В начале декабря к нам в подкаст «Поп-девичник» пришла Лина Рорич — художница, которая этой зимой выпускает комикс «Работник месяца». Главная героиня Долорес занимается копирайтом в компании, выпускающей Неуставин Форте — препарат, повышающий продуктивность. В погоне за карьерным ростом Долорес решается уйти в биохакинг, но волшебная пилюля застревает у неё в горле. Остановка дыхания. Смерть, но не конец. Героине ещё нужно доделать массу задач, так что ложиться в могилу рановато. Её тело превращается в зомби, а душа становится призраком. Челночный бег от дедлайна к дедлайну продолжается.
Этот комикс — визуальная инструкция, до чего доводят переработки, ночи перед ноутбуком и усталость. В выпуске «Поп-девичника» ведущие обсудили с Линой выгорание, способы от него откреститься и наладить жизненный ритм. Подробнее про сам комикс — с эксклюзивной первой страницей — рассказывает сама художница в этом материале.
Идея комикса
Лина Рорич: Сам концепт образов призрака и зомби из одного человека не принадлежит мне. Эту идею подкинул Tumblr ещё в 2013-2014 году: моя подруга скинула скриншот, и тогда у меня снесло крышу от потенциала этих образов. В сентябре этого года я решила развить эту мысль до полноценной истории. Изначально задумывала небольшой комикс про Хэллоуин — герои отлично соответствовали тематике. Хотела посвятить его вопросу бодипозитива, но при написании сценария поняла, что всё сводится к проблеме выгорания, которую я уже для себя отрефлексировала.
Главная героиня комикса Долорес похожа на Бриджит Джонс и Эль Вудс из «Блондинки в законе». Это молодая амбициозная девушка, готовая разбиться в лепёшку ради повышения по работе и одобрения начальства. У неё много планов на жизнь: успешная карьера, покупка жилья, управление большой командой. И она пашет ради этого по всем правилам успешного успеха: не неадекватный объём работ и сроки, а вызов! Не усталость, а лень!
Но однажды Долорес умирает. Прямо на рабочем месте. Сразу же после получения долгожданного повышения. Она остаётся в новом и очень неудобном состоянии — в виде бестелесного призрака и туповатого зомби. Казалось бы, пора смириться: отправиться на небо, а тело закопать, и дело с концом. Но даже смерть не может заставить её отказаться от своих планов. К тому же, она не может подвести компанию, ведь люди ждут, а дедлайны горят! Возможно, никто и не заметит, что вместо живой Долорес за дело берётся зомби под грамотным руководством беспокойного призрака.
Как победить выгорание
Это сложно — разрешить себе двигаться медленнее и не выжимать себя на все 100%. Где-то я прочитала фразу: «Для успеха нужно делать много и чуточку больше». Это не так: для успеха нужно вовремя остановиться и дать себе выдохнуть. Когда вы ощущаете, что ещё немного можете поработать, значит, вам нужно заканчивать дела и идти отдыхать.
На мой взгляд, у выгорания нет возраста. Мы все выгораем ещё к выпуску из школы. Все эти ранние подъёмы, музыкальные школы, спортивные секции, репетиторы приводят к тому, что в 17 лет мы уже как зомби. Просто не называем это выгоранием. И так продолжается в университете и на работе. От сильной усталости, когда вы смотрите в монитор и не понимаете, какую кнопку надо нажимать, не спасают две недели отпуска. Вы всё равно вернётесь в прежний ритм с недосыпом и переработками. Поэтому важно полностью перестраиваться на более размеренный ритм жизни. Выбирать отдых, а не дополнительный фриланс. Больше слушать своё тело и откликаться на его сигналы, а не игнорировать их.
Об индустрии художников и самиздате
До «Работника месяца» я долгое время преподавала детям творческие дисциплины, но это очень изматывающая профессия. Тогда я перешла на фриланс как моушн-дизайнер, а также занималась созданием своего учебного курса. Долгие ночи за компом часто приводили к полному опустошению. Мне потребовалось лет пять, наверное, чтобы понять: найм не для меня, как и фриланс. Работа на себя тоже не спасает от выгорания, но тут от тебя не зависят другие люди, и ты можешь адаптировать сроки так, как тебе будет комфортно. Поэтому сейчас я разрешаю себе ничего не делать, когда устаю, и сидеть дома столько, сколько хочу.
Я слежу за некоторыми художницами и художниками, которые выпускают комиксы самиздатом. Например, мне безумно импонирует Аня Головкова, с которой мы дружим. У неё очень декоративная рисовка: раньше она больше занималась татуировками, а сейчас выпускает немые комиксы, в которых основная фишка — визуал. Мне очень нравится, как она подходит к производству самиздата. Ещё недавно она выпустила книгу о том, как работать маркерами на несколько тысяч тиражей.
Ещё мне бы хотелось равняться на Виталия Терлецкого, комиксы которого — гарант качества. Он выпускает свои книги в больших тиражах и с узнаваемой концепцией, так что вы всегда знаете, что получите от комикса массу хороших эмоций.
Также слежу за художницей Машей Богатовой, которая была моим проводником в мир комиксов. В 2015-2016 годах она ездила с двухдневными мастер-классами по России. В принципе, для многих людей она открыла эту индустрию и объяснила, что это не какая-то закрытая тусовка, что комиксы для всех и про всё. У вас обязательно будет свой читатель, и вы в любом случае сможете выпустить комикс.
Советы начинающим
Не хватайтесь за большие форматы, начинайте со скетчей и простых историй. Позволяйте себе отдыхать. Читатели всё равно дождутся вашего комикса, так что лучше выпустить его позже, но не выгореть.
Совсем скоро Лина откроет предзаказ комикса: за анонсами подписывайтесь на её инстаграм*. Слушайте подкаст «Поп-девичник», ставьте нам оценки и подписывайтесь на наш твиттер. А главное, берегите себя — в декабре легко выгореть, но мы ОБЯЗАТЕЛЬНО доползём до праздников.
*Социальные сети Instagram и Facebook запрещены в России.