Адам Сэндлер и игра «настоящих мужчин». Почему «Счастливчик Гилмор» остаётся смешной комедией

Тимур Алиев

16 февраля исполняется 25 лет комедии «Счастливчик Гилмор» о несуразном персонаже Адама Сэндлера, который оказывается вынужден переквалифицироваться из хоккеиста в гольфиста ради благой цели. Несмотря на прошедшие годы, юмор дуэта Тима Херлихи и самого Сэндлера остаётся классикой в Америке, а сам фильм в состоянии рассмешить и сегодня.

Картина 1996 года открывается беглой экспозицией, посвящающей зрителя в детали юности Хэппи Гилмора. Парень с ранних лет увлекался хоккеем, любовь к этому виду спорта (конечно, для «настоящих мужчин» — маскулинность спортсменов в купе с их грозной формой и травмоопасностью не раз будет подчеркнута) привил его отец. Гилмор-старший сразу отмечает невероятные способности сына: Хэппи обладает сильнейшим пушечным ударом. Редкое умение компенсируется слабыми способностями к катанию на коньках (фильм фильмом, а закон сохранения энергии никто не отменял). Увы, Хэппи каких-либо успехов на хоккейном поприще не достигает. «Добивает» героя и внезапная смерть отца, в которого на одном из матчей попадает шайба.

На первый взгляд фильм Денниса Дугана выглядит условной драмой, однако сценаристы Тим Херлихи и, собственно, сам Адам Сэндлер вводят зрителя в заблуждение, оставляя наиболее яркие шутки на потом. Будучи знакомыми ещё с колледжа (Тим и Адам были соседями по комнате), они написали эту историю ещё до первого большого успеха.

Впервые Гилмор появился в одном из сценариев для Saturday Night Live; Херлихи и Сэндлер зависали в офисе в ночь перед съёмками шоу, и в процессе мозгового штурма родился персонаж неуклюжего хоккеиста, способного кидать шайбу в любом направлении с невероятной силой. Но в скетч SNL история так и не попала, а в 1995-м дуэт ушёл из шоу.

Экспрессивный Адам Сэндлер, IMDB

Спустя год проектом заинтересовались боссы Universal Pictures, когда Тим и Адам показали им сценарий. Учитывая неплохие показатели предыдущей работы дуэта (в 1995-м по их сценарию выпустили «Билли Мэдисон», опять же с Сэндлером в главной роли), студия дала ребятам зелёный свет на новое кино. В чём же секрет юмора «Счастливчика Гилмора»? Факторов здесь достаточно, в этом кино они сошлись будто волей случая. Дуэт Херлихи и Сэндлера был известен в первую очередь по сценарной работе: у ребят за спиной пять лет в SNL, у Адама — первые работы в малобюджетных комедиях. Отменно смешить аудиторию Сэндлер умел ещё со школьных лет, устраивая миниатюрные представления для одноклассников и преподавателей.

В режиссёрском кресле «Счастливчика Гилмора» оказался тогда ещё не слишком известный Деннис Дуган, за спиной у которого были «Недоумки», ремейк классики братьев Маркс, и ставшая впоследствии классикой комедия «Трудный подросток», в которой дебютировал юный Майкл Оливер, он же несносный Джуниор. Для Universal Дуган был, что называется, «проверенным бойцом»: тот же «Трудный подросток» собрал в семь раз больше производственного бюджета, а отзывы критиков и зрителей подчеркивали, что режиссёр способен выдавать пусть грубоватый и дерзкий, но не особо пошлый юмор в комедиях. К тому же спортивная тема ему была не в новинку, разве что от бейсбола режиссёр перешёл к хоккею и гольфу.

Наряду с яркими миниатюрами, состоящими в основном из многочисленных приступов гнева Гилмора, граничащего с абсурдом и неуклюжестью, авторы не забывали и о грамотном «заземлении» повествования драматичными сантиментами. Если поначалу «Счастлив Гилмор» — история противостояния «бедный и талантливый Vs. богатый и аморальный», то ближе к финалу приключения Хэппи трансформируются в настоящий coming of age. Цель помочь родной бабушке — одному из наиболее значимых в жизни Хэппи людей — выкупить «родовое гнездо» уходит на второй план. В центре картины ставятся вопросы об истинном мотиве его действий, об отношении к делу в принципе, об ответственности за свои слова, о необходимости задумываться о последствиях. Окружающие влияют на Гилмора, корректируя его «дорожку из желтого кирпича», принимающую вид поля для гольфа.

Боб Баркер и Адам Сэндлер, IMDB

К слову, второй план в «Счастливчике Гилморе» работает отменно. Красавица Вирджиния Венит (Джули Боуэн) — одновременно и любовный интерес героя, и некая вариация «сверчка Джимини», пусть и в виде сексуализированного объекта (сделайте скидку, на дворе 90-е — такой типаж был в моде, а про #MeToo еще никто ничего не слышал). Антагонист Шутер Макгевин (Кристофер МакДональд) — злодей, периодически вставляющий Гилмору палки в колеса путем шантажа, подлога и обмана. Персонаж кичится богатством: гольф — игра не для бедных, эту характеристику Херлихи и Сэндлер не будут проговаривать устами героев, чтобы не превращать комедию в социальную драму, но выделят с помощью деталей окружающей среды. Легенда гольфа Чаббс Петерсон (Карл Уэзерс) олицетворяет образ наставника Гилмора; кстати, его отсутствующая рука — смешная отсылка на эпизод из «Хищника» 80-х со Шварценеггером, где персонаж Уэзерса лишается кисти.

К бодрым шуткам комиков из SNL и талантливым актерским работам добавился и серьёзный подход к фактуре. Раз речь идет об игре в гольф, следует соблюдать технические формальности. Как рассказывал Тим Херлихи в одном из интервью, несмотря на условность комедийного жанра, авторам не хотелось бы допустить оплошности в сути игры. Поэтому в качестве консультанта во время работы над сценарием команда позвала профессионального гольфиста Марка Лая. Как вспоминал Марк, шутки в первоначальном драфте были гораздо жестче, а отсылок на реальность было больше.

Лай уговорил Херлики и Сэндлера сбавить обороты: убрать колкости в адрес ассоциации гольфа США (в результате их зеленые куртки, символ чемпионов турнира, заменили на золотые, чтобы исключить параллели и возможные риски). В роли самих себя на экране появляются телеведущий Боб Баркер (за драку с ним фильм отхватил награду MTV), гольфист Ли Тревино и спортивный комментатор Верн Лундквист.

Шутер Макгевин, Вирджиния Венит и Хэппи Гилмор, IMDB

«Счастливчик Гилмор» стал для Сэндлера одной из важных вех в карьере. Уже в этом фильме можно было отметить его актерский диапазон. Через шесть лет, в 2002-м, за роль психически неуравновешенного совладельца завода в ленте Пола Томаса Андерсона «Любовь, сбивающая с ног» Сэндлера номинируют на «Золотой Глобус». Вереница его комедийных ролей великовозрастных, эгоистичных и безответственных молодых людей здесь прервется. Однако Хэппи Гилмор продолжает дарить позитивные эмоции и сегодня без оглядки на год премьеры.

Кинокритик по зову души, магистр психологии по диплому. Любимое кино — из Румынии и Ирана. Любимый графический роман — «Песочный человек» Нила Геймана.

Понятно