В новом сезоне «Потерянных очков Вани Новосельцева» все желающие могут погонять в настольный футбол. Многие виды спорта уже давно перешли в настольный формат. В этом материале мы разобрались, как появились и эволюционировали спортивные настолки, игровые автоматы и компьютерные игры.
Первые настолки
Футбол в принципе считается самым популярным и доступным видом спорта. Нет ничего необычного в том, что большего количества настольных версий удостоился именно он, поэтому сосредоточимся на нём. По версии сайта Old Football Games, сейчас существует более четырёхсот футбольных настолок, включающих в себя игры с фигурками, стратегические симуляторы, карточки и многое другое.
Пик популярности футбольных игр пришёлся на 1930-е. Из того времени можно вспомнить футбольный дартс Score-A-Goal, где игрокам нужно попасть в свою часть поля дротиком. В эту игру можно было рубиться до 57, 81 и 111 очков.
Главное не попасть в зону соперника, иначе все очки перейдут ему. Другая известная игра, Football Specullator, была выпущена в Англии в 1937 году как футбольный аналог «Монополии». Правила в ней оставались всё те же: кидаешь кубик и делаешь ходы по полю, но вместо фирм и заводов покупаешь знаменитые английские клубы. Обычная «Монополия» обзавелась футбольным изданием только в 1998 году в честь Чемпионата мира во Франции.
Также не обошлось без «футбольных шахмат» Association Football, популярных в 1940-е, где можно было протестить своё знание игровых тактик. Игровое поле действительно чем-то напоминало шахматное, только перекрашенное в другие цвета. По нему нужно было «передвигаться» специальными фишками, чтобы «забить» деревянную фишку, символизирующую мяч.
В 1985-м также выходил самый настоящий карточный симулятор жизни футболиста — Billy’s Hamilton Football Academy, где игровое поле представляло собой несколько фаз жизни игрока. Сначала предстояло изучить основы футбола в академии, затем начать полноценную карьеру и зафиналить всё это выходом на международный уровень, чтобы стать победителем Чемпионата мира.
Но самой популярной и известной настолкой по футболу можно считать Subbuteo или же щелчковый футбол, который появился в 1947 году и выпускается по сей день. Игра совместила в себе всё самое прикольное: футбол, бильярд и шахматы. Правила следующие: на картонном поле расставляются фигурки, которые нужно «отщёлкивать» прямо на мяч-шайбу, которая должна попасть в ворота противника. Всё как в полноразмерном футболе, включая штрафные и офсайды.
История футбольных настолок слишком длинная, чтобы уместить её в один материал, поэтому остановимся на самых интересных.
Кикер и ему подобные
Кикер — как раз то, что принято называть настольным футболом. Эта игра представляет собой целый стол с бортами, на котором расчерчено футбольное поле и закреплены штанги с пластмассовыми игроками, которыми нужно отбивать пластиковый мячик в ворота противника. Первый прототип этой конструкции появился ещё в 1913-м благодаря англичанину Эдвину Лоуренсу, но по его задумке вместо полноценной «команды» на поле должно было быть только два вратаря. В более привычном виде игра была запатентована уже в 1923-м году Гарольдом Торнтоном, который был преданным фанатом английской команды «Тоттенхэм Хотспур».
Сейчас существует одиннадцать видов столов, но только пять из них признаются Международной ассоциацией настольного футбола. Каждый год этот список пересматривается, но только по политическим причинам. Так, столы отличаются друг от друга только материалами, из которых они изготовлены, что значительно влияет на стили игры.
Международные соревнования по настольному футболу впервые были проведены в 2002 году во Франции, где проходят и до сих пор.
Противником кикера можно назвать настольный хоккей, первый прототип которого зародился на пару десятков лет позже. По одной из теорий, первый настольный хоккей был изобретён в Канаде в 1932 году Дональдом Манро, который хотел таким образом сделать подарок своим детям на Рождество. Прототип игры буквально был собран из подручных средств: доски, бельевые прищепки, ручки от комода, самодельная сеть и подшипник вместо шайбы. На хоккейное поле это было мало похоже, но суть была ясна: крути ручки, чтобы забивать рычагами шайбу в ворота. В 1936 году Манро уже запатентовал свою игру и стал самостоятельно делать экземпляры для магазинов.
В 1950-х у Манро появились первые конкуренты. Одновременно с этим в Швеции модернизировали игру, и на поле наконец-то появились картонные хоккеисты с клюшками, которые заменили продолговатые фигурки, и прорези в поле, позволяющие фальшивому спортсмену маневрировать по полю.
После всего этого в 1989 году был проведён первый чемпионат по настольному хоккею. Соревнования проводятся до сих пор, и для игры на них используется только один вид столов Stiga, что даже закреплено в правилах международной федерации настольного хоккея.
Эпоха игровых автоматов
Не заканчиваем тему хоккея и сразу переходим к аэрохоккею. Здесь история начинается с трёх инженеров компании Brunswick, которые в 1960-е тестировали особенности циркуляции воздуха. Для этого был создан специальный стол, в свободное время используемый для развлечения. Инженеры гоняли по нему шайбу квадратными битами и пытались попасть в бортик противника. Спустя некоторое время эти самые бортики оснастили светочувствительными элементами, которые подавали звуковой сигнал при забитом голе.
В 1972 году аэрохоккей отправляется в массовое производство и к середине десятилетия становится настолько популярным, что люди уже хотят устраивать соревнования. К 1978 году американец Филипп Арнольд создаёт Американскую ассоциацию аэрохоккея, которая до сих пор остаётся единственной.
Наконец-то можно вспомнить и о баскетболе, который тоже перебрался в ранг игровых автоматов. Наибольшую популярность эта игра получила в СССР в 1970-х, когда возросла популярность обычного баскетбола. Автомат вновь выглядит как стол, в этот раз с куполом, под которым прячется множество лунок, откуда выскакивают мячи. Игра рассчитана на двоих, и побеждает тот, кто словит своим кольцом больше всего мячей.
Так что освоить любой вид спорта теперь можно, не прилагая больших усилий. Главное тренировать свою ловкость и управляться с кнопками.
Хвастаемся за джойстики
В 1980-е мода на спортивные игры дошла и до консолей. Так появляется японская серия игр Nekketsu, рассказывающая об одноимённой школе и её ученике, который испробовал на себе практически все виды спорта. В первой части главный герой участвует в соревнованиях по доджболу — чём-то похожем на вышибалы. Суть игры заключалась в том, что тебе нужно вышибать противников. Во второй части доджбол апгрейднули до футбола, добавив газон и ворота, а в третьей части лор игры расширился до четырёх школ, которые участвовали в легкоатлетическом турнире, где нужно было бежать дистанцию, взбираться по шесту и многое другое. В части Ike Ike! Nekketsu Hockey bu Koronde Dai Rantou игрокам предлагалось попробовать себя в хоккее.
Так, постепенно игра получила множество продолжений и собрала практически все известные виды спорта, добавив в копилку боевые искусства, бег с препятствиями, баскетбол, метание ядра и даже плавание.
Ещё из подобные их игр можно вспомнить Track & Field 1987 года. Сюжет включает восемь дисциплин: бег, прыжки в длину, стрельбу по тарелкам, бег с препятствиями, прыжки в высоту, тройной прыжок, метание копья и стрельбу из лука. У каждой мини-игры своя механика: где-то нужно просто целиться, а где-то — заучивать комбо для лучших результатов. На каждую дисциплину даётся по три попытки. В случае проигрыша придётся начинать всё сначала, но при лучшем раскладе можно дойти до чемпиона мира.
Если вспоминать что-то попроще, на ум приходит знакомый многим Tennis, где нет такого размаха как в прошлых играх, но есть азарт. Здесь игрок просто отбивает мячи противника. Но главное преимущество — Tennis опирается на правила из реальной жизни, так что мячик вполне может попасть в сетку или вылететь с поля.
Компьютер упростил всё
Безусловно лидером среди спортивных компьютерных игр становится FIFA, которая начинала в 1995 году с пиксельного симулятора, где можно было играть за вымышленных футболистов. Сейчас игра уже давно перешла на консоли и 3D-графику. Позже стали появляться коллабы, приуроченные к значимым футбольным событиям вроде Чемпионата мира. FIFA позволяет собирать собственную команду из существующих футболистов и совершать реалистичные манёвры, чтобы привести свою сборную к победе.
Создатели серии не забыли и о других видах спорта — так появилась хоккейная игра NHL 94 и её ребут NHL 23 с апгрейднутой графикой и движком, где также можно управлять любимыми известными игроками со всего мира.
Не FIFA не единой, поэтому стоит вспомнить другую серию футбольных игр — Pro Evolution Soccer, стартовавшую в 2001 году. PES также имела единственный минус в виде отсутствия прототипов реальных игроков. От своего противника она отличается, конечно же, графикой, игровым движком, режимами и количеством лицензированных лиг. Но главным преимуществом становится возможность почувствовать себя настоящим футбольным стратегом, а не просто гонять по полю, как в FIFA.
Можно сказать, что на примере FIFA стало появляться много спортивных реалистичных игр. Стоит упомянуть баскетбольные NBA 2K23, где можно сыграть за Леброна Джеймса, Pro Basketball Manager 2022, где можно попробовать себя в роли менеджера команды и больше ориентироваться на статистику, и теннисные Tennis World Tour 2, который позволит с нуля построить карьеру, и Matchpoint — Tennis Championships, где тоже можно поиграть за реальных спортсменов.
На этом история спортивных игр, разумеется, не заканчивается. Мы собрали всё самое интересное, что поможет не только развлечься, но ещё и погрузиться в спортивный мир, почувствовать себя частью глобальных соревнований.
Смотрите второй сезон «Потерянных очков Вани Новосельцева» по пятницам в 20:40.