Джек Стобер и его «Микропоп»: музыка из супермаркета

Семён Трясин

В прошлому году на стриминговых площадках неожиданно появился новый студийный альбом Джека Стобера под названием Shop: A Pop Opera. Исполнитель уже не раз касался темы еды и продуктов в своих композициях, но впервые посвятил этому целый полноформатный релиз. Мы решили «сходить в супермаркет» Джека Стобера: осмотреть стеллажи биографии артиста, посетить отделы с его музыкальными проектами и сложить в продуктовую корзину его анимационные работы для [adult swim]. Увидимся на кассе!

Джек Стобер

На личном сайте двадцатипятилетнего американского инди-музыканта Джека Стобера в разделе «About» вместо биографии, упоминаний лейбла и ссылок на социальные сети написано «I make», и это недалеко от правды. Уроженец штата Пенсильвания творит и создаёт во всех возможных смыслах этого слова. Кроме написания музыки Джек режиссирует собственные клипы, стилизованные под VHS-формат, анимирует в различных техниках (стоп-моушн, двухмерная покадровая и 3D), пишет сценарии для мультфильмов и озвучивает всех своих персонажей.

Увлечение Джека творчеством началось с раннего детства. Мальчик музицировал и пел на школьных мероприятиях, а также рисовал плакаты для местной редколлегии. Став постарше, Стобер начал думать о том, чтобы окончательно связать свою жизнь с искусством и выбрать творческую специальность в университете, но в последний момент решил, что профессия маркетолога откроет больше перспектив. Отсюда появился бесценный навык музыканта создавать вирусный контент в одиночку без покупки рекламы и помощи лейблов. Короче, у артиста неожиданно возникла способность создавать замечательный материал для мемов.

Абсурдные сюжеты песен и анимаций, авангардное звучание и безумное чувство юмора Стобера отражают всю нашу поп-культуру, поэтому легко впитываются фанатами и превращаются в самодельные клипы и челленджи в TikTok. Так формируется усиленный в несколько раз эффект сарафанного радио. Джек явно понимает, что он делает, и успешно эксплуатирует эту идею.

Просто обратите внимание на миллионы просмотров на его официальном YouTube-канале и впечатляющие показатели на стриминговых площадках (228 миллионов прослушиваний на очень мемном треке Buttercup в Spotify). Высшей точкой такого подхода на данный момент стало сотрудничество музыканта с телеканалом Cartoon Network и его ночным блоком [adult swim], специализирующимся на сумасшедших экспериментальных проектах независимых авторов. Эта коллаборация — причина появления альбома Shop: A Pop Opera и мини-сериала по его мотивам.

Интересно, что поп-опера вышла не под брендом Jack Stauber, как это было со всеми предыдущими релизами, а в рамках проекта Jack Stauber’s Micropop. У альтер эго Стобера есть несколько неочевидных отличий. Например, большая часть композиций длится меньше минуты, исключением являются лишь расширенные версии выпущенных ранее песен. Это законченные истории с героями и посылом, напоминающие подходом скорее поджанры альтернативного хип-хопа, чем поп-музыку и электронику. Треки с Shop как раз соответствуют обозначенным параметрам: это полноценный сторителлинг из восьми песен на шесть с половиной минут.

Джек Стобер. Обложка альбома

На новой пластинке музыкант не изменяет своему подходу. Уже с открывающего трека Shop Стобер начинает смешивать мудрёную электронику с традиционной поп-музыкой, деконструировать жанры, скакать от сложной формы к минимализму и от абстрактных тем к незамысловатым шуточным историям. В комплекте к каждой композиции на альбоме кроме интро и аутро идёт небольшой мультипликационный эпизод, снятый для [adult swim]. Релиз и мини-сериал отлично дополняют друг друга, но могут спокойно существовать и раздельно. Если каждую песню можно воспринимать вне анимации и всего полноформатника, то это хороший знак для концептуального альбома. Визуальная часть не отстаёт от музыки и тоже смешивает всё что можно в разных пропорциях: рисунок переходит от ретрофутуристичного 3D к пугающему стоп-моушну с натуралистичными образами в духе аниматоров «Губки Боба».

За небольшими зарисовками из жизни посетителя супермаркета, выбирающего продукты по списку, скрываются сложные истории о смысле жизни, зависимостях, рутине и депрессии. В рамках коротких пятидесятисекундных треков Джеку удаётся сравнить свою жизнь с каким-нибудь пакетом просроченного молока (трек Milk) или пожаловаться, что кофеин буквально управляет его бытом (трек Coffee). Смешные анимированные продукты, которые говорят о серьёзных вещах, одновременно развлекают слушателя и заставляют его задуматься о вечном. Стобер жонглирует тяжело сочетаемыми элементами и при этом умудряется собирать их в забавные поп-песенки со структурой «куплет-припев».

И в альбоме, и в сериале вообще очень много повторяющихся мотивов. Недаром Джек Стобер выбрал местом действия типичный супермаркет. Так он попытался деконструировать очередной жанр: на этот раз он решил разобрать прилипчивые мелодии из супермаркетов, лифтов и торговых центров. Эти треки ведь так похожи на наши навязчивые мысли и тревоги.

Shop: A Pop Opera стал квинтэссенцией творчества Джека Стобера. С этого альбома очень легко начинать знакомство с вымышленными мирами музыканта, потому что здесь совмещены все его любимые темы и характерные ходы. Смешивание жанров, использование различных видов анимации, любовь к еде (серьёзно, зацените большую часть его обложек и названий треков!), короткая форма и умение рассказывать истории переплелись в этом альбоме. Можно сказать, что Стобер решил воспользоваться шансом, полученным от [adult swim], и показать нам все товары, собранные им в течение творческого пути в продуктовой корзине супермаркета своей головы.

Пишу о поп-культуре здесь, пока мейджор-лейбл не выкупит мой нёрдкор-рэп про Шрека и Маппетов

Понятно