«Рассекая волны» Триера снова в прокате и снова попадает в самое сердце

Лёша Абанин

Компания «Русский репортаж» в первой половине 2021 года решила запустить в повторный прокат знаковые фильмы датского режиссёра Ларса фон Триера. Эта ретроспектива приурочена к его 65-летию. Первой в прокате с конца января стартовала картина «Рассекая волны» 1996 года — первый фильм после создания знаменитого движения «Догма-95», который сразу же был признан мировой публикой шедевром и получил среди прочих наград Гран-при на Каннском кинофестивале.

Кино рассказывает историю юной и наивной Бесс, живущей с мамой и вдовой её умершего брата на севере Шотландии в религиозной общине. Она влюбляется и почти сразу выходит замуж за Яна, но ему периодически надо уезжать на буровую установку. Бесс так невыносимо быть оторванной от него, что она изо всех сил просит бога вернуть Яна поскорее домой. И он действительно возвращается раньше времени, но на больничную койку.

«Рассекая волны» — первая драма из трилогии Триера под названием «Золотое сердце». Лично я по какому-то неправильному стечению обстоятельств именно этот фильм всегда откладывал на потом, но тепло люблю остальные картины трилогии: «Танцующую в темноте» и «Идиотов». Да и в целом Триер — один из моих самых любимых режиссёров. Хотя лично мне всегда ближе были его другие фильмы, те, что из депрессивного цикла (пока что последнего): «Антихрист» (особенно), «Меланхолия» и «Нимфоманка», которые стали для мирового зрителя важнейшим высказыванием о повсеместном душевном нездоровье и правящем хаосе среди выточенной и даже глянцевой красоты.

«Рассекая волны» на их фоне спустя 25 лет смотрятся немного странно и безоруживающе. Здесь нет того эпатажа и привычных провокаций Триера, не выходящего из депрессии много лет. Наоборот — лишь тепло и даже, кажется, вера в человека, чего к 2010-м годам у режиссёра совсем не остаётся.

В этой статье мне хотелось бы дать слово своей жене Насте, которая как раз в противовес мне всегда любила картины именно раннего Триера, из-за чего у нас постоянно возникали споры о предназначении и вкладе режиссёра в мировой кинематограф (понятно, что его гениальность неоспорима, вопрос лишь в том, чем именно Триер заполонит по итогам кинематографическую почву). Тем более, пересматривая «Рассекая волны» десятки раз, она впервые посмотрела его в кинотеатре на большом экране:


Все мы знаем, что «Войну и мир» или «Анну Каренину» можно перечитывать каждые 10 лет и каждый раз открывать для себя новые грани великих произведений. Но с этим фильмом абсолютно другая история. Смотря «Рассекая волны» в кинотеатре, я почувствовала абсолютно то же самое, что чувствовала 10 лет назад, когда впервые увидела его на четвертом курсе, при этом чувства были настолько же сильные. У тебя естественно есть новый опыт, ты через себя пропускаешь фильм, но в реальности чувствуешь то же самое.

Мне кажется, это из-за того, что сам материал очень чистый сам по себе, pure. Он в любом случае будет вызывать в тебе чувства, даже если вообще нет никакого бэкграунда. Благодаря работе режиссёра, актёров, истории, звуку, ты чувствуешь нужный вайб — и это ценно само по себе. Понятно, что у Триера здесь всё равно достаточно много библейских отсылок, но они все очевидны — на уровне поверхностного ознакомления с Библией. Поэтому фильм открыт как для 18-летнего человека, так и 40-летнего зрителя — это вечная история.

Фильм идёт два с половиной часа, и всё это время проходит на одном дыхании. Картинка простая, история понятная, при этом тебя постоянно нахлёстывают эмоции. История без сложных отсылок и прямым языком говорит тебе: «Вот я верующий человек. Я люблю. Я верю». То есть в фильме нет витиеватой подачи, когда ты думаешь: «Ой, она там что-то положила, и, кажется, это отсылка на её мысли». Тут же чётко понятно, что думает каждый персонаж и что его двигает по сюжету.

Сейчас не хватает прямых и понятных историй именно про веру и любовь (я говорю не про религиозную веру). Человек живёт, когда он верит и любит — неважно во что, неважно что. Главное — чистые эмоции. И в этом главное достоинство Бесс: она просто любит и просто верит. Ей всё равно, что нужно делать ради любви, она любит сама по себе. И это чувство исходит из неё не потому, что Ян — красивый парень, из неё просто всё это льётся потоком так же, как и вера. Та же церковь, кстати, как и Ян, не даёт ей ровным счётом ничего. И чтобы возвести эти чувства в абсолют, Триер вводит ментальные проблемы у главной героини, чтобы зритель уже на 100% понял, как человек любит и верит.

Доктор в конце картины говорит, что он не хотел бы, чтобы Бесс называли больной: «Если бы теперь меня попросили снова написать заключение, то вместо слов "человек с неустойчивой психикой" я бы счёл более уместным слово "добрый"». Причём ментальное состояние главную героиню не пугает, а как раз помогает стереть все границы, рассекает все волны — может быть, поэтому такое название у фильма. Триер просто взял сферического «коня в вакууме» — человека идеального, человека, у которого нет границ в любви и вере, положил его в общество и начал смотреть, что произойдет.

Все вокруг Бесс существуют в собственных рамках: муж ограничен телом, гордостью ограничена жена её брата, староверы — своим религиозным взглядом. У всех есть границы, кроме главной героини. Причём сами герои фильма существуют на острове — это тоже определенная граница. Режиссёр это как раз здесь показывает очень легко и просто. Уже потом, в «Догвилле», Триер физически начнёт расчерчивать эти границы.

«Рассекая волны» — хрестоматийный фильм, его можно показывать любому. Хотя сейчас большинство знает Ларса фон Триера как главного кинопровокатора, изначально он был социальным режиссёром с христианскими взглядами. И если картина будет вызывать сильные эмоции и слёзы, то это будет не от грусти и сожаления, а именно от трогательности и катарсиса.

Родился, пока не умер. Этим и интересен

Понятно