В этом году на «Кинопоиске» состоится долгожданная премьера второго сезона «Кибердеревни» — роуд-муви о приключениях фермера Николая и его друга, переселившегося в тело робота. В новых сериях герои начнут борьбу с голограммой Галей, откроют зрителю новые планеты и провернут настоящий саспенс. В преддверии выхода продолжения успели заглянуть на съёмочную площадку и подглядеть кое-что интересное.
Это первая в нашей практике локация, до которой журналисты с PR-командой добирались в прогулочном темпе. Мы прошли практически весь парк Царицыно, где на гироскутерах разъезжали красны девицы не то из Atomic Heart, не то из «Звёздных войн», а их восхищённо фотографировали китайские туристы. В это же время часть команды «Кибердеревни» закрывала актёров руками, восклицая: «No photo, please. No photo!» Ну песня, да?



О втором сезоне мы узнали из рассказов съёмочной группы, пока прятались от дождя под листвой ближайшего дерева. Погода стояла питерская: то солнце и +20 градусов, то буря с уносящим на Марс ветром. Видимо так главный герой и очутился на ранее необитаемой планете, построив на ней деревню будущего. Наша судьба оказалась иной, ведь нужно было успеть опросить как можно больше создателей проекта. Первой в лапы журналистов попала художник по костюму Алёна Тен:
«Перед началом работы ещё над первым сезоном мы с режиссёром Сергеем Васильевым согласовали определённый концепт: всё делаем в натуральную. С нами работают прекрасные специалисты по графике, создающие невероятные сеттинги, однако углубляться в компьютерное совсем не хочется. Зритель должен чувствовать, что герои живые.
Во время просмотра первого сезона и правда теряешься среди графики и реальности. Задумываешься: «А что из этого что?» Рассказываем: в обязательном порядке команда дорисовывала лишь шею Робогозина — это единственный «наколдованный» элемент костюма, который было невозможно воплотить в реальности, так как героя играл живой актёр. В доказательство словам Алёны можно вспомнить серию о свалке роботов, где все фигуры сделаны вручную. Подобную тактику команды художник объясняет тем, что реальные предметы намного естественнее выглядят в кадре, даже если сделаны не идеально. И это истина, о которой многие почему-то забывают.


В плане декораций, костюмов и сюжетных перипетий команда не концентрируется исключительно на одной эпохе. Эклектика — залог успеха «Кибердеревни». Сценаристы и режиссёры задают стиль — условно, 1990-е, — и используют его в качестве вектора, а не попытки поиграть в прямое цитирование. По одежде в сериале невозможно определить время. Алёна Тен утверждает:
«Сочетание современного времени и стиля 1980-х и 1990-х формирует новый общий концепт нашей альтернативной вселенной».
Свободу действиям даёт нацеленность на демонстрацию мира будущего, посмотрев на который никто не скажет: «В то время такого не было!» Съёмочная группа с радостью пользуется этой хитростью и не собирается останавливаться. Например, для костюмов сегодняшнего дня требовалось гармонично совместить киберпанк с национальным колоритом России и при этом не переборщить. Всего сшили 30 экземпляров без отсылок на области и города. Но не всем героям требовались новые облачения.
«Самый стабильный персонаж “Кибердеревни” — Николай», — смеётся Тен.
Его костюм не меняется на протяжении двух сезонов и бонусного эпизода. Чёрные сапоги, замену которым не могут найти уже несколько лет, потрёпанный временем ватник и английская кепка — так герой выглядит при любых обстоятельствах. В конце первого сезона и начале второго он оказывается в тюрьме, но даже там его наряд не сменяет форма заключённого.



В разговоре с журналистами исполнитель главной роли негодует: «Ну нельзя так заканчивать первый сезон… Это же страшно! Слишком клиффхэнгерный-клиффхэнгер. Я как зритель такое не люблю». Мы хихикаем в ответ и киваем. А всё почему? Потому что саспенс сработал — задел за живое и заставил подключиться к персонажам и зрителей, и актёров. По его словам, Николай очень быстро выберется из заточения, так что никакой тюремной саги мы не увидим. Также артист шепчет, что в новых сериях не повторится ни одна из планет, зрителя ждут абсолютно новые сеттинги.
Прочувствовать образ заключённого Сергею «помог» случай: после последнего съёмочного дня основного блока актёра символично доставили в отделение полиции. Оказалось, вечером на машину с такими номерами пришла ориентировка: до этого таксист подвозил кого-то подозрительного. Повторять опыт Чихачёв, естественно, не хочет и надеется, что с этих пор тюрьма будет мелькать только в кино. Также он уверяет, что сценарий продолжения гораздо лучше. Зритель не приметит ни одной сюжетной просадки:
«Все узелочки развяжутся, а ниточки куда-то да приведут».
Артист признаётся, что теперь ему гораздо легче работать. Как мы уже говорили, команда не рисует роботов, их играют и озвучивают актёры — правда, разные. Например, Робогизина «оживил» Сергей Бурунов. На площадке Чихачёв прокручивает реплики напарника его же голосом, пытаясь подстроиться под него в режиме реального времени и предугадать интонацию. По его словам, Бурунов — мастер озвучки и идеальный коллега, который создал их дуэт.


Одной из новых планет станет Юпитербург, где вместо каналов растечётся космос. «Остальное всё обшарпанное, как при Юпитре Первом», — смеётся Сергей. Смена в этом сеттинге была в самом начале, команда отправилась в Петербург. Для одной из сцен стояла задача: поймать утренний луч, падающий на Исаакиевский собор. Романтично, не так ли? Тогда Чихачёв встал спозаранку, успел застрять в лифте на 40 минут, но всё же насладился рассветом. Кажется, ради этого и стоит идти в профессию. Также команда снимала на Дворцовой площади, где неожиданно пошёл снег. Условия были не самые благоприятные: въезд любому транспорту, кроме игрового, на площадь был запрещён, поэтому актёрские вагончики приходилось парковать в отдалении. Укрыться от снега в перерывах было негде.
«Включился режим “декабрист”: я мёрз, под каким-то шатром ел холодную гречку в обед, метель секла лицо. Всё ждал, когда прискачет ординарец и сообщит, что Его Императорское Величество отказало в петиции», — рассказывает Сергей.
На мотоцикле герою гонять пока не дают, так что в качестве вспомогательного транспорта Николай снова будет пользоваться «Буханкой». «Последнее, что сделал дьявол, когда покидал мир, — оставил нам на память эту машину», — иронизирует Чихачёв. Возраст сделанного в 1960-х автомобиля заметен в каждом его миллиметре. Актёр просил у команды «КиберКАМАЗ», но пока не получил. Что ж, будем писать об этом в комментариях!



Создатели признаются, что во втором сезоне больше масштабных съёмок. Первый они называют домашним и ламповым, несмотря на путешествие Николая и Робогозина по планетам и экспедицию в разные города. Методика изменилась: сказался полученный на первом сезоне опыт, ведь на тот момент команда во многом действовала по наитию и интуитивно.
По словам режиссёра и оператора, второй сезон будет более кинематографичным. Отказались от стилистики мокьюментари, когда герои разговаривали с камерой и вели репортаж с места событий, хотя отголоски полюбившегося многим приёма, безусловно, останутся. «Кибердеревня» — первый большой проект Сергея Васильева, перебравшийся на стриминг после взлетевших на YouTube роликов. Постановщик хочет, чтобы в новых эпизодах чувствовался профессиональный рост каждого участника команды:
«Отсутствие опыта — как недостаток, так и достоинство. В начале пути ты делаешь всё от чистого сердца, но иногда немного бестолково. Спустя время поступаешь более расчётливо: не без души и цинично, а с пониманием задачи и последствий решений, постоянно задавая себе вопрос “А зачем нам это?”»
Сюжет второго сезона более напряжённый. В первом герои сталкивались с определёнными обстоятельствами, но не боролись против одного антагониста. В продолжении почти каждая серия будет строиться на конфликте голограммы Галины (Елена Махова) с Николаем и Робогозиным. Так проект начинает концентрироваться на драматургии и саспенсе, прямо как «взрослые» и популярные сериалы стримингов. Отныне баловство закончилось... Ну, почти!



Уникальны в тайтле не только костюмы, но и бутафория. Как и Алёна Тен, художник-постановщик Дмитрий Фиалковский тоже тяготеет к максимальному отказу от графики:
«Буквально из какого-то хлама вырастают совершенно уникальные объекты. Когда-нибудь мы сделаем музей».
Нам удалось попасть на съёмки «Иваново Голограммс» — корпорации по производству тех самых прекрасных жён Галин. Царицынский парк выбрали для контраста: команде хотелось, чтобы локация максимально отличалась от обычного офиса вроде «Ижевск Дайнемикс». Здесь всё экологичное, а в штате одни женщины. Порой намеченные сценарные планы менялись прямо по ходу съёмок. Так и случилось во время двух рабочих смен в музее-заповеднике: буря застала врасплох не только журналистов. В кадре то и дело менялось освещение из-за туч, тогда команда выдумала уникальную экосистему «Иваново Голограммс», где снаружи шторм, а внутри всегда солнечно.
«В нашем проекте законодательно запрещена стройка», — смеётся Сергей Васильев.
Если нужен космический корабль, команда едет смотреть подводную лодку. Всё максимально упрощается, чтобы подготовка заняла меньше времени, а бюджет не пострадал. География второго сезона не столь широка: Камчатку и малые города России сменили Москва, Санкт-Петербург и Ярославская область. Пока не ясно, отразится ли это на общем восприятии истории.


В новых сериях Елена Махова и Григорий Скряпкин делят одну роль. В конце первого сезона голограмма Галя переселилась в тело Барагозина и подмяла под себя корпорацию — так, искусственный интеллект вышел за пределы человеческого контроля. Теперь актёры работают в тандеме и советуются друг с другом.
«Образ сперва придумала Лена, поэтому я занимаюсь только его бережным переносом и много советуюсь с ней. Иногда прошу наговорить на диктофон какую-то фразу, чтобы произносить её похоже», — признаётся Скряпкин.
По словам актёра, в первом сезоне он перевоплощался в «ребёнка» — вселившегося в человеческое тело робота. В этот раз ему предстояло играть не только искусственный интеллект, но ещё и женщину, что стало довольно увлекательным опытом:
«Кроме “Кибердеревни”, я такие роли больше нигде не сыграю».
Увиденное заставило как восхититься, так и загрустить: когда мы уже увидим новые серии? В ожидании предлагаем пересмотреть первый сезон и пофантазировать, какие планеты нас ждут в продолжении. Вдруг совпадёт!
