В кино 19 мая выходит «Клон» (Dual) Райли Стернса («Искусство самообороны») — фантастический боевик, где всё пошло не по плану. Кто-то может увидеть в истории о двойниках критику капитализма, кто-то поставит ребром этический вопрос, а кто-то просто радостно встретит новую работу режиссёра. Мы же никого копировать не собираемся и, познакомившись с фильмом, рассказываем, почему кино Стернса — это клон клонов, и если принять это как данность, просмотр боевика станет в разы веселее.
Скромный бухгалтер Кэйси Дэвис… А, сорри, это прошлый фильм Стернса. Давайте заново: в продвинутом будущем Сара (Карен Гиллан) получает смертельный диагноз и решается на двойника: так девушка планирует защитить близких от переживания утраты. Клон — роскошь для избранных, но есть нюанс: перекинуть долги за процедуру можно на своего «наследника» после смерти. Не долго думая, Сара отправляется в специальный центр, где с одного её плевка через час вырастает точная копия. Теперь им предстоит знакомство с молодым человеком Сары Питером (Бела Коале), обучение и прочие рутинные дела. Но вот незадача: происходит чудо, героиня внезапно выздоравливает. В целом, можно утилизировать близнеца, только Сара 2.0 уже хорошенько социализировалась, и снова нюанс: по пункту в договоре, что всегда идёт мелким шрифтом, избавиться от приспособленного к жизни репликанта можно только через дуэль. Теперь обеим предстоит год усиленной подготовки. Вот теперь точно встречайте: клуб самообороны в паре с Трентом (Аарон Пол)!
В сюжетной точке, где Сара ориджинал начинает тренироваться, возникают вьетнамские флешбеки в «Искусство самообороны» того же Стернса. «Вы не понимаете, это другое», — безусловно, ведь теперь в придачу к старому сюжету с тренировками у нас ещё и этический вопрос: действительно ли клон всегда должен быть позади и не имеет право на чувства, рисование картин, написание симфоний? А так ли сама Сара любит свою жизнь или, простите, пора ставить демотиватор на аватарку, заодно поменяв статус на «Может, без меня будет лучше»? Режиссёр отказывается отвечать: кроме тривиальных будней, где у героини ничего ни с кем не клеится, нам не раскрывают её мотивацию. С матерью (Майя Паунио) отношения давно ссохлись, с парнем уже пора разойтись, а про любимую работу — ни слуху ни духу. Зато Сара не прочь посмотреть порно, ненавидит триллеры и обожает ромкомы. Но, кажется, это не тянет на мотивацию остаться в этом мире любой ценой. Не то что стоит от него отказываться, но героиня ни разу не поддалась рефлексии в, казалось бы, кризисной точке. Поэтому мы ей не очень верим.
Помимо отсылок к прошлой работе Стернса фильм сильно резонирует с известными «Голодными играми»: выживает сильнейший, смертельную дуэль показывают по телику, превращая трагедию в шоу. Только вот размах сокращается с лесов и гор до футбольного поля или парка. Маленький продакшн, зато свой. Что уж говорить про ощущение, что полтора часа мы смотрим расширенную версию одной из серий «Чёрного зеркала», где героиня не смогла пережить смерть партнёра и заказала себе его копию. Но даже в той короткометражной истории зритель успел хорошенько загнаться и задаться вопросом: страшнее ли боль от утраты, чем жизнь с роботизированной версией возлюбленного?
Конечно, в «Клоне» не обходится без сентиментальности: то нам показывают сестрёнок-близняшек, одна из которых (нам намекают) пережила насилие, то ведут на встречи клуба выживших после дуэли. Режиссёр и не забывает про «суровую правду жизни», показывая через второстепенных персонажей, как редко даже самые близкие готовы принять наши «трещинки». Действительно, быстро переметнувшиеся на сторону идеальной Сары герои также стремительно падают и в наших глазах. Впрочем, стартовали они не слишком высоко: ведь Стернс опять не даёт нам никакого контекста, будто бы скрывая мотивации персонажей в секретном секрете.
Халтурная проработка персонажей, постоянное ощущение, что где-то мы уже это видели, трогательность, граничащая с пафосом — уж слишком плохо, что аж хорошо. Клон действительно всех переиграл и стал клоном всего того, что мы уже видели в кино. Хочется закончить обзор следующими словами: скорее освобождайте выходные — вас ждёт запутанное и страшно увлекательное путешествие. Но, кажется, это уже тоже было.