12 октября стартовал третий сезон аниме «Ванпанчмен» (One Punch Man). Производством занимается студия JC Staff, режиссёрское кресло занял Синпэй Нагаи («Психопаспорт»), а композитором выступил Макото Миядзаки, работавший над первым сезоном. Поклонники ждали продолжение целых шесть лет, ведь второй сезон оставил у них смешанные чувства: фанаты жаловались на падение качества анимации после того, как студия Madhouse перестала работать над проектом. Третий сезон должен был стать либо реабилитацией, либо последним гвоздём в крышке анимационной адаптации «Ванпанчмена». Разбираемся, стоит ли ждать откровений от новых серий.
По сюжету Сайтама стал настолько сильным после экстремальной тренировки, что теперь способен победить любого противника одним ударом. Из-за этого он постоянно скучает и ищет достойного соперника, ведь в мире, где каждый герой оценивается по рангу и бюрократическим отчётам Ассоциации героев, настоящие испытания почти не встречаются. Ассоциация героев контролирует всех людей со суперспособностями, присваивает им классы в зависимости от силы и заслуг, распределяет задания и оценивает эффективность в борьбе с монстрами и преступниками. Герои обязаны проходить миссии, отчитываться об успехах и соблюдать внутренние правила. Рейтинг и статус часто важнее реальных достижений. Для Сайтамы, который способен одним ударом решать любые проблемы, такая система кажется формальной и скучной, что усиливает его ощущение внутренней пустоты.


Во втором сезоне появляется Гароу, бывший ученик мастера боевых искусств Бэн, ставший «Охотником на героев» — антагонистом, который помешан на монстрах. Он — антипод Сайтамы. В то время как Гароу вполне способен на активные действия ради идеалов, главный герой утопает в скуке.
Третья часть продолжает сюжетную арку «Ассоциации монстров», во главе которой стоит вечное противостояние чудовищ и людей друг с другом. Основной конфликт строится на попытках обозначить идею силы и её значение через взаимодействие героев и монстров, а также моральные выборы персонажей — каждый ли враг заслуживает уничтожения? Любимая всеми второстепенная героиня Тацумаки вернулась в сюжет и ведёт себя также вспыльчиво и уверенно, но без привычной энергии, которая постоянно сопровождает персонажа в оригинальной манхве. Герои класса S показаны как единая масса персонажей: у каждого есть по одной фразе, чтобы напомнить, что они вообще существуют. «Охотник на героев» на их фоне выглядит лучше всех, главный драйвер истории, который становится мостом между людьми и монстрами, демонстрируя внутреннюю борьбу и философию силы. Из злодея Гароу постепенно эволюционирует в антигероя с собственной системой ценностей, где понятия справедливости, силы и личной ответственности переплетаются.


В новом сезоне случился анимационный прогресс: цветовая палитра насыщеннее, лица персонажей прорисованы. Но всё ещё страдают сцены боёв. Иногда складывается ощущение, что смотришь не аниме, а слайдшоу. Есть мнение, что студия экономит ресурсы в первых эпизодах, чтобы вложиться в середину сезона. Это частая практика, но которая работает только тогда, когда сюжетная часть достаточно сильная и способна компенсировать визуальные недостатки. Но «Ванпанчмен» — гениальная комедия, но сюжет в ней скорее средний.
Несмотря на большой послужной список, режиссёр Синпэй Нагаи пока не вызывал доверия у аудитории во многом потому, что раньше работал над психологическими драмами. В социальных сетях он признавался, что скрывал своё участие до официального анонса, опасаясь негативной реакции фанатов. Нагаи идёт по безопасному пути, не ломая дух оригинала. Он придерживается стиля и атмосферы первого сезона. Но несмотря на все старания, сериал всё равно не дотягивает, ведь проблема кроется в ограничениях производства, а не в режиссуре как таковой.


В дебютном сезоне от студии Madhouse качество проработки сцен было на голову выше. У JC Staff сериал выглядит менее живым и детализированным: движения персонажей порой статичны, а фоны и разрушенные здания лишены динамики; сцены боя с множеством противников теряют ощущение масштабности, а эпизоды с диалогами иногда превращаются в серию неподвижных кадров. Проект застыл, стал слишком медленным. При этом сюжет манги предлагает насыщенные на события главы: арка «Ассоциации монстров» — одна из самых ярких. Если адаптация останется близкой к оригиналу, то к середине сезона можно ожидать заметный рост темпа.
Но не всё так печально. Аниме сохраняет иронию, Сайтама всё ещё комментирует происходящее с полным безразличием, а герои спорят о статусах и рейтингах. То, за что зрители всегда любили «Ванпанчмен», вернулось. Но сможет ли сезон развить философскую составляющую? Ведь история всегда была не только о силе и иронии, но и о скуке, и о потере мотивации. О том, как герой теряет человеческие черты, становясь машиной.

Несмотря на все проблемы, «Ванпанчмен» был и остаётся важным аниме для индустрии, потому что показал, как можно органично совмещать пародию, сатиру и философию в одном проекте. Но когда сериал, высмеивающий скуку, сам становится скучным, это разочаровывающее зрелище. Надеемся, что третий сезон, обладая сильным первоисточником и талантливыми художниками, ещё может развиться. Ну а пока зритель видит только тренировку, а не финальный бой.
