Пока за окном минус, замораживающий даже ресницы, поговорим о зимнем виде стоп-моушн — icemation или анимации изо льда. Сам по себе стоп-моушн — путь не из лёгких, но насколько техника становится невозможной, когда кукольных или пластилиновых героев заменяют ледяные фигуры?
Бельгийский аниматор Соеткин Верстеген в одиночку (!) сделала и выпустила пятиминутный мультфильм Freeze Frame, в котором создательница смело экспериментирует со льдом, считая icemation самым абсурдным методом со времён изобретения стоп-моушн. Её короткометражка напоминает миниатюрный кинотеатр внутри ледяного куба с намёком на ранний чёрно-белый кинематограф. В работе вы не найдёте сильного повествования, но технически она настолько амбициозна, что сложно поймать собственную челюсть.
Мы поговорили с создательницей Freeze Frame о работе в одиночку, творческом процессе и любимых короткометражках.
— Расскажи о себе! Как долго ты работаешь в анимации?
— Я училась на аниматора — это дисциплина, в которой сходятся многие другие виды искусства, потому и такая увлекательная. Моя главная мечта — создавать короткую независимую анимацию. На данный момент я работаю стоп-моушн аниматором в бельгийской студии Beast Animation, и это большой плюс — возможность чередовать основную деятельность с личными проектами. В студии меня окружают люди со своими, достаточно разными и нетривиальными идеями. Эта благоприятная атмосфера помогала перезаряжаться и наполняться для собственных короткометражек.
Все личные проекты я снимала не в Бельгии, а в резиденциях разных европейских стран. Мне нравится этот контекст кинопроизводства, где размывается национальность или идентичность фильма. Меня беспокоит, что мне приходится работать под определённым флагом или работать с людьми в зависимости от того, откуда они родом.
— Ты создаёшь всё (кроме звукового оформления) в одиночку? Сколько времени занимает создание короткого мультфильма в технике стоп-моушн?
— Мне просто нравится каждый этап: сценарий, режиссура, анимация, а ещё организация, поиск финансирования и распространение. Анимация — это трудоёмкий процесс, но это ещё и кино в маленьком масштабе, где можно экспериментировать. Звуком занимаюсь не я, это позволяет увидеть, чем другие дополняют в мою работу; чувствовать, как привносят такие идеи, к которым я бы сама не пришла.
Самое трудоёмкое для меня — это не анимационный процесс сам по себе, а постоянные поиски лучшего решения методом проб и ошибок.
— До твоей работы я видела только короткометражку Shannon Amen, в которой тоже использовали ледяные объекты. Расскажи о процессе работы в технике icemation.
— Я научилась, экспериментируя с различными техниками работы с материалом. Я искала аналоги, но не нашла анимацию, где лёд использовался бы так интенсивно. По стечению обстоятельств состоялась премьера фильма Freeze, и почти одновременно я увидела как раз Shannon Amen. Две анимации со льдом, но с очень разными подходом и ощущениями.
Каждый кадр — это своя ледяная фигура. В моей студии всегда была нормальная температура, я не замерзала, как думают многие, я просто должна был быстро снимать, когда вытаскивала объекты из морозильника.
— Не могла бы ты рассказать о сюжете Freeze Frame?
— Рабочие собирают урожай и пытаются сохранить замороженные блоки, которые в скором будущем могут исчезнуть. Тем самым они хотят изучать и возрождать прошлое. В своём энтузиазме к исследованиям и открытиям, они параллельно копаются в себе и могут потеряться.
— Назови топ-3 анимационных фильма.
— Именно анимационных не назову, давайте лучше три короткометражных: Velocity Каролины Глусец, «Музыкальные травмы» Милоша Томича, Jeu Жоржа Швицгебеля. Так получилось, что ни одна из них не выполнена в технике стоп-моушн.
Freeze Frame уже собрала более десяти наград на разных фестивалях по всему миру: Annecy во Франции, Arthouse Film Festival в Торонто, анимационный фестиваль в Загребе — много где короткометражка забирает гран-при и номинации «Лучшая анимация». И делает это абсолютно оправдано.