Инди-студия обвинила концерн «Калашников» в краже дизайна дробовика

Инди-студия обвинила концерн «Калашников» в краже дизайна дробовика

Артём Нечаев
Вконтакте

Игровое издание IGN выпустило масштабный текст о конфликте небольшой американской инди-студии Ward B и российского оружейного концерна «Калашников». Разработчики ещё не вышедшей игры Oceanic обвинили концерн в краже их дизайна дробовика. «Калашников» отмалчивается, поэтому Ward B потеряли надежду на справедливость и решили просто предать историю огласке.

EPM28 Mastodon студии Ward B (сверху) и MP-155 Ultima концерна «Калашников» (снизу)

Ward B работает над Oceanic уже несколько лет, это их первый проект, с 2019 года в своём блоге они начали выкладывать дизайны футуристического оружия из игры. В начале 2020 с ними связался представитель «Калашникова» Максим Кузин — он предложил сделать дробовик на основе их EPM28 Mastodon. В Ward B обрадовались, потому что это был бы первый случай в истории, когда реальный концерн делает оружие на основе видеоигр. Также они искали инвесторов для Oceanic, и подобная коллаба могла бы привлечь внимание.

Кузин нашёл ранние рендеры Mastodon в профиле одного из концепт-художников, с которым работала Ward B, и предложил студии взять дизайн за основу для дробовика MP-155. Сделку обговаривали некоторое время: о деньгах речи не шло — «Калашников» обещал упомянуть разработчиков и оставить на оружии их брендирование; в ответ Ward B должна были добавить логотип концерна на модель дробовика в игре. Также «Калашников» пообещал выслать им три дробовика, когда они выйдут, плюс сделать его надувную и игрушечную версии. После достижения этих договорённостей Кузин перестал выходить на связь.

MP-155 Ultima. Фото: концерн «Калашников»

21 августа 2020 года «Калашников» представил миру дизайн дробовика MP-155 Ultima в футуристическом стиле со встроенным мини-компьютером, который показывал количество патронов, поддерживал камеру, GPS, Wi-Fi, Bluetooth и электронный компас. Анонс привлёк внимание СМИ по всему миру как раз своим дизайном, напоминавшим эстетику видеоигр (в «Калашникове» прямо заявили, что вдохновлялись как раз видеоиграми). Ultima также заметили противники оружия, которые заявили, что такой дизайн романтизирует владение огнестрелом и может привести к пагубным последствиям.

Ward B подробно сравнила и разобрали две модели дробовика и поняли, что «Калашников» явно вдохновлялся именно их Mastodon. Их основным аргументом было то, что некоторые дизайнерские решения были обусловлены лишь эстетикой и не имели функционального применения в реальности. Например, над курком Ward B сделала небольшое углубление в форме буквы L, из угла которого отходило другое маленькое линейное углубление. Они добавляют этот фрагмент на все свои оружия, потому что именно на нём размещается их брендирование. Почему-то практически идентичный выступ был и на Ultima. Также они описали странные сходства на дуле над курком, в форме держателя для руки, механизме съёмного магазина и дизайне верхней рельсы (простите, мы не сильны в оружии, поэтому не знаем, как это правильно называется). Сравнение можно увидеть в галерее ниже.

Сначала в Ward B решили, что «Калашников» просто задержался в вопросе документов, но концерн и Кузин не отвечали на их запросы, и стало понятно, что дизайн просто украли. Сам Кузин в ответ на запрос IGN подтвердил, что переговоры были. Также он добавил, что исследовал Ward B; понял, что у них нет финансов и инвесторов, и решил, что в таком виде сделка не имела смысла. Главным его аргументом было то, что разработчики не оплатили работу концепт-художника, создавшего Mastodon, но в студии отметили, что у них изначально был другой план оплаты работ и сейчас автор получил свои деньги (а также что, получив запрос от Кузина, он сам отправил его к War B).

В качестве ответа на претензии Ward B Кузин предоставил патенты на MP-155 Ultima, оформленные в России. В них прямо указано, что при разработке дизайна его сравнивали с некоторыми аналогами из видеоигр, включая Mastodon. Позже выяснилось, что Кузин пытался купить дизайн дробовика напрямую у концепт-художника, но тот ему отказал. В Ward B отметили, что художник передал авторские права на Mastodon им.

Также в распоряжение IGN попали скриншоты переписок Кузина с художником, которого тот просил сделать дизайн Ultima. По словам издания, на них видно, что Кузин прямо писал, что хочет дробовик, как у Ward B, и что тот даже может просто взять существующие рендеры и прилепить на них логотип «Калашникова». Именно так художник и сделал, скинул Кузину переиначенные рендеры, которые тоже попали в распоряжение IGN. На них представитель «Калашникова» ответил с восторгом и попросил отправить вице-президенту компании. Судя по всему, Кузин использовал их на питче Ultima концерну.

Панчлайном этой истории стал релиз MP-155 Ultima в игре Escape from Tarkov российского разработчика Battlestate Games, которые не в первый раз выпускают оружия концерна в своём шутере. Получилось, что дробовик Mastodon, задуманный как часть Oceanic, преуспел и попал в игру. Только не в своём первозданном виде и не в игру Ward B.

MP-155 Ultima из игры Escape from Tarkov. Фото: Battlestate Games

Инди-разработчики и IGN направляли запросы как «Калашникову», так и Battlestate Games, но ни один из них не ответил. Юридические представители оружейного концерна отрицают какую-либо связь с Ward B и факт кражи их дизайна.

В Ward B сказали, что уже потеряли надежду на справедливость и не будут начинать судебное разбирательство, просто потому что это дорого и сложно с учётом того, что компании находятся в двух разных странах. Поэтому разработчики решили просто придать эту историю огласке, в надежде на поддержку игрового сообщества и привлечения внимания инвесторов (они говорят об этом открыто).

Смотрю мультики и играю в игры по работе. Иногда даже пишу о них.

Читайте ещё
Понятно