Так повелось, что женщины в супергеройских комиксах долгие годы находились на втором (если не на третьем) плане. Причины были разные: тут и половое неравенство, которое долгие годы помещало женщин в поп-культуре в определенные социальные роли. А также популярность комиксов у мальчиков-подростков, которым интереснее было следить за героями, с кем они могли себя ассоциировать. Немалую роль сыграли тренды (как гипермаскулинность в 90-х, например). В этой статье на примере двух героинь комиксов, которые совсем скоро появятся в кино, рассмотрим, как изменилась ситуация и какие вопросы к представлению супергероинь ещё остались.
С развитием общества ситуация менялась. В 40-50-х годах ролей у женщин в комиксах было немного, и за редким исключением они сводились к «роковым женщинам» или «дамам в беде». Ситуация в комикс-индустрии постепенно стала меняться с появлением супергероинь вроде Чудо-женщины. Их успех заставил издательства пересмотреть свои взгляды на героинь, благодаря чему постепенно стали возникать и другие типажи. В 60-70-х женские персонажи стали обязательным условием каждой серии комиксов. У каждого супергероя в окружении должна была быть хотя бы одна женщина, направляющая его моральный компас. В 80-х в комиксах стало больше именно супергероинь, наконец количество серий с женскими персонажами начало расти.
Но условности в комиксах продолжали жить. Авторы всё ещё использовали девушек как моральные якоря супергероев. Причем часто эта необходимость объяснялась тем, что с помощью романтического интереса проще управлять мотивацией супергероя. В конце 90-х злоупотребление этим приемом достигнет апогея с появлением блога Women in Refrigerators от Гейл Симон, решившей обратить внимание на роль женщин в актуальных комиксах. Блог она назвала в честь Александры ДеВитт, девушки Зелёного фонаря Кайла Райнера в комиксах DC. В одном из сюжетов он обнаружил её убитой и помещённой в холодильник. По задумке сценаристов, это подтолкнуло Райнера к решительным действиям. А вот Симон и другие сценаристки раскритиковали этот подход и до сих пор приводят его в пример.
Спустя десятилетие, в нулевые и десятые годы, произошёл бум интереса к супергероиням и множеству любопытных экспериментов по изменению подачи женских персонажей. Например, у DC можно встретить истории, где сделан акцент на ориентации Бэтвумен и трудностях в восприятии себя частью Бэт-семьи. Или эксперименты Marvel по превращению женских персонажей второго плана (любовных интересов) в самостоятельных супергероинь. Ярчайший пример — Джейн Фостер, но к ней мы вернемся чуть позже.
Тема гендерного дисбаланса, к сожалению, мало исследуется в комикс-журналистике. В отечественных работах этому вопросу и вовсе не уделяют внимание (возможно, из-за недостатка гендерных исследований в принципе). Из западных работ можно отметить материал Аманды Шендрук. Она рассказывает о разнице между мужскими и женскими персонажами в комиксах на самом разном уровне: социальные роли, виды суперсил, количество представителей каждого пола в командах и, самое интересное, использование «man» и «woman» в прозвищах супергероев. Например, из её исследования можно узнать, что среди наиболее свойственных женским персонажам суперсил — умение летать, управление феромонами и волосами, а также различные виды ментальных суперсил.
То есть, авторы очень редко делают девушек героинями, которые должны встречаться с противниками в ближнем контакте. Эту роль чаще всего на себя принимают мужчины. Ничего подобного об отечественных комиксах нам встретить не удалось, хотя мы уверены, что можно было бы провести классное исследование, например, комиксов издательства Bubble.
Давайте посмотрим, как с годами менялось представление героинь комиксов, выделив несколько ключевых этапов, когда восприятие персонажей становилось иным. Так как этой теме при желании можно посвятить целую книгу, мы ограничились двумя героинями — Женщиной-Халк и уже упомянутой выше Джейн Фостер.
Дженнифер Уолтерс
Дженнифер Уолтерс повезло — девушка дебютировала в комиксах сразу в сольной серии, на страницах Savage She-Hulk #1 в 1980 году. Супергероиней она стала не сразу. Здесь важно увидеть последовательность — Дженнифер изначально была успешным адвокатом в Лос-Анджелесе, а суперспособности получила в результате несчастного случая. Однажды на нее напали члены банды криминального авторитета и серьёзно ранили. Они хотели отомстить её отцу-шерифу за вмешательство в дела своего босса. В городе по счастливой случайности был Брюс Баннер, двоюродный старший брат Дженнифер, поэтому он решил помочь сестре и сделал переливание крови.
В те годы мир ещё не знал, что Баннер и Халк — один и тот же человек, да и сам доктор не думал, что переливание крови передаст его способности Дженнифер. Когда бандиты поняли, что не добили Уолтерс, они нашли её в больнице и попытались задушить, но здесь гамма-радиация дала о себе знать. Дженнифер превратилась в Халка. Именно в этот момент, когда девушка впервые применила способности, очевидцы назвали её «Женщина-Халк» (из-за мускулов и ярко зелёного цвета кожи). Прозвище осталось у героини до сих пор — ему уже 40 лет. Его многократно пытались заменить чем-то более звучным (например, почти устоялось «Shulkie»), но в итоге всё равно возвращались к исходному, потому что это торговая марка, запомнившаяся широким массам.
Так Дженнифер получила свою начальную социальную роль в комиксах — она стала первым Халком, у которого сознание не менялось при применении способностей. То есть, хоть она и получила суперсилы от брата, но не была при этом его женской копией. Издательство старалось позиционировать Женщину-Халк иначе: в Sensational She-Hulk, например, она даже общалась с читателем и ломала четвертую стену (на манер Дэдпула).
Лейтмотивом всей истории Дженнифер неизбежно стала борьба с подавленной яростью. Хоть она и могла её обуздать и в форме Халка была трезвомыслящей, гамма-радиация всё равно меняла девушку. Так, скромная в человеческой форме, в ином виде она становилась уверенной в себе и даже раскованной. Если Уолтерс не могла лишний раз заговорить с мужчинами, Женщина-Халк с ними совершенно спокойно флиртовала. Вообще в комиксах с годами образ супергероини стал ярким примером современной женщины, которая не боится осуждения за своё поведение. Так, у Женщины-Халк было множество сексуальных партнеров (среди них Тони Старк, Геркулес и Тор), она не стремилась к моногамным отношениям (что часто у супергероев) и одевалась в удобные растягивающиеся костюмы (последнее, впрочем, явно пришло из моды на сексуализацию супергероинь).
Позиционирование Дженнифер изменилось, когда супергероиня стала вступать в команды (например, в Мстителей в 1984 году, а в Фантастическую четвёрку годом позже). Казалось, Мстители берут её за качества характера в сочетании с мощью. Но на деле всё довольно прагматично. Так как ключевой тип способностей Дженнифер — физическая сила, то и роль её часто сводилась к тому, чтобы выступать ключевым бойцом команды. А Мстителям было выгодно иметь в своих рядах Уолтерс — в отличие от её брата к ней не нужен был особый подход, она в здравом уме.
Но эта уверенность часто играла с супергероями злую шутку. Они не понимали, что глубоко внутри Уолтерс ведёт борьбу со своей яростью, и иногда этот гнев оказывался сильнее. Один из самых ярких примеров — сюжет Avengers: Disassembled, в котором Дженнифер потеряла контроль, освободив внутреннего Халка. Она напала на своих друзей, а Вижена и вовсе разорвала пополам. Распад команды повлиял на всех супергероев, но на Дженнифер сильнее прочих. Она решила надолго оставить карьеру супергероя, сосредоточившись на адвокатской практике. И это вторая её важная социальная роль в комиксах — продолжив карьеру, Уолтерс выступала под своим именем, но в форме Халка. Она практически не возвращалась в «человеческий» вид.
Этому, например, посвящена серия She-Hulk vol. 3. В ней Дженнифер даже успела выступить в суде в защиту Капитана Америка и сына Виктора фон Дума. Вообще у Уолтерс давняя история с законом, и она чаще выступала не на стороне свободолюбивого супергеройского сообщества, а за правительство и Конституцию США. Наглядный пример — во время Гражданской войны супергероев, когда сам Стив Роджерс отказался поддерживать закон, согласно которому герои должны раскрыть тайну личности правительству, Дженнифер поддерживала акт о регистрации и даже помогала обучать зарегистрировавшихся новичков в рамках Инициативы 50 штатов.
Ещё одну важную социальную роль Женщина-Халк получила уже в современных комиксах. Незадолго до второй Гражданской войны она сразилась с Таносом и получила серьёзную травму. Дженнифер впала в кому, а когда очнулась, узнала, что её брат был убит Соколиным глазом. Впервые за много лет она совершенно потеряла контроль, и это привело к появлению у Уолтерс новой личности (даже цвет её Халка стал серым). Нечто подобное происходило и с Брюсом Баннером, когда он осознал новый уровень своего гнева — бесконтрольный. Так было и с Дженнифер. Серия, где она пытается эмоционально оправиться, называется уже просто Hulk vol. 4, подчёркивая, что гнев взял верх. Уолтерс находится в своей человеческой форме и боится превращаться, поскольку не может себя контролировать.
Финальная на текущий момент социальная роль Женщины-Халк в современных комиксах — снова в составе Мстителей. Непродолжительное время она была неким подобием своего брата. Дженнифер и Женщина-Халк (или просто Халк, как она себя называла в этот период) — две разные личности, которые делят одно тело. Это больше не разные грани Дженнифер. Ей удалось примириться со своей яростью, но она уже не та, какой была прежде. И теперь ей приходится жить, подобно Брюсу, что размывает уникальность героини. Проявлялось это, например, в отношениях с мужчинами. У Халк был роман с Тором, а Дженнифер чувствовала себя неловко из-за чувств Одинсона, которые в ней не отзываются.
Но так как скоро выходит сериал, издательство вернуло Уолтерс к классическому образу, когда она полностью себя контролирует и большую часть времени проводит в своей зелёной форме — ей в этом, кстати, помогла промывка мозгов в России!
Дженнифер прежде появлялась лишь в анимации (причём несколько раз — в мультсериалах о Халке, Фантастической четвёрке и Человеке-пауке), но на телеэкранах мы её впервые увидим в сериале от Disney+. Выйдет он 17 августа 2022 года, а в роли Женщины-Халк появится Татьяна Маслани. В сериале она, подобно комиксам, будет познавать свои новоприобретённые суперсилы и пытаться сочетать их с адвокатской практикой.
Джейн Фостер
Дебютировала Джейн Фостер в 1962 году на страницах Journey into Mystery #84, и тогда её социальная роль была проста — девушка восхищалась Тором и недоумевала, почему его альтер эго доктор Дональд Блейк не такой же героический и маскулинный. Джейн работала медсестрой в подчинении Блейка, который был в неё безнадёжно влюблён. Девушка при этом долго не знала о второй личности Дональда.
Фостер в эти годы была персонажем-функцией, который помогал мотивации Тора в земном обличье и придавал ему человечности, а его любви к Мидгарду — объяснения. При этом постепенно между Фостер и Блейком возникли чувства, и Дональд понял, что должен всё ей рассказать. Но этому продолжительное время препятствовал Один, не считавший Джейн достойной своего сына, ведь она простой человек. В конечном счёте он поставил условие, что даст добро на брак, если девушка докажет, что достойна бога грома.
Но Всеотец не смог пойти против чувств своего сына и пошёл ему навстречу. Когда Тор рассказал правду Фостер, Один пригласил Джейн в Асгард и наделил силой, сделав не богиней, но бессмертной. Это её вторая социальная роль — девушка получила суперсилы, о которых прежде могла лишь мечтать. Так она стала равной Тору и достойной брака с богом грома. Но при этом она по-прежнему не оправдывала ожиданий Всеотца, что привело к конфликту между ними, и Один в конечном счёте лишил девушку способностей, стёр ей память о Торе и вернул на Землю. Важно, что даже став частью асгардского общества, Джейн осталась среди богов бесправной. Её судьбой распоряжался Один, вновь решив за неё и Тора, как сыну будет лучше жить. Желания девушки его совершенно не заботили. Это наглядная метафора не только на иерархию в монархии, но и на патриархальное общество в целом.
При этом Фостер не единожды была богиней. Однажды она тяжело заболела и оказалась при смерти. Об этом узнала богиня Сиф, которая в прошлом любила Тора, и, чтобы спасти жизнь Джейн, поделилась с ней своей жизненной энергией. Фактически на какое-то время они слились воедино, как Дональд Блейк и Тор. Но это было временно — в итоге Джейн снова стала собой.
Когда Один отверг Джейн, отношения Тора и Фостер снова стали сложными — она попробовала пожить отдельно. Всеотец подтолкнул её к работе с доктором Китом Кинкейдом, за которого Джейн в итоге вышла замуж. В определённый момент издательство пыталось дистанцировать Тора от Фостер, поэтому идея увести Джейн в брак с другим человеком казалась им хорошей. У них с Китом даже родился сын Джимми. Но, как это часто бывает, издательская политика со временем изменилась, и Джейн потребовалось вернуть. Сначала она развелась с мужем «за кадром», а затем сын Фостер погиб в результате несчастного случая вместе с отцом. Впрочем, издательство старается не вспоминать об этой истории, связывая жизнь девушки преимущественно с Тором и Асгардом.
Пока Тор был занят борьбой с Горром, Убийцей богов, в жизни Фостер начались масштабные перемены:
- Фостер узнала, что больна прогрессирующим раком груди;
- Одинсон навестил Джейн, предложив ей помощь лекарей асгарда, но она отказалась, решив пройти через это сама (мать Фостер когда-то умерла от той же болезни);
- Тор попросил Фостер стать представителем Мидгарда (т.е. всей Земли) в новом конгрессе всех миров Иггдрасиля, и Джейн согласилась.
Это важная социальная роль Фостер, поскольку она оставалась в совете до тех пор, пока ей позволяло физическое состояние.
Вскоре произошло событие, положившее первый кирпичик в грядущей Войне десяти миров (в комиксах Marvel к норвежской мифологии добавляется ещё мир ангелов Heven) — Тор стал недостойным и потерял право поднимать Мьёльнир. И практически сразу после этого появилась таинственная девушка, которая овладела молотом Тора и его титулом. Кто она — почти год держалось в секрете (издательство даже подогревало интерес, потворствуя фанатским теориям), в то время, как незнакомка совершала подвиги и пыталась найти общий язык с асгардцами, недовольными тем, что среди них самозванка.
Загадочной богиней грома оказалась Джейн Фостер, последняя, на кого мог подумать Одинсон из-за её тяжелой болезни и слабого физического состояния. Она и правда была тяжело больна, но стоило ей прикоснуться к молоту, как она преображалась в другого человека, наделенного силой громовержца, но сохранившей в себе часть личности Фостер. То есть здесь, подобно Женщине-Халк, прослеживается линия, что Джейн и Тор (имя богини не склонялось, когда титул перешёл к девушке) — не совсем одна личность, скорее — разные её грани. И это новая, важнейшая социальная роль Фостер.
Есть целая серия, Thor vol. 4, построенная вокруг идеи, что нового Тора отказываются принимать не только в Асгарде, но и в Щ.И.Т., поскольку она не вписывалась в правила организации и не особо хотела с ними сотрудничать. Один и вовсе пытался добиться не только разоблачения Тора, но и возврата молота, хотя это нарушало правила Мьёльнира, обозначенные самим Всеотцом. К тому же тёмный эльф Малекит, неспешно готовящий Войну десяти миров, не был готов к такому скорому появлению замены для бога грома.
Следующая серия комиксов о Джейн — Mighty Thor — строилась вокруг идеи борьбы Фостер с собой: в форме человека она пыталась бороться с раком, проходя болезненную химиотерапию, а в виде богини пыталась остановить Малекита и вернуть порядок в мирах Иггдрасиля. Всё ухудшилось, когда другие божества призвали Мангога, чтобы испытать нового Тора. Это древнее существо, сотканное из ненависти всех погибших по вине Одина. Его сила равна их гневу, и ни Тор, ни Всеотец в своё время не смогли одолеть Мангога. Вновь вернувшись, он едва не разрушил Асгард. Джейн, находящейся на финальной стадии рака, пришлось пожертвовать собой и снова перевоплотиться в богиню, чтобы бросить вызов могущественному врагу. Она не смогла его победить, но перехитрила, приковав Мангога к Солнцу и оставив вместе с ним Мьёльнир. Так, вернувшись в форму человека, Фостер умерла — её тело ослабло слишком сильно, а каждое превращение в Тора откатывало прогресс химиотерапии. Джейн умерла на руках у Тора и получила шанс попасть в Вальгаллу, но отказалась. В этот момент её навестил лично Один и извинился за всё, подарив девушке вторую жизнь.
Тем временем, Асгард окончательно ослаб, и Малекит устроил Войну десяти миров. Последним на его пути был Мидгард, куда он организовал полноценное вторжение. Супергерои с асгардцами дали ему бой, и в нем Одинсон доказал, что всё-таки достоин, вернув свой титул. Джейн же после возвращения к жизни победила рак и помогала героям в войне. В награду за помощь валькириям, Фостер получила возможность стать одной из них, на что благородно согласилась. Это последняя на текущий момент её социальная роль — в актуальных комиксах осталась важной частью Асгарда как валькирия и воительница-напарница Тора, больше не помощник, а равная ему во всём. Это признают и Мстители, и асгардцы, и даже лично Один.
Джейн Фостер — наглядный пример почти полного переосмысления персонажа. От героини-функции, приложения к Тору, она стала равным по силе и значимости персонажем. Более того, появившись как часть инициативы издательства по представлению новых версий известных героев, она нашла свой путь к фанатам и не воспринималась «заменителем» Тора.
Киновоплощение Джейн Фостер мы уже видели в двух фильмах, а в четвёртом «Торе» , получившем подзаголовок «Любовь и гром», Натали Портман выступит в роли богини грома, получившей во владение восстановленный после событий «Рагнарока» Мьёльнир. Режиссёр Тайка Вайтити в интервью рассказывал, что линия Джейн будет близка к комиксам, а значит мы увидим её внутреннюю борьбу с болезнью, укрепляющую её дух и решимость в роли Тора.
Как видно из приведённых выше примеров, с годами образы супергероинь претерпели заметные изменения, а их роли в комиксах многократно менялись, показывая этим не только эволюцию персонажей, но и самих комиксов, интересов аудитории и культурных трендов в них.