23 мая в онлайн-кинотеатре «Иви» состоялась премьера сериала «Первый класс» Светланы Самошиной — истории о трёх подругах, сражающихся за место в элитной питерской школе. Главные роли исполнили Юлия Хлынина, Марина Васильева и Аня Чиповская. Как авторам удаётся из бытового тропа сделать бодрую сатиру с крутым кастом, рассказываем в статье.
Многие ради ребёнка готовы на всё. Проколоть шину тем, кто не позвал дитё на день рождения? Запросто. Пойти по головам, ради зачисления в элитную школу? Как нечего делать!
Аня (Юлия Хлынина), Таня (Марина Васильева) и Лена (Аня Чиповская) — подружки с университетских времён. Первая — будущий заместитель председателя Комитета по культуре и образованию Санкт-Петербурга. Вторая — мастер по йоге. Третья — бедная писательница, работающая по ночам в баре. Что их объединяет, кроме дружеских встреч? Дети.
Каждая из героинь планирует пристроить ребёнка в школу. В центре внимания оказывается флагманский проект Санкт-Петербурга «Культурное наследие» с системой европейского образования. Но есть загвоздка: 30 человек на место и высокие требования к семьям. Проще говоря — нужна порода. Школа нацелена восстанавливать культурный пласт города.
Первой тоталитарное заведение заприметила Аня — обладательница говорящей фамилии Великоборец. Кому, как не ей, заместителю председателя Комитета по культуре и образованию, оказаться первой в очереди на зачисление? Но вот незадача: начальника героини (Артём Ткаченко) арестовывают за взятки, на его место берут некую Викторию Потапову (Елена Лядова), а Аню понижают до секретарши.
Таня вообще бросается в авантюру: героиня без рубля в кармане против пафоса. Однако она готова на всё, чтобы бывший муж Денис (Никита Ефремов) в поисках лучшего образования не увёз дочку в Москву. То же касается и Лены, которая воспитывает сына любимого мужчины (Ростислав Бершауэр) от первого брака. А чтобы мальчик не переехал от мамы к папе, его нужно устроить в школу подальше — и «Культурное наследие» как раз подходит под параметры.
Сценаристы «Первого класса» Анна Соболевская, Светлана Самошина и Елена Любарская утрируют образы персонажей, делая их максимально выпуклыми. Тут и Аня, скатившаяся вниз по карьерной лестнице и распрощавшаяся со всемогуществом, и Таня, пишущая автофикшн без гонорара и приклеивающая каблук к старым туфлям, и Лена, мечтающая родить ребёнка и отделаться от «неродного» сынишки.
Это касается и мужей главных героинь. Понятно, что глава семьи Великоборцев — конечно же, женщина. Майор полиции Александр (Артём Быстров) — дополнительное звено. Приносит деньги и отмазывает от аварий. В отличие от Ани, герой не гонится за высоким социальным статусом, «Культурное наследие» для него — лишь чопорность. Денис, бывший супруг Тани, в деньгах не нуждается. Разрабатывает отечественную криптовалюту, пока бывшая делает из своей квартиры отель. Лена живёт с бизнесменом Борюсиком, который готов разбрасываться деньгами направо и налево, лишь бы сделать сына счастливым.
С детьми тоже интересно: Соня Великоборец (Алиса Руденко) не совсем соответствует статусу «Культурного наследия», вступительный тест за неё решает дочь Тани (Марта Евстигнеева), которая в свои 6-7 лет рассуждает о реформе по раздельному мусору. Их дуэт разбавляет Петя (Илья Кондратенко), делающий поделки из вибратора, пока его намереваются отправить в спортивную школу.
В первых двух эпизодах девчонки лишь разгоняются. Противостояние проходит на минималках: подруги не рассказывают друг другу, что записались на собеседование в «Культурное наследие». Подлянки никто не делает. Но кто знает, что будет в следующих сериях?
Светлане Самошиной удалось собрать прекрасный каст. Здесь и Чиповская, и Ефремов, и Быстров. Отдельно удивляет Юлия Хлынина, которая получила звание «оригинальной актрисы» на фестивале Original+. Вообще, трио героинь отлично сработало, и это общая заслуга — как сценаристов, так и актрис. Мужская половина тоже хороша: Быстров бодро сочетает в себе дотошного следователя Андрея Толбоева из «Цикад», смягчённого до альтруиста Никитина из «Дурака». Ефремов как всегда очень харизматичен и привлекателен. Дети тоже яркие. Например, Соню сыграла Алиса Руденко, мелькнувшая в недавнем «Морозко».
В целом, «Первый класс» — неплохая комедия с продуманными диалогами. Авторы иронизируют и над школами, и над коррупцией в государственных учреждениях, и над социумом в целом. Так, в обыкновенной общеобразовательной школе ставят неправильное ударение, а герой Артёма Быстрова не может попросить повышения из-за неловкости, выслушивая от жены ремарки вроде «Может, это у вас в органах нормально сидеть на одном месте». Подружки тоже попадают под раздачу с темой повторов друг за другом: например, Аня бесится, что Таня назвала дочку Соней. Хотя, как говорят в рилсах: подружки не повторяют, а мэтчатся.
Картина не блещет операторскими и режиссёрскими фишками. Ей это и не нужно. Единственный выделяющийся приём — закадровый голос героини Марины Васильевой. Почему выбрали именно её? Возможно, отдали дань рассудительности персонажа. При этом было бы интересно менять закадровый голос от серии к серии, чтобы наблюдать разные точки зрения. Может, дальше так и есть. Просто СМИ по стандарту прислали только два эпизода.
«Первый класс» — пример неплохой современной сатиры, созданной для антистресс-вечеров, о которых мы так мечтаем в рабочие будни. Крутой каст, достойные диалоги и утрированные типажи — перед вами контент не только для мамочек, поверьте! Без промахов, конечно, не обошлось. Но у кого их нет?