В рекламной кампании «Секретного уровня» (Secret Level), мультсериала-антологии от Amazon, буквально всё кричало о том, что это будет настоящий праздник для геймеров. Анонс на профильной выставке Gamescom 2024; новости о проекте, переплетающиеся с триумфальным релизом Warhammer 40,000: Space Marine 2; участие Киану Ривза и Арнольда Шварценеггера; бодрые трейлеры и промо-материалы с обязательной подписью «революционный сериал по играм» (A revolutionary gaming anthology series).
Фундаментом уверенности, что всё получится, стала репутация авторов: Secret Level делали те же люди, что и культовую антологию «Любовь, смерть и роботы», Blur Studio во главе с режиссёром Тимом Миллером.
Начать придётся издалека, собственно с «Любви, Смерти и Роботов», поскольку это краеугольный камень для восприятия Secret Level. За что любили антологию? Это был невероятный калейдоскоп из того, что умеет современная анимация, и как она может «говорить», если делать её для взрослой аудитории.
Первая серия — блокбастер о боях чудовищ, вторая — миленький, почти пиксаровский постапокалипсис, третья — напряжённый и замороченный триллер от Альберто Миэльго… и так далее. Обескураживающее сочетание стилей, жанров и тем: они смешили, удивляли, заставляли любоваться картинкой или задумываться.
Последующие сезоны немного подкосила пандемия и отсутствие вау-эффекта. Новые серии сильно тяготели к боевой фантастике с фотореалистичной графикой и ощущались как технодемки потенциально больших проектов. Но свои три-пять любимых серий можно было набрать — поэтому всё равно круто! А значит и Secret Level надо ждать.
А вот на релизе оказалось, что в Secret Level очень мало самобытных и запоминающихся эпизодов. Почти везде фотореалистичная графика, везде боевик, везде мрачно, везде необязательные сюжеты из мира игры, и почти всё сделано без фиги в кармане.
Например, самая первая серия по D&D — фэнтези о партии приключенцев. Подрались в лесу, отбились от некроманта, в конце оказались в логове дракона. Когда закончилась внутренняя сюжетная арка о сплочении команды и должна бы начаться финальная битва… начинаются титры.
Лично я ожидал, что будет какой-то финальный твист: например, дракон скажет «Ну ладно ребят, битва с боссом будет уже в следующей партии». Или в воздухе появится гигантский 20-гранник, или герои начнут вытворять присущий настольщикам цирк в духе «Я щекочу дракону нос, он чихает огнём и сжигает орду нечисти» — Baldur’s Gate 3 и общая популяризация НРИ приучила людей к такому. Это был бы классный жест, мол, «Ребята, мы с вами, мы понимаем суть игры!» Но вместо этого получается generic-фэнтези, и серия легко могла бы быть адаптацией, например, Dragon Age.
Аналогично с серией по Warhammer 40,000: космодесант брутально раскидывает всех по сторонам, да ещё и камера за плечом, будто сам управляешь, ещё и видно, что дорого сделано. Однако существует масса аналогичных сериалов и фанатских роликов по вахе — да, визуально там хуже, но концептуально то же самое.
Серию по Crossfire я вообще без зазрений совести промотал: это просто 15 минут милитари-возни, которой лучше быть сценой в каком-то другом live-action фильме. Но это почему-то анимация в антологии для геймеров.
Заключительный эпизод, посвящён бренду Playstation: за девочкой-курьером гонятся персонажи разных тайтлов Sony, а в конце выводится мысльв духе «мы любим игры, это весело».
К чему вообще такие «придирки»: малая форма должна удивлять, должна побеждать нокаутом. Трейлер обещал «потрясающие истории, вдохновлённые вашими любимыми играми», Тим Миллер плакал на презентации — от каждой серии по задумке надо орать! От возвращения любимых франшиз, от необычных интерпретаций, от слома ожиданий, мета-комментариев и геймерской жизы в конце-то концов! Ведь на «секретные уровни» попадают только самые упёртые игроки, и происходить там может что угодно.
Вместо этого получился набор хороших cinematic-трейлеров для широкой аудитории. В доказательство этому — посмотрите (если ещё нет) трейлер четвёртого «Ведьмака». Он запросто мог бы стать эпизодом Secret Level. Да, это подчёркивает качество работы CD Project Red, но не красит антологию — если в твой сериал можно запросто подсунуть промо-материал и он будет смотреться уместно, то стоит задуматься.
Ещё в этом тексте была часть, где я восхищаюсь серией о Pac-Man, мол, как круто и неожиданно её переосмыслили, всем бы так! А это оказался хитрый маркетинговый ход: через два дня после релиза эпизода, на The Game Awards анонсировали игру вот буквально про «это же» — то есть в антологию буквально всунули трейлер-анонс, просто не сразу рассказали что именно анонсируют.
Ну как так-то?
Всё становится на свои места, если почитать, кто такие Blur Studio и её сооснователь Тим Миллер. Студия с 1995 года занимается производством промо-материалов для игр, титров, визуальных эффектов. Посмотрите этот ролик 10-летней давности, и вы удивитесь, сколько знакомых кадров там промелькнёт.
«Любовь, Смерть и роботы» был в первую очередь талантливым продюсерским проектом. Тим Миллер и Дэвид Финчер ещё в нулевых хотели сделать свою анимационную антологию, аналог французского альманаха Heavy Metal и его же экранизации 1981 года. Тогда проект не запустился, и вернулись к нему только после успеха первого «Дэдпула», которого поставил Миллер. Новоиспечённый успешный режиссёр под покровительством Финчера смог продать свой анимационный проект Netlifx.
Стриминг особо не вмешивался в антологию, поэтому схема работы свелась к тому, чтобы найти хорошие рассказы писателей-фантастов (а почти все истории в «Роботах» — это адаптации) и раздать их в разные студии. Сами Blur Studio при этом сделали 8 серий из 35. Если очень сильно утрировать, то по сути Миллер придумал работу для своей студии и коллег из индустрии, а работодателю при этом было достаточно гарантий, что получится круто.
В случае с Secret Level ситуация абсолютно другая: тут задействовано много чужой интеллектуальной собственности, и выходит это на стриминге, который часть большой экосистемы Amazon.
Материалов о том, как создавался Secret Level мало. Поэтому дальше пойдёт авторское видение и догадки. Это может расходиться с реальным положением дел.
Когда дело доходит до правообладателей и лицензирования, начинаются очень сложные переговоры «кто кому должен» и «что можно, а что категорически нельзя делать», поэтому о творческой свободе речи не идёт. И за самим выбором франшиз стоят стратегические решения.
- Например, в антологии мог появиться эпизод по BioShock (и да, Миллер режиссировал им ролики), но в последний момент издатель 2K отказался — предположительно из-за того, что Netflix готовит свою адаптацию. А ещё мог случиться кроссовер Мастера Чифа и Думгая, но тоже не срослось.
- Серия по Warhammer, если не часть сделки перед большим live-action сериалом, то как минимум часть его пиар-кампании, мол, вот вам демоверсия. К слову, разработку сериала подтвердили именно 10 декабря, в день релиза антологии.
- Unreal Tournament — тоже не самый очевидный выбор — однако весь сериал сделан на движке Unreal Engine от того же правообладателя, и неплохо его рекламирует в профессиональной среде.
- Crossfire — f2p-шутер, дико популярный в Азии, а значит для них с американским Amazon экранизация — это такой обмен аудиториями (а может даже и чемоданами). Аналогично с мобилкой Honor Of Kings.
- Exodus — сама игра ещё даже не вышла, поэтому эпизод нужен не чтобы радовать фанатов, а для формирования ожиданий. И да, рекламные ролики Exodus висят на сайте Blur отдельным кейсом.
И так далее — не буду расписывать про все серии, но везде можно предположить, почему выбрали именно такой первоисточник.
А ещё на странице Secret Level можно найти ссылочку на облачный сервис Amazon Gaming, где сразу можно поиграть в того же Space Marine или Spelunky, или перейти в каталог маркетплейса, чтобы посмотреть фигурки по Armored Core. О своей MMORPG New World мы тоже не забыли напомнить! А ещё при работе использовались Amazon Web Services, возможно, вашему бизнесу он тоже нужен.
В итоге все серии в Secret Level, появились там и получились именно такими не по любви, а по расчёту. Да, мультики красивые, дорогие, но по своей сути Secret Level не праздник для геймеров, а один большой спецпроект, чтобы все партнёры получили подписчиков, допродажи, усилили свои бренды и так далее. Да, дорого, с уважением к первоисточникам, но без искры и даже пресловутого фансервиса.
Если обещанная Secret Level революция и случится, то она будет не для геймеров. Потому что по итогу появился вопрос: норм ли показывать (и смотреть) пачку промо-материалов за деньги по подписке? Как будто нет, но люди же смотрят синематики на ютюбе? Да и фестивали рекламных роликов иногда в кинотеатрах проводят.
А ситуация с Pac-Man — расстраиваться? Но серия-то хуже не стала, да и в кино есть примеры, когда фейк-трейлеры превращались в полный метр — так было например с «Мачете» и лентой «Бомж с дробовиком».
Можно ли это называть художественным произведением в полной мере и есть ли вообще эта мера?
Всё это вопросы дискуссионные. По итогу геймеры не в ярости (может быть, чуть-чуть), Amazon результатами доволен, поэтому посмотрим, что там будет во втором сезоне — его как раз анонсировали.