3 февраля 1986 года — 35 лет назад — Стив Джобс выкупил у Джорджа Лукаса одно из подразделений Lucasfilm. Оно получило название Pixar. Уже долгие годы студия радует сотни тысяч людей добрыми и порой душераздирающими полнометражными мультфильмами и короткометражками. В честь этой годовщины наша редакция решила вспомнить любимые работы Pixar. Некоторые из мультфильмов помогли нам пережить сложные времена, другие — принять себя и людей вокруг. В любом случае, для нас (и, подозреваем, для многих из вас) они оказались очень важны и нужны.
Лёша Абанин, диджитал продюсер
Сложно сказать, какой именно мультфильм Pixar самый любимый, но точно могу вспомнить, что вызвало самые сильные эмоции. Конечно, и так понятно, что и «Пиксар», и «Дисней» главной задачей ставят вызывать у зрителя слёзы, и идя в кинотеатр, ты сразу готовишься морально к этому. Но вот с мультфильмом «Вверх» случился неожиданный удар под дых — обычно плакать надо ближе к концу, а тут пришлось зареветь в самом начале, когда Элли, подруга детства и жена главного героя Карла Фредриксена, умирает. Причём это происходит по подаче так легко, так быстро, что организму не совсем понятно, за счёт каких инструментов создателям удалось молниеносно захватить внимание и поработить эмпатией.
«Я ещё, помню, сидел в каком-то провинциальном кинотеатре на первом ряду с грудой незнакомых мне детей — и среди всех нас ревел я один, отчего было ещё и немного стыдно, и страшно от общего сюра».
Как там двигался сюжет дальше после вступления и чем закончился мультфильм — вообще плевать было.
Варков, выпускающий редактор
После великолепного «В поисках Немо» я не верил, что можно сделать более глубокий мультфильм. Но Pixar удалось. Моим любимым персонажем серии всегда была Дори, потому что я тоже всё забываю, за что друзья негласно зовут меня рыбкой, но увидеть полнометражку о сломанных, но не сломленных морских животных было для меня очень важно — тем более, что посмотрел я «В поисках Дори» в довольно тяжёлый период, и мультфильм помог мне принять, что если с тобой что-то не так, то это не делает тебя хуже других.
Другой полюбившийся мультфильм — «Вверх». Это по сути история в истории, потому что первые пять минут о жизни Карла и его жены — полноценная сюжетная линия, которая трогает больше многих короткометражек Pixar. Так что «Вверх» — это его второй шанс, попытка доказать, что жить можно и после тяжёлых потерь — когда, казалось бы, цели уже нет и всё лучшее осталось позади. Pixar доказывают обратное — жизнь полна приключений, а найти их можно в любом возрасте.
Наташа, редактор
Мне кажется, самое главное, пульсирующее и сокровенное, вообще сложно передать словами, да и не всегда это нужно — оно и так заметно. И вот молчаливый ВАЛЛ-И, произносящий лишь имя Евы, как раз покоряет этой чувствительностью: робот смог полюбить, когда окружающие люди, наоборот, покрылись чёрствой коркой. Все эти черты героя — забота о маленьком растении, добросовестная работа и умение справляться с тотальным одиночеством — подступают таким комом в горле, что и слова не выговорить. Остаётся только быть рядом и держаться за руки.
Эльмира Любаева, руководитель диджитал проектов
Вспоминаются короткометражки, которые идут перед основным мультфильмом. Зачастую самые интересные истории рассказываются именно в них. Те истории, которым не нужны полные метры, но на которых можно попробовать новую технику анимации или экспериментальный сюжет. Пронзительные, душевные и всегда со счастливым финалом короткометражки выступают разогревом перед махиной, которая ожидает зрителя далее. Первой приходит на ум, наверное, «Лава». Нежная история о поиске любви старого вулкана — она о том, что иногда счастье найдёт тебя само, когда меньше всего ждёшь. И тогда ты воспаришь.
Артём Нечаев, редактор
Сложно выбрать какой-то «любимый» фильм Pixar, потому что они разбросаны по 35-летнему отрезку работы студии, а память ни к чёрту. Если наобум, то, наверно, титул достанется «ВАЛЛ-И», доброму мульту про одинокого робота. Там и экологическая повесточка (которая кажется очень даже вразумляющей), и тематика одиночества (близкая, наверно, каждому), и футуризм с космосом, и небольшой диссонанс от того, насколько человечными получились роботы. Плюс в ушах до сих пор максимально чётко звучить протяжное «Еееееева».
Но если призадуматься, то всё-таки титул уйдёт «Душе». Во-первых, по ней самые свежие впечатления. Во-вторых, большую роль играет личная призма, потому что я сильно углубился в этот фильм и его создание по работе. В-третьих, очень радует философская тематика и довольно взрослые темы. Ну, и главное: в отличие от других фильмов Pixar, где мы плачем от печали, тут слёзы наворачивались от счастья — необычное чувство, которым «Душа» запомнилась мне больше всего.
Лена Николаева, редактор
Я долго думала, что каждый последний мультфильм от Pixar становится моим любимым. Но однажды я от скуки посмотрела «Тайну Коко», и, кажется, с тех пор её ещё никто не смог переплюнуть (хотя «Душа» очень пыталась). Этот мультфильм для меня очень важен по одной причине — до этого я ни в кино, ни в анимации не встречала такого прямого и красивого разговора о смерти. И я никогда не могла бы подумать, что этот разговор мне так нужен. Во многих мультфильмах смерть часто используется как способ запугивания. В «Тайне Коко» всё совсем не так: здесь тема смерти — это повод и порадоваться жизни тех, кто сейчас рядом с тобой, и вспомнить тех, кого уже нет.
Удивительно, как мультфильмы Pixar, целевая аудитория которых — это дети, отлично справляются с тем, чтобы поддержать, направить и успокоить даже взрослых людей. И да, иногда картина может выглядеть комично: двадцатилетние и тридцатилетние ребята сидят в кинотеатрах среди школьников и рыдают на весь зал. Но ведь это и прекрасно — мультфильмы заставляют нас хотя бы на некоторое время стать уязвимыми и порыться в собственных эмоциях и чувствах. Если у вас тоже есть истории, связанные с Pixar, обязательно расскажите их в комментариях.