Та-да! Запускаем новую рубрику — «Короткий дайджест», где будем говорить о короткометражных фильмах культовых режиссёров. Сегодняшний гость — Уэс Андерсон, который совсем недавно порадовал зрителей альманахом от Netflix. Мы решили покопаться в творческих закромах мастера и рассказать о более ранних проектах. Ведь сборник экранизаций Роальда Даля — не короткометражный дебют режиссёра. Ну что, синефилы, погнали!
«Бутылочная ракета», 1994
Как и многие постановщики, Андерсон начал карьеру с короткого метра. Мастер снял работу в 1994-м, обучаясь на философском факультете. Лента стала совместным детищем с Оуэном Уилсоном. По иронии судьбы 13-минутная история попала на «Сандэнс», где её заметили именитые продюсеры Полли Плэтт и Джеймс Л. Брукс. Последний помог развернуть коротыша в полный метр. Кстати, в ленте сыграл Роберт Масгрейв и братья Уилсоны, осевшие в последующих работах постановщика.
Чёрно-белая картина рассказывает о Дигнане, Энтони и Бобе, трёх друзьях, возомнивших себя гангстерами. Ребята ищут дело жизни и решают начать с преступления — небольшого ограбления для самопроверки. Во многом «Бутылочная ракета» — диалоговое кино. Подельники много спорят и обсуждают ближайшее событие.
В коротыше напрочь отсутствует любовная линия, которой уделили большую часть экранного времени в полнометражке. Расширенная версия представляет сборку сцен из оригинала в цвете и с добавлением побочных кусков. Отсутствует и музыкальное сопровождение, впоследствии ставшее частью режиссёрского стиля Андерсона. Картину интересно смотреть с опорой на расширенную версию, подмечая, как можно сделать из маленькой истории полноценную ленту.
«Отель “Шевалье”», 2005
Следующая короткометражка мастера оказалась прологом к «Поезду на Дарджилинг». Это своеобразный флешбэк: Андерсон рассказывает события, произошедшие с Джеком (Джейсон Шварцман), одним из главных героев фильма, до «путешествия» с братьями. Сюжет построен вокруг бывших любовников, встретившихся в парижском отеле. «Отель “Шевалье”» — единственный мостик, связывающий Натали Портман с расширенной версией.
Короткий метр отличается соблюдением триединства, диалоговостью и саундтреком Where Do You Go To, которым до краёв пропитана история. Кинематографичная обречённость Парижа снята за деньги Андерсона в течение двух дней и смонтирована на его домашнем компьютере. Бюджета хватило только на отель, актёры согласились работать бесплатно. Лента даже попала на «Венецианский фестиваль», показав, что love is a tragic fun.
American Express: My Life. My Card, 2006
Уэс Андерсон славится не только игровыми фильмами, но и рекламными работами, которых в портфолио мастера немало. Среди них мелькает ролик для American Express. Пожалуй, коротыша можно назвать одной из лучших реклам режиссёра.
В центре сюжета — сам Уэс Андерсон. Режиссёр находится в привычном сеттинге — на съёмочной площадке, показывает процесс изнутри. Здесь всё быстро и чётко, нет времени на шаг. Также в ленте появляются Джейсон Шварцман («Академия Рашмор»), Роман Коппола («Город астероидов») и Варис Ахлувалиа («Отель “Гранд Будапешт”»). Как обычно, мастер ломает четвёртую стену и ставит диалоговость в центр повествования. А ещё использует эффект однокадрового монтажа. Получилась крутая синефильская реклама для всех любителей постановщика.
SoftBank Commercial, 2008
Уэс Андерсон врывается с новой и не менее зрелищной рекламой. В кадре — обилие жёлтого цвета, плюшевые пёсики и Брэд Питт. Герой знаменитого актёра выбирает персики в городской лавке, помогает незнакомцам подтолкнуть машину, уворачивается от велосипедиста и фотографирует полуобнажённую девушку. И всё это за минимальный хронометраж под трек Poupee de cire poupee de son. А ещё для японской компании SoftBank, специализирующейся на интернете и телекоммуникациях. Кстати, в качестве референса мастер использовал «Каникулы господина Юло» Жака Тати.
Stella Artois Le Apartomatic Commercial, 2010
После «Бесподобного мистера Фокса» Андерсон решил взяться за рекламу пива. И знаете, получилось стильно. Как говорится, в лучших традициях именитого режиссёра. По сюжету байкер приводит домой молодую девчонку и на секунду отлучается в соседнюю комнату. За это время героиня красиво крушит пространство.
В качестве площадки Андерсон использовал минималистичный интерьер, заполненный всякими финтифлюшками вроде возгорающегося стола, встроенных аквариумов и телевизионных экранов, которые по щелчку пульта управления выдвигаются, задвигаются и всё в этом роде. Получилась прикольная реклама о том, как минимализм может покалечить человека.
«Кинопоказ для кузена Бена с Джейсоном Шварцманом», 2012
Перед премьерой «Королевства полной луны» Андерсон выпустил промо-ролик, главную роль в котором исполнил уже полюбившийся аудитории и режиссёру Джейсон Шварцман. Мастер отправляет зрителей в детский лагерь, где в самодельном кинотеатре вожатый устраивает киносеанс. Автором сценария выступил не только Уэс Андерсон, но и Роман Коппола. Лента стала примером метакинематографа — истории внутри истории.
«Королевство полной луны: Анимированная книга», 2012
«Анимированная книга» — вторая короткометражка, посвящённая «Королевству полной луны». Драматургию сопровождает закадровый голос Сьюзи (Кара Хэйуорд) — главной героини ленты. Девчонка зачитывает главы вымышленных книг, которые появляются в расширенной версии.
Помимо Сьюзи, появляется ещё один рассказчик — Боб Балабан. Вершина коротыша — разноплановая анимация, отличающая одну книгу от другой. Здесь и карандашные наброски, и мелковые истории — всё компонуется в графическую мозаику, погружающую зрителя в мир грёз.
Prada: Candy, 2013
Ещё одно творение Андерсона — реклама популярного парфюма. Режиссёр показывает любовный треугольник, в который втянута парижанка Канди (Леа Сейду). В девушку влюблены лучшие друзья, внешне — копии друг друга.
Андерсон переносит действие во времени, показывая развитие тройного романа сначала через неделю, потом — через месяц. В качестве референса автор использовал ленту Франсуа Трюффо «Жюль и Джим». Реклама с хронометражом в три с половиной минуты стала одной из самых обсуждаемых. И неслучайно, потому что это не ролик, а кино.
«Кастелло-Кавальканти», 2013
В следующей короткометражке режиссёр уходит от французских просторов и переносит героев в Италию, в 1955 год. Автогонщик в исполнении Джейсона Шварцмана попадает в аварию. Вокруг него — небольшая деревушка Кастелло-Кавальканти и удивлённые событием местные жители.
Как и большинство предыдущих работ, коротыш построен на диалогах, но по большей части — на монологе главного героя. Шварцман жалуется на неисправность машины, на гоночный провал, а потом резко вспоминает о родственниках, родом из деревушки. Персонаж воспринимает окружающих потерянной роднёй, на чём строится комедия. Он обнаруживает случившееся не величайшим провалом, а большой удачей.
Come Together: A Fashion Picture in Motion, 2016
После Prada Андерсон решил посотрудничать с H&M и снял рождественскую рекламу. По сюжету проводник «Зимнего экспресса» (Эдриан Броуди) сообщает пассажиром грустную новость — поезд опаздывает в финальную точку на 12 часов. Команда решает устроить праздник в моменте — организует рождественский обед.
Поезд — одна из любимых локаций Андерсона. Мастеру снова удалось совместить стилёвый сеттинг, любимый каст и юношескую игривость. А ещё мысль, что для праздника нужны лишь мы.
Aline, 2021
Недавно постановщик решил добавить в портфолио клипы. Одной рекламе рад не будешь… Режиссёр снял видео на кавер французской поп-песни Aline Джарвиса Кокера. А действие поместил в сеттинг «Французского вестника». Кстати, работа анимационная: чёрно-белые контуры разбавляются цветными элементами. По сюжету исполнитель путешествует по декорациям полнометражного фильма, встречая героев в исполнении Билла Мюррея, Тильды Суинтон и других звёзд.
«Чудесная история Генри Шугара», 2023
В конце сентября 2023 года Андерсон удивил зрителей альманахом, в который вошли аж четыре коротких ленты. Автор в очередной раз решил экранизировать Роальда Даля. В сборник попали: «Чудесная история Генри Шугара», «Лебедь», «Крысолов» и «Яд».
Картины объединены общим кастом и форматом. Главные роли исполнили: Рэйф Файнс, Бенедикт Камбербэтч, Дев Патель, Бен Кингсли и Ричард Айоади. Ленты представляют собой телеспектакли с обилием декораций и монологов.
Первая и самая длинная из них — история богача Шугара. Но всё начинается с писателя (Рэйф Файнс), который приступает за новую книгу. Короткометражка — матрёшка, история внутри истории. Герои и рассказчики сменяют друг друга. Автор передаёт права врачу (Дев Патель) и циркачу (Бен Кингсли), а те — Шугару (Бенедикт Камбербэтч).
Генри находит книгу, в которой рассказывается о мужчине, способном видеть с закрытыми глазами. Его секрет — ежедневная духовная практика. Шугар решает испытать себя, добиться успеха в волшебстве. Правда, для игры в покер. Но это сначала. А что случится с героем потом, можно узнать из ленты.
«Лебедь», 2023
Вторая короткометражка альманаха — сердцеразбивательна. Рассказчик (Руперт Френд) повествует о буллинге. В центре сюжета — одинокий мальчик, над которым издеваются подростки-хулиганы. Они берут героя на мушку, заставляя выполнять задачи-издёвки.
Андерсон размышляет о детских травмах, но больше — о человеческой стойкости. Герой Руперта Френда рассказывает о себе. Мальчуган-актёр лишь иллюстрирует его слова. Лента пестрит огромными декорациями в виде ростков-гигантов, в которые проникают персонажи. А ещё здесь ни разу не звучит выстрел. Его озвучивают сами герои.
«Крысолов», 2023
В центре третьей короткометражки — фермеры и охотник на крыс (Рэйф Файнс) — азартный человек с повадками животного. Герой вечно заключает пари с клиентами. Он уверен, что знает крыс от и до, каждый миллиметр их мыслей. Но в этот раз мужчине не удаётся поймать животное.
«Крысолов» — самая неоднозначная короткометражка альманаха. Непонятная, противная и злая. Однако она показывает грань, когда, убивая животных, люди становятся кровожаднее их.
«Яд», 2023
В кровать героя (Бенедикт Кабербэтч) забирается змея. Хозяин дома сразу же подмечает её ядовитость, поэтому решает лишний раз не дёргаться. Мало ли что. Вдруг смерть? В доме появляются ещё две персоны — подчинённый и врач. Вместе они пытаются спасти мужчину.
Изюминка ленты — игра Камбербэтча. Мужчина не двигается. Играет лицом. Дёрганьем мышц и каплями пота, скатывающимися к подбородку. Зритель подключается к драматургии и оказывается в западне, боясь лишний раз шелохнуться.
В конце картины оказывается, что «Яд» — не то, чем кажется. Триллер о змее-убийце сменяется драмой о человеческом страхе, дискриминации и предрассудках. Всё намного глубже. Змея — не животное. Она — жизнь.
Посмотрев короткометражки по хронологии, можно отследить развитие Андерсона как режиссёра. По сути, альманах — апогей постановочного стиля. Грубо говоря, максимальное приосанивание мастера. Но мы советуем погрузиться в более ранние работы. Вдруг тоже зацепит!
P.S. Рекламных роликов гораздо больше, но мы выбрали лучшие.