26 ноября стриминговый сервис Netflix вернул зрителей в Хоукинс — стартовал пятый сезон культового сериала «Очень странные дела» (Stranger Things). Город переживает не лучшие времена, и вместе с героями мы вновь оказываемся в эпицентре загадочных событий. Вот только теперь цена победы (или поражения) слишком велика. Рассказываем, чем запомнились первые четыре серии и какие намёки на развязку уже можно уловить.
Осторожно, спойлеры!
Прошло 18 месяцев с момента землетрясения в Хоукинсе. Город взяли под контроль военные и закрыли его на карантин. Одиннадцать (Милли Бобби Браун) вынуждена скрываться, но не прекращает оттачивать свои способности: под опекой приёмного отца, Джима Хоппера (Дэвид Харбор), она упорно тренируется, готовясь к решающей схватке с Векной (Джейми Кэмпбелл Бауэр). Сам бывший шериф не сидит на месте и регулярно наведывается в Изнанку, надеясь отыскать монстра и разгадать его планы. В команде тем временем нет единодушия: одни убеждены, что Генри Крил погиб после чудовищного ожога, другие не исключают того, что он мог выжить. Получив сведения о резком усилении военного присутствия, герои решаются на операцию по выслеживанию противника, но все быстро выходит из-под контроля. Хоппер оказывается в ловушке на той стороне, а у Уилла (Ноа Шнапп) учащаются мучительные приступы из-за связи с Векной. Злодей же неожиданно нацеливается на Холли Уиллер (Нелл Фишер) — младшую сестру Нэнси (Наталия Дайер) и Майка (Финн Вулфхард).

После трёх с половиной лет томительного ожидания Netflix наконец разразился новой — и по совместительству последней — главой своего флагманского проекта. Четвёртый сезон «Очень странных дел» в каком-то смысле воспроизвёл схему, успешно опробованную ещё в «Мстителях: Война бесконечности»: эпичный, мрачный, сводящий все сюжетные нити воедино и поднимающий ставки до предела, но всего лишь пролог к по-настоящему судьбоносному сражению. Хотя братья Даффер ответили на многие волнующие фанатов вопросы в заключительных сериях, они умудрились наплодить немало новых, так ещё и поставили в конце интригующее многоточие, подтолкнув аудиторию к смакованию всевозможных теорий на Reddit.

На протяжении всего этого времени они подогревали интерес к шоу посредством заявлений о доселе невиданной жестокости и смертях любимых героев в финале. Уже по трейлерам чувствовалась гнетущая атмосфера, а включение в один из них «Who Wants to Live Forever» группы Queen только усиливало это настроение. Тем удивительнее, что пятый сезон начинается бодро, минуя лишний пафос и пространные разглагольствования о тяжести пережитых событий. Дастин (Гейтен Матараццо) скорбит по Эдди (Джозеф Куинн), не расставаясь с символикой «Адского клуба», Лукас (Калеб Маклафлин) регулярно навещает Макс (Сэди Синк) в больнице, надеясь разбудить её песней Кейт Буш, но прочие персонажи сохраняют бодрость духа, чувство юмора и оптимизм. Повествование не топчется на месте и с первых минут берет бешеный разгон под зажигательный радиоэфир с Робин (aka Rockin’ Robin) в роли ведущей.

Правда, в этот момент невольно закрадываются сомнения в адекватности противников-людей. Непонятно, почему военные, превратившие Хоукинс в неприступную крепость, в принципе допускают работу станции и отчего так наплевательски относятся к досмотру грузовиков Мюррея, если им известно, что в городе есть группа ребят, постоянно вмешивающихся в их дела. И каким чудом Хопперу удаётся раз за разом устраивать рейды в Изнанку и не быть пойманным? Но это всего лишь сценарные условности. Их и раньше было предостаточно, но теперь, когда накал страстей кратно вырос, на подобные мелочи уже неприлично обращать внимание.

К слову, изоляция Хоукинса от внешнего мира наконец-то естественным образом разрешила давнишнюю проблему «Очень странных дел» — отсутствие цельности. С самого начала сериала так повелось, что история представляет собой набор параллельных сюжетных линий, которые под занавес каждого приключения сливаются в общий поток. Однако чем масштабнее становились события, тем отчетливее проявлялись изъяны этой структуры. Не все сюжетные ветви были равноценны по степени увлекательности и значимости, в то время как герои почти никак не взаимодействовали друг с другом до заключительных эпизодов. Особенно остро эта проблема ощущалась в четвёртом сезоне, когда одни персонажи давали отпор Векне дома, другие колесили по стране в поисках Оди, а третьи участвовали в камчатской операции по спасению Джима. В новых сериях они тоже порой разделяются из-за проблем со связью и непредвиденных ситуаций, но все еще остаются командой.

Из всей плеяды охотников на Генри Крилла закономерно выделяются Оди и Уилл. Последний, наконец, получает шанс проявить себя и выйти из тени своих товарищей, а катарсический финал четвёртого эпизода с его участием, сполна оправдывающий деление на части, — это не менее знаковый момент, чем сцена побега Макс под «Running Up That Hill». Параллели с судьбой «мальчика, который выжил» множатся настолько стремительно, что невольно гадаешь, кому из его друзей доверят произнести речь в духе монолога Невилла Долгопупса из «Даров смерти. Часть II». Более того, благодаря Холли Уиллер, обожающей роман «Излом времени», теперь ещё и за Векной закрепляется прозвище Мистер Кто-Это, что вызывает прямую ассоциацию с Тем-Кого-Нельзя-Называть.

Помимо предсказуемых поворотов сюжета пятый сезон неожиданно выводит на передний план Нэнси и Хоппера, сильно повышая их шансы на выбывание. Девушка едва не лишается родителей после нападения Демогоргона. К тому же, её экс-бойфренд Стив Харрингтон (Джо Кири) вопреки ожиданиям поклонников, похоже, покидает (на долго ли?) зону риска, из-за чего потенциальная гибель героини Натальи Дайер выглядит все более вероятным исходом из их недо-любовного треугольника с Джонатаном (Чарли Хитон). Что же до шерифа, вновь обретшего бороду и густую шевелюру, то возникает ощущение, что регулярные отсылки к трагедии его родной дочери отнюдь не случайны. Если это так, то самопожертвование ради спасения приёмной уже будет не банальным самоповтором, а логичным развитием персонажа Дэвида Харбора.

Братья Даффер демонстрируют виртуозное владение драматургией, не жертвуя при этом зрелищностью. Экшен-сцены производят грандиозный эффект, в особенности снятая одним дублем битва с тварями на военной базе из финала четвёртого эпизода. Пускай создатели на сей раз не балуют зрителей разнообразием локаций, зато визуальная составляющая шоу вышла на новый, подлинно кинематографический уровень. Очевидно, что бюджет в 60 миллионов долларов на серию был освоен вплоть до последнего цента. Хотя сериал уже утратил атмосферу уютного детского приключения в духе Кинга и Спилберга, но именно такой и должна быть кульминация. Первая часть сезона создаёт впечатление чего‑то исполинского и устрашающе мощного, о чем свидетельствует оценка последнего вышедшего эпизода на IMDb — самая высокая за всю историю «Очень странных дел».

