20 ноября в прокат вышел фильм «Сущность» (The Thing with Feathers) с Бенедиктом Камбербэтчем, который показывали на «Сандэнсе» в начале этого года. Британский хоррор не столько пугает, сколько рефлексирует на тему утраты. Рассказываем, какой получилась картина и почему популярного актёра в ней не узнать.
В один день безымянный художник-комиксист (Бенедикт Камбербэтч) вернулся домой и обнаружил жену мёртвой. Мужчина остался один с двумя детьми. Сначала он пытался жить как прежде: водил детей в школу, продолжал работу над графическим романом, общался с людьми и посещал психолога, но с каждым днём всё больше замыкался в себе. Однажды в его доме, будто сойдя с рисунков, поселился огромный чёрный ворон (если смотреть в оригинале, можно услышать голос Дэвида Тьюлиса), который стал преследовать иллюстратора.
Человекоподобная птица начала морально (иногда и физически) издеваться над вдовцом и давить на его больные точки, в частности смеяться над утратой. Крики, рукоприкладство, попытки наладить диалог, игнорирование — ничего не могло заставить ворона уйти. Под этим давлением мужчина изменился, а жизнь стала трещать по швам. Существо явно упивалось страхом и нарастающей скорбью, но что оно на самом деле такое: сверхъестественное существо или плод воображения героя?


«Сущность» — дебютная игровая работа документалиста Дилана Саузерна, решившего экранизировать книгу Макса Портера «Скорбь — это существо с крыльями» (или «У печали есть крылья»). Постановщик и по совместительству сценарист переработал некоторые детали оригинала (например, в романе главный герой был писателем) и снял ленту, которую очень тяжело смотреть. Во-первых, зритель вынужден провести полтора часа чуть ли не наедине со страдающим мужчиной. Во-вторых, тема потери не самая лёгкая в восприятии.
Фильм показывает сложный жизненный период, где персонаж переживает утрату, а его скорбь конвертируется в страшное фантастическое существо, которое то ли губит, то ли пытается помочь. Мрачная палитра картины лишь подчёркивает депрессивное состояние художнника, скрывающего настоящие чувства и тщетно пытающегося сохранить семью. Бенедикт Камбербэтч проделал колоссальную работу, правдоподобно воплотив образ замкнувшегося в себе отца. Герой всеми силами сохраняет внешнее спокойствие, пока внутри копятся ярость, напряжение и безысходность. Эта роль разительно отличается от знакомого массовому зрителю образа саркастичного циника.


Хоррор «Сущность» — не первый фильм о потери, вышедший в отечественный прокат в этом году. Летом зрители могли посмотреть «Верни её из мёртвых» братьев Филиппу, где мать лишилась дочери и хотела оживить ребёнка с помощью жестокого ритуала. Она была готова пожертвовать чем угодно, даже принести в жертву других детей. Тему раскрывает и отчасти личный «Саван» Дэвида Кроненберга, в котором вдовец с помощью высокотехнологичной ткани в могиле супруги наблюдал за её медленным разложением, чтобы не расставаться с женой даже после смерти. Видимо, кинематографисты решили напомнить, что горе — естественное чувство, через которое нужно пройти достойно, не превращая его в болезнь, способную разрушить не только человека, его переживающего, но и заразить близких.

Лента делится на четыре части, и одна из них посвящена детям, которые тоже начинают видеть ворона. С ними он обходится бережнее, чем с отцом, но метафора понятна: из-за изменений, происходящих с главой семьи, разрушительные чувства стали разделять и сыновья. Пусть с ними птица, символизирующая горе утраты, и ведёт себя лояльнее, но пока существо и иллюстратор не ладят, жизнь в доме будет только усугубляться. К тому же, как заявляет ворон, он — самый хороший из тех, кто мог прийти в гости. Если его выгнать, появятся создания пострашнее — Скорбь заменит Отчаяние.


«Сущность» — не самый изобретательный хоррор (честно говоря, даже больше драма) на сложную тему, но он точно визуализирует тягучее чувство затяжной депрессии после потери близкого человека. Бенедикт Камбербэтч в мрачных тонах доказывает правдивость мемов о том, как мужчине будет тяжело без женщины (свои носки он может и найдёт, а вот с детской спортивной формой справиться будет труднее). Наблюдать за происходящим на экране неприятно, но отчасти полезно, ведь на месте безымянного художника может оказаться каждый. Важно понимать, что подобные чувства естественны, но нельзя позволять им целиком поглощать душу.

