11 января в прокат выходит новый фильм Шона Дуркина «Стальная хватка» (The Iron Claw) о легендарной семье рестлеров фон Эрихов. В центре повествования — три брата, которые посвятили свою жизнь борьбе не только физической — на ринге, но и моральной с жестоким отцом. Фильм получил высокие оценки критиков — 88% на Rotten Tomatoes, 8.1 на IMDb, и есть за что! «Стальная хватка» получилась не только зрелищной картиной о спорте, но и глубокой семейной драмой.
Сюжет строится вокруг династии профессиональных рестлеров фон Эрихов. Отец семьи Фриц фон Эрих — создатель легендарного приёма «железный коготь» в погоне за славой делает из сыновей профессиональных борцов. Молодые парни Кевин (Зак Эфрон), Керри (Джереми Аллен Уайт) и Дэвид (Харри Дикинсон), привыкшие во всем слушаться отца, строят ошеломительную карьеру на ринге, но постепенно рушат собственную жизнь.
Мы поговорили с режиссёром фильма о том, что вдохновило его на создание ленты, об отношении к рестлингу и лучших фильмах ушедшего года.
— Что заинтересовало вас в истории семьи фон Эрихов? Правда ли, что этот фильм, не похож на то, что вы делали раньше?
— «Стальная хватка» одновременно не похожа и очень похожа на то, что я делал до этого. Все мои работы посвящены теме сложной семьи. Так что я вновь погрузился в историю семейных проблемных взаимоотношений, со множеством ценностей и идеалов, которые зритель может принять и освободиться от них.
Сначала я искал семью, а уже потом изучил её хронологию и жизнь. Мне была нужна великая трагедия, нечто мифическое. Люблю сочетать жанры и тяготею к очень приземлённым человеческим драмам, но также и к элементам хоррора, мифическому и сверхъестественному. И эта семейная трагедия мне кажется очень интересной. А ещё как фанат рестлинга я хотел взглянуть на мир борьбы так, как его чувствую я, и как ещё не делал прежде.
— Какую роль рестлинг играет в вашей жизни?
— В детстве рестлинг был для меня очень важен: через него я учился выражать себя. Ходил на матчи, где мог быть громким, выплеснуть чувства и эмоции. И я играл в рестлинг со своими друзьями — это был уже физический способ. Ещё у меня были игрушки-рестлеры, я писал о них рассказы — для меня это было своего рода знакомство с писательством.
В рестлинге я нашёл творческое и эмоциональное выражение, это очень много для меня значит.
— Расскажите, как проходили съёмки рестлинг-борьбы. Сколько времени занимала подготовка актёров, с какими трудностями сталкивались?
— Сначала все актёры тренировались индивидуально в течение нескольких месяцев, а после все вместе в течение двух недель: хореография и поединки. У нас было не так много времени, поэтому каждый должен выложиться на максимум. Нам очень повезло, что парни [Зак Эфрон, Джереми Аллен Уайт и Харрис Дикинсон — ред.] были прирождёнными бойцами и быстро освоились на ринге.
Ещё одна важная вещь — живая аудитория. Мы проводили полный матч, это было похоже на настоящее событие, зрители просто сходили с ума. Парни сделали всё возможное, чтобы провести полные матчи.
— Расскажите, почему именно Зак Эфрон, Джереми Аллен Уайт и Харрис Дикинсон были выбраны на роли братьев?
— Я давний поклонник Зака Эфрона — мне нравятся его комедийные работы и мюзиклы. Я всегда хотел поработать с ним и думал, что он будет очень интересен в одном из моих фильмов. Я выбрал его на роль Кевина фон Эриха не только за физические данные, но и за доброту, которой обладал и его герой. Джереми Аллена Уайта я знаю очень давно: работал с ним, когда он был подростком, поэтому знал, что у Джереми есть талант сыграть Керри Фон Эриха. С Харри Дикинсоном я тоже хотел поработать. Персонаж, которого он играет, очень прост: Дэвид фон Эрих — естественный, а Харри обладает этой энергией и спокойствием.
— Обычно фильмы-биографии сосредоточены на одном человеке. В «Стальной хватке», хоть центральным героем и был Кевин, раскрылся каждый из братьев. Что было самым сложным в такой сценарной структуре?
— Здесь так много всего! Так много мы не сделали в фильме, так много невероятных деталей упустили. Это были серьёзные и очень трудные решения: что убрать, а что оставить, ведь всё заслуживает того, чтобы быть в картине. Но история Кевина фон Эриха настолько вдохновила меня, что я решил — его история важнее остальных. Его выживание стало основой фильма.
— Эта история очень личная: в фильме показано, как амбиции и мечты отца ломают жизнь сыновьям. Отец кажется исключительно отрицательным персонажем. А как вы к нему относитесь?
— Я думаю, что в результате его действий произошло много плохого, но, на самом деле, в глубине души Фриц фон Эрих любил своих детей. Он пришёл из очень жестокого места и специфического времени. Думаю, Фриц пытался дать сыновьям самое лучшее, просто не видел, что его решения не всегда были верными. Он совершал эти поступки с любовью, даже если это было очень тяжело и причиняло много боли.
— Гибель членов семьи словно происходит за кадром. Зритель видит только влияние, которое смерть оказывает на семью. Почему вы выбрали такой приём?
— Всё началось с рассмотрения семьи сквозь призму греческой трагедии и заимствования оттуда некоторых структурных элементов. Они заключаются в том, что многие плохие события происходят вне сцены, а посланники доставляют их на неё.
Похожий прием я видел и у других режиссёров. Всё это дало структуру сценария, которая мне очень нравится. Но это и мой вкус. Считаю, что насилие вне экрана — это интересно, в этом есть некоторая особенность. В «Стальной хватке» у нас есть насилие на ринге, так что показывать смерть было бы неправильно и неуместно.
— Успех семьи рестлеров фон Эрих — важная часть истории США. Как вам удалось сохранить баланс между личной трагедией братьев и попыткой передать ошеломительное влияние фон Эрих на Америку?
— Фильм «Стальная хватка» чествует рестлинг. На него в равной степени повлияли фильмы «Под кайфом и в смятении» (Dazed and Confused) и «Бешеный бык» (Raging Bull). В «Стальной хватке» есть и насилие, и трагедия, и любовь. Как я и говорил, это постоянная внутренняя борьба: где слишком много одного, а где другого, что оставить, а что убрать. Постоянные небольшие решения на протяжении многих лет в поисках баланса.
— Как вы думаете, почему у рестлинга до сих пор столько фанатов?
— Я думаю, что люди могут ходить на рестлинг и чувствовать. Это ведь определённая форма повествования, которой многие люди могут просто наслаждаться. Здесь есть и простота, и в то же время чистые эмоции. Вы можете прийти и увидеть ваших героев, праздновать их победы, чувствовать боль и кричать о несправедливости. Я думаю, это задевает людей, так как они не всегда могут выразить такие эмоции в повседневной жизни.
— Помимо истории семьи фон Эрих, чем ещё вы вдохновлялись при воссоздании атмосферы того времени?
— Меня очень вдохновил фильм «Охотник на оленей» (The Deer Hunter) — своего рода история мужественности и благородства 1970-х. Безусловно меня вдохновлял и сам рестлинг. Его территориальный период, когда в каждом штате или регионе была федерация рестлинга [речь идёт о первом «Золотом веке» — ред.]. В конце концов с середины 1980-х всё это начало исчезать вместе с ростом WWE. Но время, когда рестлинг был более локальным, это то, что я хотел бы испытать и увидеть вживую, поэтому я черпал много вдохновения из того периода.
— Назовите 5 лучших фильмов 2023 года по вашему мнению!
— Обычно я был очень занят, поэтому не смотрел много фильмов. Но мне очень понравились «Прошлые жизни» (Past Lives), «Анатомия падения» (Anatomy of a Fall) и «Май декабрь» (May December).