Фрешмен рэп-сцены, мастер этнического звука и звёздный участник недавнего фестиваля BandLink ШоуКейс — всё это про исполнителя Nomad Punk, который успел ненадолго заскочить к нам в гости. Поговорили с артистом о планах на будущее, качественном отдыхе и новом альбоме.
— Почему именно Nomad Punk?
— Во-первых, это попытка вернуться к истокам, чтобы найти внутреннюю айдентику. А заодно и изучение культурного кода. Так как мой народ исконно был кочевым, я много вдохновлялся его культурой: хочу понять, кто мы, найти мост между прошлым и будущим. Так появился «Nomad». «Punk» пришёл, потому что я большой фанат группы Daft Punk. Их имя — угар, который вышел из-под контроля СМИ. Во-вторых, я не люблю находиться в рамках. Я всегда пытаюсь раздвинуть границы и нарушить правила — приятные ощущения. Обе части сложились, и мне понравилось. Кстати, ещё есть стилистические направления стимпанк, дизельпанк, теслапанк и... номадпанк, но оно не такое хайповое. Узнал о нём, когда уже выбрал псевдоним.
— Ты много говоришь о панке: что он для тебя?
— Классное течение. Оно умирало и оживало с исчезновением и появлением протестов. Но для меня панк всегда оставался личным, попыткой идти наперекор устоям. Весь мой внешний вид — один большой бунт, а музыкальный путь — не только бунт, но и протест, попытка оставаться самобытным и искать отсутствующее на рынке: то, что не делали раньше. Панк, как движение, для меня близок. Жанр музыки мне тоже нравится, но давно не слушал ничего нового.
— А что слушаешь сейчас?
— Очень много джаза. Нездорово много. Единственное, что я слушаю на протяжении последних нескольких месяцев. Когда я переехал в Москву, первое время грустил, потому что попал на очень плохую погоду в октябре. И единственное, что меня «вправляло» — джаз. Он восстанавливал моё эмоциональное состояние.
Иногда слушаю брейккор, драм-н-бейс, электронную музыку… рэп-альбомы, не так важно — старые или новые. Люблю слушать альбомами, но не на репите: один раз прогнал, получил экспириенс, пошёл дальше. Переедать тоже не хочется.


— Ты говоришь, что бунтуешь. Против кого или за что?
— Против массового продукта, чего-то расхайпленного. Иногда я делаю это по приколу. Допустим, осенью я выпускаю альбом. Пока на просторах ру-рэпа транслируется история пацанской романтики, блатной движухи, денег, женщин и прочего, у меня весь материал построен на семейных ценностях. Звучит смешно, но я гарантирую, что слушателям понравится. Вся ру-рэп индустрия стоит на трэперском праздном вайбе, а у меня сторитейлинговый альбом, который рассказывает настоящую личную историю. Иногда протест проявляется так, а порой в том, как я одеваюсь.
Допустим, приходит на интервью музыкант. Смотришь на него и думаешь — ты же артист! Не мог придумать что-то интересное? Почему на сцену выходят в футболках? С кем-то это работает, но часто львиная доля исполнителей для меня кажется серой. И я такой: «Хочу шубу на голое тело, распустить волосы и казаки натянуть». Это привлекает больше внимания, вызывает обсуждения — мне прикольно от этого.
— О чём твоё творчество?
— Всегда говорю, что моя миссия как артиста — праздновать нашу разность и удивлять нашей похожестью. Моё творчество направлено на то, чтобы показывать чужую и свою культуры. В новом альбоме будут и казахские мотивы, и русские, и индийские… Я изучаю этнические формы. Они все очень похожи, но всё равно отличаются. Цель — подчёркивать разнообразие, но удивлять его смешением. Люблю обманывать слушателей: включаю трек, и он звучит так по-родному. Близко, но всё же не так.
Хочу рассказывать честные истории, которые прожил и прочувствовал.


— Можешь рассказать, как выглядит твоя студийная сессия? Как работаешь над треками?
— Всё делаю сам. Придумываю, пишу, свожу, продакшн у меня свой. Иногда могу подключать друзей-звукарей, но после сведения. Показываю трек, прошу указать на ошибки, разогнать идеи. Это не осознанный выбор: не было денег на биты — учился писать. Не было денег на звукаря — пробовал сводить. На то, чтобы всему научиться, ушло пять лет. Зато рука набилась, я свободен, ни от кого не завишу. Даже превратил это в фишку.
А сессия проходит так: прихожу в студию с уже готовой идеей, которая пришла мне в голову в душе, в поездке или где-то ещё, потому что, процитирую: «Я не знаю, что такое вдохновение, мой огонь горит стабильно». Либо открываю комп и слушаю пластинки, могу найти какой-то кусочек и раскрутить идею. Если ничего не пишется, переключаюсь: начинаю работать над битом, сводить, мастерить. Я каждый день в студии, кроме выходных.
— Пытаешься удержать work-life balance?
— Да! Иногда в субботу или в воскресенье надо поработать, но я потом компенсирую это в будни. Важно заботиться о ментальном здоровье. Особенно, если ты музыкант.
Менеджер артиста шепнула, что в день интервью у него был выходной. Надеемся, Nomad Punk отдохнул позже!
— Немного про фиты. У тебя уже есть совместные треки с Rozalia и Ato Woody. С кем ещё хочешь поработать?
— Хочу коллаб с Хаски, ANIKV. Поработать с ALLBLACK 52 в стиле «кто кого перечитает». Это спортивный интерес. С Гуфом! У него с Бастой есть трек Samurai, где тот рифмует с буквой «Ш», а Гуф — с «Х». Хочу такую фонетическую разминку с олдскульными рэперами, потому что они очень это ценят. Ещё с группой «Триагрутрика». Очень много музыкантов, с которыми готов фитовать. Из мечт — Фаррелл Уильямс и Tyler, the Creator. Трек с моей ролевой моделью — Кендриком Ламаром. Я люблю работать с артистами, которые заставляют меня вытащить из себя то, что раньше не получалось.
— Ты говоришь, что всегда есть какие-то идеи. Никогда не было творческого ступора?
— Нет. Нужно сублимировать, отвлекаться, наполняться. Может денёчек не писаться, два. Я иду и играю в компик, плойку. Смотрю фильмы, читаю книжки, листаю картинки и чужие истории из жизни. Всё это наталкивает на первую мысль, она цепляется за вторую, начинает формироваться идея… Я наполняюсь, стараюсь отдыхать, потому что самые лучшие идеи приходили, когда я особо ничего не делал. В студии иногда включаю тайпбит, чтобы разогнаться и прийти в себя.
— Любимая игра?
— Baldur’s Gate 3. Я всё пытаюсь поиграть в пати с ребятами, но часто времени не находится. Clair Obscur: Expedition 33 вообще шикарная. И ещё жду Grand Theft Auto VI. Надеюсь, не состарюсь к её выходу.
— Какие планы до конца года?
— Привести себя в форму. Мне хочется играть в баскетбол, вернуться в зал. Кардио отработано, потому выступать на сцене 40–50 минут — не грибы в лесу собирать. Но массу хочу набрать, заодно начать плавать. Важно следить за здоровьем!
— Ты уже заспойлерил альбом. Расскажи, что нам ждать от релиза?
— Я постарался собрать концепцию так, чтобы треки звучали классно и вне контекста, и с ним. Совместно они образуют большую историю. На пластинке больше одного сюжета, одной перспективы и комментария, но проходит единственная сквозная важная тема — проблема отцов и детей, вопрос семейных ценностей. И ждите в основном хип-хоп. Да, иногда заигрываю с другими жанрами, но всё равно с ограничениями, чтобы не распыляться.
Кстати, будем добавлять аннотации в Genius, потому что некоторые штуки нужно объяснить. Допустим, вставки из народных песен на казахском. Без больших спойлеров: все карты раскрывать не будем, но намёки на ключевые вещи будут.
