В марте стартовал новый российский сериал «Неверные» — драма о борьбе с женским алкоголизмом в оболочке юридического процедурала от Алексея Кузмина-Тарасова. По сюжету адвокат Ольга Шилковская в исполнении Оксаны Акиньшиной пытается вернуть родительские права и справиться с зависимостью, параллельно влипая в интриги и разборки сильных мира сего. В конце февраля 2024 года проект забрал главный приз фестиваля стриминговых платформ ORIGINAL+. Как съёмочной группе удаётся ввести в повествование сильную героиню, не впасть в морализаторство и при этом показать трагедию, рассказываем в материале.
«Красота скучна, когда в ней нет изъяна...»
Под звуки фортепиано Ольга Шелковская (Оксана Акиньшина) осовевшими глазами пытается следить за дорогой, резко огибая ограждения на поворотах. Нежные трели бело-чёрных клавиш прерываются настойчивой вибрацией телефона. Женщина едет «за мороженым», несмотря на то что маленькому Лёве (Алексей Сошин) на заднем кресле папа не разрешает на ночь сладкое. Но к чёрту папу и запреты! Мама вправе контролировать жизнь сына сама. Ровно до тех пор, пока от столкновения с соседней машиной не полетит лобовое стекло.
После аварии по причине нетрезвого вождения адвоката Ольгу Шелковскую лишают родительских прав. Героиня остаётся наедине с собственными мыслями и алкоголем. Чтобы вернуть сына, Ольге необходимо побороть зависимость от спиртного, найти и работу и улучшить условия проживания. Бороться за счастливую жизнь женщина будет не одна: в этом ей поможет директор юридической фирмы Дмитрий Кибрик (Роман Евдокимов), однокурсник и по совместительству адвокат бывшего мужа.
Кузмин-Тарасов помещает в центр сюжета яркого женского персонажа, что резонирует с большинством отечественных проектов и становится несомненным плюсом «Неверных». В первой серии (да и дальше тоже) Ольга посылает всех на три буквы и подкупает зрителя сочащейся самоуверенностью. К примеру, увидев во время очередного запоя газету с анонсом, где медийная владелица салона красоты Яна Туркина (Кристина Работенко) ищет адвоката, пьяная героиня записывает ей голосовое сообщение, предлагая услуги от лица компании Кибрика. А потом заявляется в офис к однокурснику, требуя свободную переговорку. Собственно, так она и получает работу. Порой бесцеремонность — очень полезное качество.
«Неверные» — не первый российский сериал с самостоятельным женским персонажем. Однако подобный шаг до сих пор не прижился в нашей индустрии. Характером Ольга отчасти напоминает Зою Волгину — профайлера «Внутри убийцы» Владимира Мирзоева. Она тоже сама себе хозяйка. Однако ни одна из героинь не отходит от стандарта подобных героев — они обе плюют на чужие границы, уподобляясь известному в контексте выбранного жанра Андрею Павлову из «Медиатора», доктору Хаусу или самому Шерлоку Холмсу. От второго Шилковская взяла дедуктивный метод, который в силах использовать только в опьянении, — без алкоголя она не видит детали кейса.
Вообще сценарная группа активно работает с архетипами — в том числе мужскими, которые, признаться, изобилуют. Так, Кибрик становится подушкой безопасности и плечом, в которое всегда можно поплакать, несмотря на стойкость духа. Единственное — он наотрез отказывается влезать в судебные разбирательства о возвращении родительских прав. Вторым мужчиной в кругу Шилковской оказывается некий Александр Елагин (Егор Дружинин) — директор футбольного клуба, хозяин этого мира и просто секси мужик, который принимает позицию каменной стены и главы вышибал. Впоследствии женщина познакомится с его племянником Сергеем Кулешовым — обыкновенным кутилой, который считает женщин собственностью, а за маской раздолбая прячет зловещее нутро.
Неопознанным оказывается лишь Артём (Иван Добронравов), бывший муж Ольги, сначала кажущийся абьюзером, применяющим физическую силу, а потом — заботливым отцом. От архетипного представления отходит и его новая возлюбленная Зоя (Дарья Муреева), которая, в отличие от стандартных вялых любовниц, проявляет характер и пытается противодействовать Ольге в подаче апелляции. А ещё становится очень бесячим персонажем. Все актёры отлично справляются со своими образами, отдельной похвалы заслуживает Акиньшина, которая живёт в кадре.
Каждый эпизод Шилковская будет заниматься различными юридическими кейсами, будь то лишение родительских прав из-за домашнего насилия или попытка оправдать покушение на убийство. Важно, что героиню интересуют принципы, а не деньги. Именно поэтому в какой-то части дел она будет выбирать: поступить ей по совести или порадовать амбиции. Как и Зоя из «Внутри убийцы», Ольга пытается закрыть гештальт. Её до сих пор преследует детская травма, связанная с насилием. Защищая клиентов, она защищает себя.
В своей практике героиня много ошибается, что роднит её с обычным человеком. Она — вовсе не идеальная героиня. Скажем больше, порой её вовсе не жаль. И это крутая тактика создания реалистичного персонажа. В «Неверных» вас ждёт куча разборок, подстав, интриг и, конечно же, мужчин. Иногда будет казаться, что сериал рассказывает не о борьбе с женским алкоголизмом, а о выборе потенциальных любовников. Интересно, оправдают ли этот шаг авторы в финале.
В сериале очень запоминающийся саундтрек, отличающийся именно женским вокалом. Это и девчачий гимн «Ритуальных услуг», и сверхоблачные композиции ooes и Vaarka. Хочется отметить и общую работу со звуком, где съёмочная группа умело разграничивает эффект внутрикадрового и закадрового саундтрека. Кстати, уместно сразу предупредить потенциальных смотрящих — в сериале много мата. Однако он нисколько не перегружает повествование.
«Неверные» — визуально красивая история. Оператор Николай Желудович умело использует «пьяный эффект» во время запойных сцен и без повода не трясёт камерой. Радуют и декорации, особенно во флешбэках детства главной герои, где пространство сужается до таких пределов, что взрослые упираются в потолок, показывая свою власть над ребёнком. Кузмин-Тарасов использует резкий и динамичный монтаж с монотонным закадровым голосом, словно исходящим из головы самой героини. За счёт этих штрихов сериал идёт бодро, так что вам вряд ли удастся заскучать.
Пока что сериал Кузмина-Тарасова — динамичная и живая история с ярким женским персонажем, за которой хочется наблюдать. Периодически жанр социальной драмы прерывается всплесками мыльной оперы, но после всё же возвращается на круги своя. Посмотрим, доведут ли авторы задуманный концепт до конца.