Практически без шума и освещения в СМИ 21 сентября сразу на Blu-Ray вышел мультфильм «Ночь анимационных мертвецов» (Night of the Animated Dead). Это почти дословный пересказ «Ночи живых мертвецов» Джорджа Ромеро, но в анимации. После просмотра этого хоррора возникает лишь один вопрос — а действительно ли нужно повторять историю сцена в сцену в 2021 году?
Вышедшая в 1968 году «Ночь живых мертвецов» стала мировым феноменом. Джордж Ромеро не просто создал новый жанр фильмов ужасов, он ещё и заложил в картину серьёзную социальную сатиру. Ромеро исследовал свои идеи во всех будущих фильмах об оживших мертвецах, а многие режиссёры и сценаристы впоследствии развивали его видение в своих произведениях. Это и Роберт Киркман с его «Ходячими мертвецами», и Зак Снайдер с его «Рассветом мертвецов» и недавней «Армией мертвецов». Словом, если бы не «Ночь», зомби бы не получили такого развития в поп-культуре.
Вы наверняка знаете эту историю: брат и сестра Барбара и Джонни отправляются навестить могилу отца в Пенсильвании, но на кладбище на них нападает оживший мертвец. Девушка убегает и попадает на ферму, где пытается продержаться ночь в компании незнакомцев, среди которых — укушенный ребёнок.
Сама «Ночь» не раз наступала для зрителя. Причём каждый режиссёр пытался привнести что-то своё. Например, Том Савини в первом цветном ремейке 1990 года изменил концовку, из-за чего социальный посыл фильма сильно изменился — что некоторые люди и при жизни не лучше чудовищ, пожирающих плоть. А Джеф Бродстрит в «Ночи живых мертвецов 3D» намеренно ушёл в дешёвые спецэффекты и треш, попытавшись представить свою версию происхождения мертвецов. В 2011 году тот же Бродстрит сделал продолжение своей треш-версии — «Ночь живых мертвецов: Начало», представив предысторию похоронного бюро, откуда вышли первые ожившие мертвецы. Но с оригинальным сюжетом Джорджа Ромеро в этой версии здесь не осталось уже ничего общего.
Оригинальная «Ночь живых мертвецов» подарила нам не только концепцию медлительных оживших трупов, но и расхожий троп для зомби-фильмов — группа случайно подобранных выживших обороняется от толпы мертвецов в замкнутом пространстве. Мертвецы не ходят поодиночке, и одним из них может стать каждый — эту идею Ромеро подчёркивал гримом, который уравнивал людей вне зависимости от их цвета кожи, пола и одежды. Все они становились частью толпы, которая бездумно жаждала крови. Мертвецы у Ромеро могли проявлять лишь мельчайшие признаки интеллекта — дёргать двери за ручки и пытаться использовать камни, чтобы разбить окна.
Последователи Ромеро видели в зомби разное — от угрозы, остановить которую человечество не способно («Война миров Z») до условной дешёвой рабочей силы, которую можно интегрировать в общество («Зомби по имени Фидо»). А у Ромеро зомби — метафора восстания. Незадолго до выхода фильма в США проходили протесты в защиту гражданских прав афроамериканцев, и в том же 1968 году до выхода фильма был застрелен Мартин Лютер Кинг. Сначала общество в лице семьи Куперов не хочет принимать темнокожего Бена и соглашаться с любым его решением, а в финале Национальная гвардия уже не различает Бена и зомби. Для них нет разницы между реальными мертвецами и теми, кто потенциально может ими стать. Им проще просто устранить выжившего.
Ромеро впоследствии признавался, что фильм попал в нерв эпохи, но он хотел вложить туда несколько иной смысл — показать, как неумение людей действовать сообща способно привести к гибели всё общество на примере обособленной группы выживших.
Перейдём к Night of the Animated Dead, пересказывающей сюжет «Ночи». Фильм поставил режиссёр Джейсон Аксинн, уже ранее снимавший анимационный хоррор — To Your Last Death 2019 года. В «Ночи анимационных мертвецов» Аксинн отказывается от экспериментов и заново рассказывает то, что зритель уже видел у Ромеро. Например, зомби здесь точь-в-точь, как у Ромеро: их намеренно изображают не разлагающимися трупами, у которых постепенно отваливаются различные части тела, а людьми с побледневшей кожей, лишёнными всего человеческого и движимыми лишь самыми низменными инстинктами.
Из нового в мультфильме — лишь несколько необязательных кровавых сцен, которые не добавляют сюжету ровным образом ничего. Возникает вопрос: а для чего это тогда нужно? Ответ, к сожалению, слишком прост — в 2017 году после смерти Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов» перешла в общественное достояние. Это означает, что на него не распространяются те же законы об интеллектуальной собственности, что и на другие голливудские франшизы, а значит, можно создавать перезапуски и продолжения. Соответственно, Warner Bros. Animation вместе с Hemisphere Entertainment и The Long Game вовремя подсуетились и выпустили бюджетный ремейк, на котором можно подзаработать, фактически не предлагая зрителю ничего нового. Это просто повтор истории, изменившей весь жанр ужасов. Но с анимацией довольно среднего качества.
Любопытно, что в касте озвучки Night of the Animated Dead есть довольно крупные имена — Кэти Сакхофф, Джош Дюамель, Джимми Симпсон, Дьюли Хилл. А вот на анимацию денег пожалели. Это заметно по картинке: персонажи двигаются несколько картонно, заявленный рейтинг R отрабатывают буквально несколькими сценами, а на фонах в мультфильме сильно сэкономили.
Всё это могло бы быть незначительными мелочами, если бы Night of the Animated Dead представила какой-то новый взгляд на историю одной ночи в разгар зомби-апокалипсиса. Но увы. И если это буквально покадрово та же история, что была у Ромеро, то почему бы лучше не почтить классика ужасов и не пересмотреть лишний раз культовый хоррор? Тем более, что после протестов в США на волне Black Lives Matter многие идеи Ромеро снова становятся актуальными.