Первый сезон аниме «Восхождение героя щита» (Tate no Yuusha no Nariagari) стартовал ещё в январе 2019 года. 25 эпизодов от студии Kinema Citrus сделали тайтл одним из самых обсуждаемых исекаев: в MyAnimeList он набрал более 1,5 млн отметок «смотрю» и «просмотрено» уже к лету 2019-го, а в японских чартах Blu-ray занимал верхние позиции среди новых сериалов.
С тех пор прошло шесть лет, и история Наофуми продолжает развиваться — несмотря на критику и усталость аудитории от слишком похожих друг на друга проектов («Повелитель», «Этот замечательный мир!», «Нет игры, нет жизни»). За это время вышло уже четыре сезона, был анонсирован пятый. Такой долгий цикл — редкость для исекаев, многие из них ограничиваются одной-двумя арками из-за предубеждения аудитории о вторичности жанра. Вопрос возникает сам собой: почему зрители всё ещё смотрят «Восхождение героя щита»? Чтобы разобраться, нужно понять, с чего всё началось и как проект менялся от сезона к сезону.

Аниме поставлено по одноимённому ранобэ Анэко Юсаги, выходившему с 2012 года. В отличие от десятков однотипных исекаев с изначально сильными главными героями, протагонист Наофуми Иватани начинал путь изгоем. Уже в первой серии его ложно обвинили в преступлении, лишили поддержки, денег и репутации, поставили в ситуацию, где пришлось выживать практически в одиночку. Такой поворот резко выделял сериал среди конкурентов, хоть сюжет и строился по классической исекаевской схеме: Иватани переносится в параллельный мир в качестве одного из четырёх героев, представляющих разные типы оружия — щит, копьё, меч и лук. Наофуми получает щит, что изначально делает его практически бесполезным в бою, а жители королевства относятся к нему с подозрением. Это заставляет парня быстро учиться стратегическому мышлению и самостоятельности.
На протяжении сериала у зрителя меняется отношение к персонажу от недоверия до признания способностей, когда тот учится использовать своё оружие не только в обороне, но и в тактических приёмах, комбинируя его с магией и способностями союзников. В итоге Иватани становится героем в глазах простого населения, потому что защищает жителей от монстров разного калибра. А ещё — первым врагом с точки зрения аристократии, ведь не может жалкий человек из другого мира нарушать баланс сил чужой планеты.


Персонажи в сериале выделяются ролями и динамикой взаимодействий. Наофуми показан как рассудительный воин, который постепенно выстраивает доверительные отношения с Рафталией — рабыней-полуеноткой, ставшей его спутницей и ученицей. Она превращается в его полноценного боевого партнёра, демонстрируя рост навыков и эмоциональную привязанность. Подобные изменения, как принято в исекае и жанре приключений, наблюдаются не в конкретных переломных моментах, а через длительную арку сближения, которая идёт побочно основной сюжетной линии.
В «Восхождении» понятно и корректно прописана история становления персонажей боевыми товарищами, во многом благодаря балансу между комедией и повседневностью. Ещё один ключевой герой — Фило, магическая птица, обладающая способностью принимать человеческую форму и увеличиваться в размерах. Она служит скорее дополнительным баффом для главного героя, который не может сражаться самостоятельно. Другие персонажи, призванные в качестве «классических» героев, Мотоясу, Рэн и Итсуки, по канону жанра действуют непредсказуемо или несогласованно, что создаёт контраст с продуманными действиями Наофуми и усиливает драматический эффект.

Есть за что ругать
Антагонисты в сериале нередко лишены глубокой мотивации: их действия объясняются постоянно повторяющимся конфликтом одних власть имущих с другими, из-за чего говорить про каждого нет смысла: все «злодеи» не могут сравниться с постоянно развивающимся Иватани и в итоге сдаются (или умирают). Второй сезон, вышедший в 2022 году, оказался самым спорным: арка с Черепахой-Хранителем была затянутой, темп повествования проседал, а многие сцены выглядели как филлеры, которые не двигали сюжет. Третий сезон пытался выправить ситуацию за счёт фокуса на Рафталии и её роли в истории, но проблема резких переходов между событиями и недостаточной проработки линий так и не была решена.
Четвёртый сезон, вышедший этим летом, во многом должен был показать, может ли тайтл восстановить доверие аудитории. Сюжет сосредоточился на стране деми-людей, где Наофуми приходится решать не только боевые, но и политические задачи. Именно в этой части появилось больше внимания к бывшему гладиатору и товарищу Наофуми Фоуру и его младшей сестре Атле, которых до этого момента практически не раскрывали. Атла стала фигурой, вызывающей противоположные эмоции аудитории во многом потому, что её преданность Наофуми подана как абсолютная и безусловная, что для одних зрителей стало трогательной драматической линией, а для других — разочарованием, ведь подобные тропы мешают активному продвижению сюжета.




Новый сезон снова столкнулся с критикой из-за темпа. Иногда события меняли фокус слишком резко: очевидно не хватило истории Атлы вне контекста её взаимоотношений с главным героем. Несмотря на то, что сценически тайтл начал изживать себя, визуальная составляющая получила заметный шаг вперёд. Сражения стали динамичнее, масштабнее, с использованием выразительной анимации и эффектов, а 3D сцен стало заметно меньше. Финал сопровождался важной новостью — подтверждением пятого сезона. Для поклонников это стало сигналом, что студия намерена довести историю до конца, а у издателя есть долгосрочные планы. Но вместе с радостью возник и скепсис: у сериала остаётся целый ряд нерешённых сюжетных веток. От конфликта альтернативных миров до судьбы Рафталии — ключевого персонажа.
Но не всё так однозначно
Несмотря на все споры вокруг качества отдельных сезонов и сюжетных арок, «Восхождение героя щита» продолжает оставаться одним из самых заметных представителей исекая. Во-первых, основа истории. Сюжет о герое, которому достаётся «слабый» артефакт или навык в самом начале, а мир вокруг враждебен к нему, существенно выбивался из привычных схем жанра. Это сейчас уже никого не удивишь игрой от обратного. Во-вторых, сериал активно играет на контрасте между недоверием и построением команды. Рафталия, Фило, Фоур и другие спутники Наофуми — не просто случайные персонажи. Их развитие выстраивается вокруг доверия к герою, которого отвергли почти все остальные. Пока Иватами предаётся мрачным настроениям и мстит всем, кто его обидел, его союзники добавляют в историю теплоту и человечность. В этом есть элемент психологического «утешения» — идея, что даже в условиях враждебного мира можно создать «семью» и найти тех, кто поддержит.

И ключевой момент — Наофуми. Он далёк от типичных героев-идеалистов: склонный к цинизму, наказывающий врагов, ближе к антигерою. Для многих зрителей именно эта черта делает его интересным: в отличие от «светлых» протагонистов других тайтлов, Наофуми вызывает чувство неоднозначности. Вспомнить хотя бы его жизнь «до» — студент-отаку на шее у родителей, который отказывался брать ответственность за свою жизнь. Многие находят в нём себя и стараются следовать по пути предотвращения неудач: всё-таки, на чужом примере учиться приятнее, чем на своём. Наконец, нельзя сбрасывать со счетов популярность жанра в целом. Исекай продолжает оставаться одним из самых востребованных направлений аниме, а «Восхождение героя щита» выгодно выделяется, сочетая элементы ролевой игры, политических конфликтов, эмоциональных драм и эпических битв. Для зрителя это универсальный набор «крючков».
