Одиннадцатого апреля на одиннадцатом сезоне закончился один из самых успешных долгостроев Showtime — американская адаптация «Бесстыжих» (Shameless), которая во многом обскакала оригинальный британский сериал. Артём Миндрин досмотрел сезон, после этого пересмотрел пилотный выпуск и, спустя сутки траура, делится впечатлениями.
Когда я готовился писать этот текст, думал, что не стоит объяснять, что это вообще за сериал, потому что лично для меня — это крупная сатира, к которой обращается каждый, чтобы немного взглянуть на современное общество через такую грубую призму. Оказалось, что многие бросили смотреть «Бесстыжих» ещё в самом начале, а большинство не смотрели его вовсе. Кратко перескажу, что они упустили.
Сериал «Бесстыжие» — американская реализация одноимённого британского сериала, где засветился даже Джеймс Макэвой. Оригинал был хорош, но его американский собрат оказался популярнее и харизматичнее. На протяжении всех 11 сезонов мы наблюдали за историей неблагополучной семьи Галлагеров, где отец — наркоман и алкоголик, поехавшая мать просто сбежала, а со всеми проблемами детям приходится справляться самим с самых малых лет. В их жизни есть друзья, завсегдатаи баров, а ещё периодические любовники, друзья и коллеги. Очарование сериала заключается в том, через какую лексику он с тобой разговаривает: всё очень грубо, гротескно и неотёсанно, зато довольно честно.
Героям не особо знакома новая этика и все проблемы современного общества, хотя сериал с каждым сезоном пытался отражать общественные тренды. Там и американские выборы с российским влиянием, высмеивание фуд-трендов, безразличие к рабочему классу и их тревогам, коронавирус, штурм Капитолия, тиндер, тик-ток и так далее. И всё это проходит мимо Галлагеров, потому что им абсолютно плевать на левых, правых и прочих ребят: главное — выжить. И заниматься этим приходится постоянно. Да, сериал наполнен какими-то фантастическими сюжетными поворотами, которые в жизни невозможно представить, но это всё лишь литературный приём, чтобы удержать внимание зрителя чуть подольше.
Дальше я буду спойлерить и обращаться к познанию сюжета, но сыграю в одного из героев сериала: скажу, что мне плевать (спишем это на последствия коронавируса, коих предостаточно).
Изначально хочется сказать, что Showtime наконец-то удалось завершить сериал красиво, хотя после девятого сезона было тревожно. Фиона по сюжету наконец-то свалила из Чикаго, после чего вроде и смотреть сериал не имело смысла. Старшая сестра сделала то, на что не решилась в финале самого первого сезона, а без неё перспективы семьи выглядели совсем уж жалкими. На протяжении почти всего времени она была ключевым персонажем, который заменил Галлагерам отца, мать, Чипа и Дейла, приходя на помощь практически в любой ситуации (а их было предостаточно). Она была ключевым персонажем, но не главным. Именно это доказывает нам одиннадцатый сезон и непосредственно финальный эпизод. Фальстарт с отсылкой к первому сезону заметно проиграл зеркальному завершению сейчас, да и сюжетно всё выстроилось в нужную канву, хотя на моменте десятого сезона было волнительно.
Согласитесь, что довольно очевидным завершением такой истории была бы какая-то трагедия, которая пробила бы зрителей на слезу, а ещё поспособствовала бы открытой концовке, где через пару лет можно было бы отыграть на чувствах фанатов. И если в другой ситуации можно было бы помахать пальцем в сторону создателей сериала, то здесь это смотрится как никогда уместно. Трагедия буквально с самой первой серии витала в воздухе, каким бы смешным не казался каждый эпизод. Неблагополучная семья, дети без будущего, Фрэнк, переживающий кризис за кризисом. Такое нельзя завершать на доброй ноте исчезновения девушки, которая наконец-то решилась поставить на собственное счастье. После девятого эпизода нужно было что-то печальное, что нам и поднесли прямо на блюдечке.
Я бы разделил последний сезон на две трагедии, которые стали разыгрываться с самого начала: кризис семьи Галлагеров и деменция Фрэнка, которая яркими красными буквами с самого начала кричала на зрителей, что в конце нас ждут слёзы, грусть и печаль. Да, есть ещё соседи Вероника и Кев, но их плот-твист кажется довольно вялым и не особо отличающимся от того, что творится в сериале в целом.
Давайте по порядку: с одной стороны, мы видим, что никто не смог стать второй Фионой, но будем справедливы — вводные данные совсем иные. Фиона клала голову на отсечение из-за подростков и детей, а те уже вымахали и давно попали в ту самую ловушку. У Липа — супруга и ребёнок, у Йена — супруг, у Дебби — ребёнок, у Карла — какая-то карьера, которая пока, правда, идёт не по тому сценарию, а у Лиама всё ещё впереди. И вроде бы они наладили свою жизнь хоть как-то, но по итогу сами оказались таким «коллективным Фрэнком», который по итогу сведёт всё в никуда.
Такая ситуация лишь подтверждает, что отъезд Фионы был не ранним финалом, а лишь сливом персонажа. Этим можно объяснить и то, что её не показали даже мельком, вырезав персонажа из заставки. Создатели объяснили отсутствие героини локдауном и сложной логистикой в США, но будем честны — это слабые отмазки для самых маленьких. Отсутствие Фионы только играет на руку необходимой трагедии, ведь фактически место старшей сестры заменили Дебби и Лип, где первая пытается компенсировать дефицит любви и внимания, а вторая становится деструктивным элементом, не готовым жертвовать ради близких. И здесь вопрос не только про позиционирование, что жертвовать чем-то ради кого-то — это нормально. Нет, нормально и не жертвовать.
Но Лип неожиданно решает, чтобы все жертвовали ради него, причём усугубляет всё сам, а в финале и вовсе соглашается иррационально на самое неудачное предложение, которое не решит ни одну из проблем семьи. Причём звучит всё очень глупо и на обывательском уровне, ведь спешка с продажей дома — стратегия плохая, учитывая перспективы района, в котором они проживают. А если держать в голове, что он самый умный член семьи, то такое решение кажется очередным сливом истории, но здесь и проступают черты того самого «коллективного Фрэнка», чем стала семья, не готовая слушать доводы и переживания друг друга.
А вот деменция Фрэнка с первых кадров сказала, чем всё закончится. В виде беты это разыграли в середине сезона, когда от рук монашки погиб отец Микки Милковича. Когда он стал инвалидом после неудачного выстрела Лиама, разбежалась вся семья, и он доживал остаток в одиночестве. Чувство гнетущего одиночества и осознания, что всё конечно, сделало последний сезон максимально драматичным. Да, «искупление злодея» — вещь довольно избитая, но её не происходит: Фрэнк остаётся мудаком ровно до последних минут. Но сердце всё равно обливается кровью, потому что всё происходит не в моменте где-то под трассой из-за наркоты или пули в лоб, а обывательски из-за деменции. Нет ничего трагичнее, чем банальная смерть, предстоящая большинству из нас. Именно это и давит, как и ситуация, где семья полностью увлечена квартирным вопросом, нежели сдающим стариком.
Смакуя это, создатели убивали персонажа весь сезон, а в конце совершили то, за что мы их любим. Фрэнк в попытках остановить мучения и стыд пытается вызвать передозировку и пишет прощальное письмо, которое падает с камина. Его все игнорируют, а дочь Дебби в итоге использует его в качестве бумаги для рисования. Заядлый наркоман пережил конскую дозу и в итоге ушёл на отходняках из дома, а семья попросту на него забила. Так эпизод делится на две части: в первой — старик с деменцией проносится вихрем по всем воспоминаниям, забегая даже к «Пэтси», что хоть как-то намекает на Фиону, а семья, тем временем, грубыми мазками обрисовывает своё будущее. И до Фрэнка никому нет дела, кроме мелкого Лиама, которому все отказываются помогать с поисками. За этим уже было горестно наблюдать, потому что темнокожий мальчик смог сохранить в своём сердце любовь, несмотря ни на что. Эта любовь разрывает намного сильнее, чем все трагедии, но в конце ты не можешь отсечь одно от другого.
Заканчивается история иронично: семья празднует в «Алиби» годовщину Иена и Микки, а Фрэнк в полном одиночестве умирает из-за внезапно проявившегося коронавируса. Паранормальная сцена в баре, где душа Фрэнка находится рядом с праздником, во многом отражает всю концепцию сериала, где отец семейства был призраком в самом центре жизни этой семьи. После следует сцена с горящей машиной, и нам наконец-то зачитывают слова из письма, которые заставят многих посмеяться сквозь слёзы. Одни из последних слов старого Галлагера говорят о сожалении, что он не прожил жизнь ещё веселее.
Лично я не вижу тут никакой театральщины, ведь по итогу Фрэнк сделал для семьи что-то хорошее — он стал примером, какими им быть точно не стоит. Это мотивировало одного бросить пить, а другого найти силы для нормальной семейной жизни. Поиски справедливости привели Карла в полицию, хотя в итоге семья страдает «коллективным Фрэнком» со всеми его проблемами и страстями намного больше, чем им самим может показаться.
И знаете, это лучший финал для сериала, несмотря на банальные решения. История пьяницы и наркомана закончилась логично, а ещё нас послали ко всем чертям с ожиданиями хэппи-энда. Да, там есть какие-то проблески, но фактически для всех история заканчивается провалом. Вундеркинд Лип рушит семью и узнаёт, что Тэмми беременна вторым ребёнком, когда у них и с первым-то не всё гладко, Дебби идёт по пути матери и почти соглашается на поездку в Техас с психопаткой, Иен с Микки балансируют на грани пропасти, Карл в поисках справедливости увяз в нижайших слоях полицейской системы. Ему, конечно, обещают какое-то кадровое повышение из-за карантина, но почему-то все забывают, что ему предстоит судебное разбирательство. А Лиам остаётся совсем один, хотя ему старшие братья что-то и обещали, однако очевидно, что он продолжит быть той обузой, какой был для них весь сериал.
Самое печальное, что всё это будет уже вне семьи, где каждому члену придётся справляться с проблемами в одиночку. Тут в очередной раз хочется посетовать на отсутствие Фионы, которая стала бы отличным контрастом для того, во что превратились Галлагеры, но не будем к этому возвращаться.
Вероника и Кев окончательно «Алиби» не продали, но и их будущее на новом месте — на самом деле, вещь сказочная и далеко не гарантированная. Согласитесь, что для сериала, который довольно честно рассказывал, что счастливых концов в жизни часто не бывает, это единственный возможный вариант для окончания.
Кстати, называется эпизод так же, как и финал первого сезона, а в конце горит машина, что отсылает к пилоту. В его конце играет песня группы Spoon, которую поют герои перед последними словами Фрэнка. Это может и не железная концовка, ведь сюжет можно вить ещё долго, но хочется верить, что на этом всё закончится. А если и нет, то это отличная иллюстрация морали, в которой нам лишний раз напоминают, как важно ценить время, которое у нас есть, и не тратить свою жизнь зря.