В октябре 2023-го вышел большой музыкальный релиз — альбом Rick Ross & Meek Mill — Too Good To Be True. На одном из треков в качестве продюсеров была замечена некая Катя Милтей. Совсем скоро стало понятно, что это 17-летняя девочка из Северодвинска (сейчас уже 18-летняя). Спустя почти год Катя переехала в Москву, стала артисткой «Искры», засветилась на «Октябре», выпустила альбом и сделала, кажется, ещё кучу всего. Мы поговорили с певицей о её пути, свободе и о том, как получилось, что за трек с культовыми рэперами она не получила ничего.
— Это твоё первое интервью?
— Нет, я уже не настолько новичок! Я была два раза у Studio 21 и на подкасте «На пути к успеху». Но вообще, ощущаю себя какой-то «американ звездой», которую пригласили в офис, нафоткали, ещё и на диктофон записывают. Боже, я будто реально звезда!
— Так мы только звёзд и приглашаем. У тебя же уже целых шесть релизнутых ЕР.
— Если брать только российский проект, то у меня три EP и один альбом.
— Но по количеству треков — это ЕР. Почему ты считаешь его альбомом?
— Потому что я вложила в это столько сил и эмоций, будто написала целый альбом, а не просто епишку. Плюс, для меня это концептуальная вещь. И новый звук, и новый эксперимент. Я подумала, что это достойно того, чтобы называться альбомом.
— Первые эксперименты с электронным продакшеном у тебя начались на ЕР «Мои тайные желания» в 2022-м. До этого момента вокальные партии сопровождали только гитарные аранжировки.
— Что умела, то и делала. До 2023 года я сводила и писала музыку сама.
— Последний альбом CARTE BLANCE — уверенный такой электропоп. Почему ты сменила курс?
— Потому что в первую очередь изменились мои вкусовые предпочтения, а во вторую, я выросла и сама перестала слушать инди. Сейчас у меня в плейлисте либо рэп, либо электронщина.
— Так, когда Катя Милтей — рэпер?
— Не знаю, я пробовала читать рэп на треке RIGHT IM RIGHT, и, наверное, это был мой максимум. Но думаю, что рэп — просто не моё. Есть люди, которые умеют хорошо читать рэп, а я умею петь. Так зачем мне быть рэпером, если я хорошая вокалистка?
— Получается, твой звук будет трансформироваться в зависимости от того, что ты слушаешь?
— Конечно, я уже это делаю. Сейчас ещё больше экспериментирую со звучанием.
— Поговорим ещё немного об альбоме CARTE BLANCE. Сквозная тема в нём — свобода.
— Поэтому CARTE BLANCE и называется! Первое рабочее название, кстати, вообще было кринжовое — FREEDOM.
— Почему так много говоришь о ней?
— Вообще, не могу сказать, что эти треки действительно обо мне. Многие из них — о моём воображении, потому что оно у меня богатое. В целом мне всегда не хватало свободы. Я была под опекой родителей, и мне хотелось уехать, что я и сделала. И вот, переехала в Москву пару недель назад!
— Поздравляю!
— Спасибо, очень этому рада! Родителей я, конечно, очень люблю, но всё равно мне свободы всегда как-то было недостаточно. Плюс, я же из маленького города [Катя из Северодвинска — прим. ред], и мне всегда было в нём очень тесно. Хотелось больших просторов, и вот теперь подростковый протест осуществился. Пусть я Москву не очень хорошо знаю, но мне в ней комфортно.
— А нет ощущения, что тут тебя просто собьют, если ты хотя бы на секунду остановишься?
— Когда я только приехала, и у меня ещё не началась учёба, я чувствовала, будто обязана делать что-то каждый день, потому что в Москве слишком много всего происходит, чтобы ты просто оставался дома. Ты будешь себя корить, что сегодня проходит какой-то бесплатный концерт или фестиваль, или какой-то комик выступает, а ты сидишь дома и смотришь фильм.
Но сейчас у меня появился миллиард дел — каждый день что-то происходит! И мне этого не хватало в жизни. У меня в Северодвинске ничего не происходило. Я просто сидела дома целыми днями, ещё на домашнем обучении была последние полгода в 11 классе. У меня в жизни были четыре стены и компьютер. И я думала: «Господи, скорее бы в Москву, там начнётся жизнь, там я начну дышать».
— В своих треках ты миксуешь русский и английский языки. В чём причина? Закидываешься на англоязычную аудиторию?
— Не, вообще не так. Я начала делать сэмплы с января 2023-го. Вообще, это западная тема. Например, у Kanye West’а есть хор. А я уже научилась это делать неплохо. Ко мне известные артисты обращаются, чтобы я им записала сэмпл какой-то. И я подумала, почему бы не сделать это своей фишкой, тем более потом я стрельнула с тем, что попала к Рику Россу. WARHOL потом написал, что у меня был анрелиз с Канье, и я подумала, а почему бы не сделать на этом акцент? Типа делать обычное инди или электронику — это уже базово. А девочка с английскими сэмплами — это что-то новое для российского звука.
— Делать сэмплы кажется не самым очевидным ответвлением в карьере молодого исполнителя.
— Очень неочевидным. Обычно артисты по совместительству сонграйтеры, а тут сэмплер, втф?!
— Давай не уходить далеко от Рика Росса. Расскажи, как вышло так, что ты на одном из треков на альбоме Рика Росса и Мик Мила числишься как продюсер? [речь о треке 800 Karats с альбома Rick Ross & Meek Mill — Too Good To Be True — прим. ред.]
— Мне как-то написал челик, что услышал мой трек Heart Complaints и понял, что я хорошо пою на английском. Сказал, что делает стартеры (пианки и т.д) и рассылает продюсерам. Мол, у него много контактов, много почт, и есть какой-то вес. Предложил на его стартеры записывать свой вокал.
Он мне прислал референсы, чтобы я послушала и поняла, что делать. Я начала экспериментировать, а он меня направлял в нужную сторону. Помимо того, что я хорошо пою, я ещё всегда делаю многоголосие и люблю с эффектами играться. Я начала в этом развиваться, а он стал рассылать наши сэмплы разным людям. И вот буквально через месяц написал Ojivolta, мол, бро, мы сейчас на студии с вашим сэмплом, тут Ye, и мы записываем трек, который, возможно, пойдёт в делюкс Donda 2. В итоге этого не произошло, но сам факт — это что-то удивительное.
Я просто сидела на уроке, и мне пишут это, и я такая, чё, Kanye West, какого фига?!
— А что, можно не знать, что артист взял твой сэмпл на трек? Как это работает, разве не после транзакции тебе на карточку?
— Ну вот ты рассылаешь сэмплы, люди делают с ними треки. И потом, если они что-то выпускают, они должны тебе написать, что твой сэмпл используют и хотят выкупить эксклюзив. Вы договариваетесь о цене. Или могут предложить процент с трека, как, например, было с Риком Россом.
Единственный минус нашего сотрудничества с тем челом был в том, что я этот рынок абсолютно не знала, а он мне сказал, что я могу работать только с ним, иначе будут вопросы.
И он никак не указывал, что я вокалистка, только свой ник вписывал. Его все спрашивали: «А кто поёт?», а он отвечал, что его девушка. А что за девушка, как её зовут, какой у неё инстаграм*, никто вообще не знал. Поэтому я никаких профитов с этого не получала. У меня никак узнаваемость на рынке не повышалась. А мне это не очень нравилось.
— Вы разошлись не очень хорошо?
— Я просто сказала, что мне приходят предложения от других чуваков, и я больше не хочу с ним работать. Что хочу быть независимой. Ну и всё.
— И как именно ты сейчас одна двигаешься? Рассылаешь записи сама или выкладываешь на каких-то площадках?
— Когда случилась ситуация с Риком Россом, мне начали писать русские продюсеры, которые работают на Запад. У меня сразу появилось очень много контактов, и я создала закрытый телеграм-канал, выкладывала что-то туда. Один чел, например, за 500 долларов у меня заказал 12 сэмплов просто на свой пак, и сейчас он лежит на Сплайсе [Splice — сервис для сэмплов, — прим. ред.].
— Ты в августе стала главной героиней «Искры» в «Яндекс Музыке». Что это вообще такое и помогает ли как-то стриминг тебе продвигать творчество?
— Это буквально была моя мечта. На Новый год я загадывала стать главной искрой в одном из месяцев, и это сбылось!
Вообще, очень круто, что в «Яндекс Музыке» много крутых фишек для продвижения артистов. «Моя волна» помогает найти новых слушателей, а «Искра» повышает узнаваемость, охваты и даёт крутой респект.
— Рубрика «декодинг». Разберём парочку фраз с альбома. «Так спокойно спят, ведь не знают моих планов / Скоро докипят вулканы». Поделишься планом, чтобы мы успели спрятаться от лавы?
— В моей идеальной картине мира я певица с двумя проектами: английским и российским. На английском я хочу зарабатывать со стримов, и в целом я уже сейчас двигаюсь в этом направлении. А с российским проектом ездить в большие туры, давать большие концерты, потому что больше всего в моей деятельности мне нравится выступать. Я обожаю петь людям, жить без этого не могу.
— «Он предлагает меня обеспечить / Но он не понимает, это я делаю вещи». Музыка — твой основной доход сейчас?
— Конечно. А где я ещё могу работать? Мне 18.
— Позируешь ты вот очень хорошо!
— Спасибо большое! (Иронично)
— Ну а что, моделинг, как план С.
— Ага, ну план В — уйти в монастырь, если с музыкой ничего не получится.
— «Посмотри, где ты, посмотри, где я / Разницу, надеюсь, ты почувствуешь сам». Это про трек 800 Karats?
— Прикольный заход, но вообще, это не про меня, я себя так не ощущаю.
— А насколько сложно построить проект чисто на своей личности без придумывания лирического героя?
— Да несложно, просто я не такая интересная личность, чтобы строить все песни вокруг себя. У меня не так много всего в жизни происходит, и песни были бы однообразными. Я как-то чувствую людей, понимаю их. И в альбоме слышно, что я не просто про личность рассказываю, но стараюсь ещё её слабые стороны затронуть. Поэтому мне и нравится брать разные образы, изучать их через текст и показывать с разных сторон.
— После 800 Karats о тебе писали многие издания. Задралась ли твоя планка? Как после этого продолжать делать?
— Я не ощущаю себя крутой. Например, я сейчас в ВУЗе не влилась в коллектив. Как-то особнячком хожу. Когда я прихожу в общество, я не чувствую свой вес. У меня есть проблемы с самооценкой. Но в целом это свойственно многим людям.
И когда вышел этот прикол с Риком Россом, я сидела перед английским на перемене, мне кореш пишет, что наш сэмпл попал туда. Я такая: «чё?». Подхожу к подружкам в классе, рассказываю, а они не знают вообще, кто это и что это значит.
Вообще, когда я нахожусь в обществе, то обычно успокаиваю себя тем, что у меня 400 тысяч в «Яндекс Музыке», что я чего-то добилась. Говорю себе: «Будь более уверенной, ты крутая». В голове это держу, и становится не так страшно.
— Кстати, вообще-то, 800 Karats — один из самых прослушиваемых треков на альбоме.
— Да? Я заработала с него ноль рублей. *громкий смех*
— ЧТО?!
— Я пишу этому челу, а он говорит: «Ожидай свои три рубля не раньше, чем через год».
— А ты не хочешь добиться справедливости?
— Мне уже советовали написать напрямую людям, которые продюсировали трек, скинуть пруфы и попросить фиксу. Мне сказали, что на Западе все любят, когда труд оплачивается.
— Почему не добьёшь историю?
— Ну как-то у меня деньги никогда не были в приоритете. Есть еда, есть… еда. Есть жизнь, а деньги никогда не были главным. Но сейчас чуть поменялась ситуация, и я была бы не против…
— На треках каких ещё зарубежных исполнителей хорошо бы смотрелся твой сэмпл?
— Я бы Central Cee хотела. A$AP Rocky. К Канье на релиз тоже хотелось бы попасть.
— Ты совсем недавно стала студенткой и переехала в Москву. Расскажи, кем Катя Милтей станет через четыре года? Рассчитываешь на специальность или будущее за музыкальной карьерой?
— Я учусь на маркетолога. Рассчитываю, конечно, только на музыку. Но, если мне будет не хватать того, чем я занимаюсь, я всё равно пойду в музыкальный бизнес, потому что это то, чем я живу. Так что, если что, стану менеджером и буду промоутить артистов.
— Нет, Катя, промоутить будут тебя!
— Я очень хочу, чтобы было так, но с другой стороны, я просто люблю учиться и узнавать что-то новое о мире, поэтому я подумала, что высшее образование тоже можно попробовать.
— Ну и под конец вопрос из категории «ультра база». Что ты посоветуешь молодым музыкантам? Как продвигать своё творчество?
— Советовать что-то одно для всех — это ошибка выжившего. Обязательно слушайте своё сердце и не противоречьте себе. Это дико важно. Это касается не только музыки или жанра, в котором вы работаете, но и взаимодействия с людьми, выступлений, каких-то предложений. А ещё, не делайте что-либо только из-за денег. Это моё правило. Возможно, я буду его нарушать, но у вас должно быть внутри что-то ещё. Если вы идёте в музыку только ради денег, разве вы будете счастливы?