доходят до апогея, когда герой Бена Стиллера, чтобы выжить в плену у наркобаронов, играет на импровизированной сцене своего старого персонажа — «дебила Джека». Или Роберт Дауни-мл., исполнивший роль актёра, который перекрасил кожу ради погружения в образ темнокожего персонажа. За этот инцидент блэкфейса Роберт до сих пор подвергается нападкам. И это лишь самые заметные моменты! А там было и жёстокое обращение с животными (убийство бедной панды), двойной расизм (белый актёр, перекрасившийся в темнокожего, маскируется под азиата), шутки над инвалидами (персонаж Ника Нолти, который якобы не имел рук, в итоге оказался мошенником)… перечислять можно долго. Претензии к картине начались практически сразу. Так, в день премьеры выход картины пикетировали более 200 человек, полагавших, что новый фильм Стиллера оскорбляет чувства людей с отклонениями в психике. На сценаристов и актёров в прессе и на интервью посыпались вопросы о том, не жалеют ли они о съёмках фильма, не перегнули ли палку, не хотят ли извиниться. И эти вопросы звучат в их адрес до сих пор. Никто извиняться не собирается, создатели картины утверждают, что их пытаются обвинить лишь за то, что они подсветили важные проблемы и посмеялись над тем, о чём обычно говорят шёпотом и что стараются не замечать в коридорах Голливудских студий. В итоге все сходятся во мнении, что сейчас такой фильм бы не стала снимать ни одна студия, а подобный сценарий не подпускала бы ближе, чем на длину вытянутой палки. Но демонстрация изнанки кинопроизводства и шутки на рискованные темы — это лишь вершина айсберга, ведь у фильма есть ещё один пласт — отсылки и оммажи.
Начать стоит с того, что сам по себе фильм — одна большая пародия, однако она многомерна, поскольку пародирует сразу несколько жанров. Посудите сами: общий скелет картины — это комедия о кучке эгоцентричных придурков, которые вляпались в опасную ситуацию на манер «Тупого и ещё тупее», «Эйса Вентуры» или французских «Невезучих». Но, с другой стороны, «Солдаты неудачи» — это само по себе чуть ли не эпическое военное полотно, которое черпает вдохновение в таких классических картинах как «Взвод», «Цельнометаллическая оболочка», «Охотник на оленей» и, конечно же, «Апокалипсис сегодня» — это картина, которая, наверное будет главным военным референсом. После середины фильма он начинает работать как заправский приключенческий боевик наподобие «Хищника». И, как вишенка на торте, «Солдаты неудачи» — индустриальная сатира на коллег по киноцеху. Чего стоит только набор из трёх фейковых трейлеров несуществующих фильмов с главными героями «Солдат неудачи», которые идут до самой картины. Тут стоит сказать, что эти самые фейковые трейлеры неплохо так сбивали с толку во время просмотра в кино. Ведь до самого конца ты просто не понимаешь, что тебя водят за нос, и комедия уже началась, а смеется она сейчас скорее над тобой.
Отсылки кроются не только в подаче сюжета и в жанре фильма, но и в персонажах. Говорить о том, что герой Стиллера — собирательный образ героев боевиков 1980-х не стоит, поскольку это на поверхности. Как и образ Джека Блэка — типично комедийного актёра, который снимается в похабных фильмах, а в реальной жизни балагур и наркоман. Но есть в фильме отсылки и оммажи, которые заметят только маститые киноманы. Например, герой Стива Кугана, режиссёр Дэмиан Ройчленан — это отсылка сразу к двум режиссёрам: Ричарду Стенли, который, как и персонаж Кугана, не смог снять в своё время фильм «Остров доктора Моро» из-за саботажа главных актёров, а второй — это, конечно же, Фрэнсис Форд Коппола, работа которого над «Апокалипсисом сегодня» стала настоящей легендой, поскольку на съемочной площадке творился настоящий ад. Кирк Лазарус в исполнении Роберта Дауни-мл. — это прямой намёк на легендарного и оскароносного актёра Дэниела Дэй-Льюиса, который фанатично погружался в свои роли и делал это так сильно, что иной раз казалось, что его персонажи обретают форму в материальном мире, а Льюис куда-то исчезает. Ну и куда без главной отсылки в исполнении Тома Круза, который воплотил в картине образ зажравшегося студийного босса Леса Гроссмана, который железной рукой правит всеми процессами на съёмках. И у этого персонажа есть вполне реальный прототип — Скотт Рудин. Гениальный продюсер, приложивший свою руку ко многим хитам и которого коллеги и бывшие сотрудники называли не иначе как «абсолютное чудовище». Важно отметить, что персонаж Круза держался в строжайшем секрете. Его не было на промо материалах, он не участвовал в интервью. Даже был случай, когда во время съемок его сфотографировали в образе. Тогда юристам студии стоило больших трудов удалить из сети все фотоматериалы. И стоит признать, что вся это стоило таких трудозатрат — персонаж Тома Круза — это один из самых запоминающихся элементов фильма. И это далеко не все отсылки, скрытье в киноленте!
Некоторые сцены в фильме тоже не случайны. Так, например, начальный эпизод боя, где персонаж Стиллера убегает от целой армии и картинно погибает, вскинув руки под драматичную музыку, — это чуть ли не прямое цитирование фильма «Взвод» с аналогичным эпизодом. Момент с вечеринкой по случаю окончания первой недели съёмок — это шутливое напоминание о том, как Коппола, создавая «Апокалипсис сегодня», праздновал 100 и 200 дней съёмок картины, над чем смеялись все СМИ в то время. У «Солдат неудачи» даже есть весьма смешной документальный фильм под названием Rain of Madness, который рассказывает о съемочном процессе вымышленного фильма «Солдаты удачи», что, в свою очередь, отсылает к культовой документалке Hearts of Darkness: A Filmmaker's Apocalypse, рассказывающей о производственном хаосе, творившемся на площадке «Апокалипсиса сегодня». Да, здесь такой многослойный пирог из отсылок и пасхалок, что запутаться нетрудно.
Но, вероятно, самой главной и дорогостоящий сценой-оммажем считается та самая сцена напалмового взрыва, которая тоже пришла из «Апокалипсиса сегодня». В своём время Коппола в погоне за реалистичностью и зрелищностью беспощадно сжигал целые акры настоящего леса. «Солдаты неудачи» — это не просто пародийный фильм, а настоящий коллаж, который очень долго можно разглядывать под лупой на предмет пасхалок и мета-комментариев. Так как же картина смотрится сегодня?
На этот вопрос ответить весьма сложно. Если брать в расчет современную голливудскую повестку, то такой фильм не просто плохо смотрится, но и оскорбляет те ценности, которые постулируются сегодня. Он оскорбительный, нетерпимый, грубый и беспощадный. Фильм совершенно не знает чувства меры, этим он способен обидеть. С другой стороны, если отбросить современные тренды, то ситуация немногим лучше. Этот фильм сейчас смотрится скорее как очень смелый и хитро собранный пазл, который может быть и был актуальным в момент выхода, но сейчас он словно выдохся. Это очень странное ощущение, когда смотришь комедию, над которой некогда смеялся до слёз, и понимаешь, что сейчас она максимум может вызвать лёгкую улыбку. Цитировал шутки про «боевую единицу» и «сажай свой унитаз». Угарал над тем, что Кирк Лазарус провёл операцию по смене кожной пигментации и в операционной кричал «да, я чёрный!» Но по прошествии стольких лет ловишь себя на мысли, что уже не смеешься над этими шутками снова, а скорее подмечаешь, что вот в этом моменте фильма было смешно или помню, что конкретно вот эта шутка тогда зашла. И это невероятно грустно.
При всём этом умолять сатирические заслуги фильма не стоит ни в коем случае. «Солдаты неудачи» — это не продукт своего времени. Этот фильм вообще в любой промежуток времени выглядит как грубый, но обаятельный и остроумный балагур, которому не рады поначалу, но побыв в его кампании не хотят отпускать. Этот и подобные ему фильмы в любой момент времени будут порицаемы лишь за то, что они чрезмерно смелы. И если вы не видели этой картины ранее, то стоит наверстать упущенное. Ведь при внешней оболочке сортирной и скабрезной комедии, «Солдаты неудачи» — остроумная и с любовью сделанная шутка над миром кино.