Когда слышишь слово «винокурня», первое, что приходит на ум — небольшое семейное производство вина где-нибудь под палящим солнцем Испании (или в Мондштадте на крайний случай). Но никак не завод по перегонке чистого виски в одной из областей Японии, которая, хоть и славится своим культом еды и выпивки, не ассоциируется с крепкими напитками. Камерное и немного наивное аниме «Винокурня семьи Комада» (Komada Jouryuusho e Youkoso) берёт на себя двойную работу и пытается показать, как в азиатских традициях производят один из самых популярных видов алкоголя. А заодно рассуждает о семейных ценностях, правильном выборе интересов и попытках найти своё место. Рассказываем, почему стоит потратить полтора часа своего времени на дебютную работу режиссёра Масаюки Ёсихара, которая выйдет в российский прокат 11 июля!
С самого начала «Винокурня семьи Комада» от студии P.A. Works звёзд с неба не хватает: это не гипер-хайповый сёнэн, не золотая классика жанра, не романтическая романтика о романтике и даже не треш-угар гаремник, который смотрят чисто ради фансервиса. История простая как мир: неудачник-журналист (автор статьи плакал от смеха и избитости этого сюжетного хода) пытается написать неплохой материал о культуре производства виски в Японии. И, какая неожиданность, в алкоголе разбирается на уровне «пью пиво с друзьями по пятницам». Конечно же, первые двадцать минут Котаро Такахаси жалуется на несправедливость жизни, делает абсолютно всё, чтобы точно провалить задание, и бесконечно рассуждает о том, почему же всем повезло найти дело жизни, а ему нет. До первой пощёчины от главной героини Руи Комады. Она владеет винокурней, производящей виски, уже три поколения, и даже бросила университет, чтобы продолжить семейное дело. Котаро пишет рекламные статьи для Руи, а она помогает ему разобраться в виски на примере хита их винокурни — Комы.
Казалось бы, все клише собраны: здесь и очередной «журналист в беде» (пора вводить в официальную терминологию), и сильная непоколебимая владелица нищающего бизнеса в погоне за мечтой и банальные предсказуемые препятствия. Вот злобный (первую половину фильма) брат главной героини пытается выкупить фирму, вот происходит пожар, и ценное сырьё для той самой Комы сгорает, вот деньги кончаются, а кредит за новое оборудование платить всё равно нужно. И можно подумать, что полтора часа растягиваются в скучную бесконечную линию предсказуемых событий, которые даже предугадывать не надо — всё очевидно как день. Можете прямо сейчас сесть и попробовать представить себе сюжет «Винокурни» — у вас точно выйдет повторить его точь в точь.
Но вместе с тем, история умело давит на болевые точки, которые заставляют героям сочувствовать, переживать за их судьбу, а в финале радоваться, что легендарный виски наконец-то выйдет в продажу. Сценаристы Юкито Кидзава и Мунэмаса Накамото не пытаются обмануть ожидания зрителей и действительно рассказывают о самом обычном семейном бизнесе, заурядном журналисте и обретении понимания и спокойствия, потому что наконец-то нашёл дело себе по душе. Проблема лишь в том, что картина говорит обо всём и сразу, но не о главном герое истории — виски.
Здесь алкоголь и умение в нём разбираться — метафора заинтересованности в каком-либо деле, поэтому ничего, кроме сквозных попыток объяснить суть купажирования или необходимости держать виски в бочках несколько лет, в фильме не найти. Все полтора часа герои будут кричать, шептать, хвалить, ругать, даже плакать, постоянно используя сам термин виски или любые его марки, чтобы выражать свои истинные чувства. Это не ноу-хау в мире анимации, да и в кинематографе в целом, но приятно посмотреть, что Масаюки Ёсихара старается в довольно прямой и центричной истории говорить хоть немного образно.
Метафоры, к слову, довольно точные. Почти такие же хорошие, как в «Я хочу съесть твою поджелудочную» Синъитиро Усидзимы. Сравнение здесь совершенно не случайно, несмотря на разницу в используемых темах и сеттингах. Если присмотреться, можно провести довольно много параллелей между фильмами, начиная от рисовки и заканчивая главными мыслями — у каждого есть своё место, искать себя, чтобы получить заслуженную награду, можно и нужно. Возможно, «вдохновиться» получилось неосознанно, а может, автор пошёл на этот шаг с полным пониманием того, что делает. В любом случае, если вы скучали по возможности в крепкой и простой как два пальца истории найти понятную и прописную истину — картина покажется вам интересной.
Про постановку кадров и рисовку говорить не приходится. Все сцены с алкоголем — невозможно аппетитные и освежающие, особенно в бешеную летнюю жару. Но персонажи отличиями не блистают: рисовка чуть лучше средней, так что за горячими кадрами лучше всё-таки в сёнэны. Здесь — акцент на истории, аниматоры качественно делают свою работу, но, опять же, выше головы не прыгают. Плюс, не стоит ждать красивых пейзажей или японской природы: большая часть сцен в помещениях, поэтому горы, зелень и сакура остаются не на втором — на третьем плане.
И всё же картину стоит посмотреть хотя бы ради ностальгии по кротким и нежным аниме десятых годов. Да, она предсказуемая, не самая техничная, временами доставучая и наивная, но Масаюки Ёсихара помещает в одну единственную фразу ту причину, по которой «Винокурня семьи Комада» стоит потраченного времени: «Кома — это семейный напиток». Фильм умело напоминает о важности поддерживать семью, хранить традиции (даже не самые здоровые или очень затратные) и продолжать свой путь, когда ноша кажется неподъёмной. Его приятно смотреть, он не старается угодить каждому и просто позволяет потратить полтора часа на светлую и добрую сказку со счастливым концом. Это уже больше, чем можно ожидать.