Как прекрасна была вселенная MCU 10 лет назад! Фанаты предвкушали каждый проект, зная, что их ждёт нечто удивительное. Сериалы от Netflix стояли особняком и отличались от привычной супергероики. Один из них — как раз «Джессика Джонс» (Jessica Jones). В честь юбилея первого сезона решили вспомнить все прелести мрачной стороны этого тайтла. За что мы полюбили тайтл и почему теперь скучаем по самым приземлённым проектам Marvel?
Начало реалистичной вселенной Marvel на экранах положил сериал «Сорвиголова» (Daredevil). Он же впоследствии стал своеобразным «мастодонтом супергероики», стабильно удерживая планку качества на протяжении трёх сезонов за счёт мрачной атмосферы, продуманных конфликтов и смачных экшен-сцен. Всего через полгода, пока доверие к Netflix ещё не поколебалось, а впечатления от приключений Дьявола Адской кухни забыться не успели, вышла «Джессика Джонс». В проект перенесли всё, за что полюбили историю Мэтта Мёрдока, а заодно добавили возрастной рейтинг и вдохновились каноничным образом героини комикса.

Не для детей
В далёком 2001 году, когда никакие «мышиные компании» ещё не стояли над душой Marvel, издательство пускалось в эксперименты над жанрами внутри застоявшихся сюжетов. Импринт Marvel MAX стал одним из них: то, что не позволялось на страницах «классики» и даже более приближенной к реальности вселенной Ultimate, там расцветало. Это были по-настоящему взрослые комиксы: с бранной лексикой, кровью и убийствами. Они показывали далеко не супергероев в трико, что спасают миры от межгалактических угроз. Истории были заземлёнными и реалистичными, насколько это возможно. Особенно брутальные события оказались настолько далёкими от основного сеттинга студии, что так и остались жить в локальных вселенных. Например, Каратель в одноимённом комиксе 2004-го от сценариста Гарта Энниса жестоко и методично расправлялся с городской мафией. Никаких суперсил — только руки, огнестрел и собственная фантазия.



Стартовал импринт с онгоинга «Элиас» (Alias), сюжет которого доверили Брайану Майклу Бендису. В 2000-м автор уже успешно писал для Marvel перезагруженного под Ultimate-вселенную «Человека-паука», а потому пользовался доверием издательства и читателя. В отличие от того же Карателя или Ника Фьюри из соседних серий MAX, Джессика Джонс не считалась известным персонажем, да и насилия на страницах было значительно меньше. Причём как в комиксах, так и в рамках собственной истории: о девушке едва ли вспоминали. Бендису полностью развязали руки. Он почти с нуля написал живую взрослую героиню, что умеет решать любые проблемы, пользуясь собственным интеллектом.
Заодно Джонс наделили суперсилой, с помощью которой можно рукой останавливать машины или ловко перепрыгивать крыши высоток. Благо, образ не ушёл в крайности в стиле непобедимых героинь Мэри Сью. При всей мощи Джессика оставалась смертной и иногда показывала слабости. Саркастичная речь и грубоватые манеры сглаживались искренним желанием помочь людям в качестве частного детектива.



Её супергеройская карьера не удалась. Тяжёлые пережитые обстоятельства раскрыли наивной девушке глаза на жизнь за витриной лоска эффектных костюмов. В комиксе «Элиас» она замечает ограбление магазина и раздумывает: «А моё ли это дело?». Джонс не желает прямо или косвенно связываться с жизнью спасателей мира, более того — они её пугают. Но прошлое часто нагоняет. Джессика отдалилась от давней подруги-супергероини Кэрол Дэнверс, а малознакомых людей, что приходят в жизнь, проверяет во всех доступных соцсетях. С подобной отстранённостью и недоверием к окружающим девушка оказывается слабой перед простыми человеческими привязанностями. Линия налаживания старых и новых связей, вопреки собственным страхам, идёт лейтмотивом через всю историю. Джонс часто сражается не только с плохими парнями, но и с собой. Эти идеи и легли в основу сериала, хоть и в другом виде.
Со страниц на экран
С первого сезона раскрытие страхов Джессики (Кристен Риттер) стоит в центре внимания, ведь прошлое с самого начала давит на психику героини. В её детективное агентство обращается семейная пара с просьбой найти пропавшую дочь Хоуп (Эрин Мориарти). Быстро выясняется, что исчезновение девушки связано с таинственным Киллгрейвом (Дэвид Теннант), которого сильная и смелая Джонс неожиданно боится до одури. Настолько, что едва не сбегает из страны.

Как и в графическом оригинале, в сериале Джессику тоже поддерживает подруга. Патрицию Уокер (Рэйчел Тейлор) привели аж из комиксов 1960-х, но образ радикально изменили. Например, она не знакома с Женщиной-Халк (что, учитывая её появление в MCU, возможно, изменится) и уж точно не замужем за сыном Сатаны: Триш, или по старинке Пэтси, здесь просто успешная радиоведущая. Костюм эта версия не получила, но и без него умело попадала в заварушки на протяжении трёх сезонов: то свяжется с плохим парнем, то в плену окажется, то сверхспособности захочет, чтобы людям более эффективно помогать… Базовый набор для сайдкика-неумёхи! Но без неё не было бы и Джессики. Героини важны для развития друг друга. Попытки Триш стать сильнее со временем открывают зависть к супергеройским талантам Джонс, из-за чего возникают конфликты. Но, вопреки разногласиям, именно она говорит важные слова: «Ты тот человек, кто пытается что-то делать!». Едва ли это прибавляет храбрости, но зато побуждает Джессику остаться в городе и помочь незнакомой девушке, потому что это правильно. Она не спасительница, что часто повторяет, но проигнорировать зло не может, даже когда пытается.


«Мой персонаж не стремится спасти город или сделать что-то значительное, а зарабатывает деньги на виски. Частным детективом ей быть удобно, потому что расследования дают возможность применять свои необычные способности, избегать общения с людьми и работать по ночам. Ей не нужно контактировать с окружающими и социализироваться»,— рассказала Кристен Риттер в интервью Entertainment Weekly.
Отдельное украшение первого сезона — антагонист. Способности Киллгрейва управлять людьми показаны во всей красе. Дэвид Теннант пугающе правдоподобно сыграл маньяка, эдакого «властителя мира», чьим приказам публика безоговорочно подчиняется. Скажет раздражённое: «Громко дышишь! Перестань!», и человек задохнётся. Кто уже находится под контролем? Как от него спастись? Эти вопросы вызывают паранойю как у зрителя, так и у Джессики. Однажды попав под внушение, она потеряла себя на много месяцев, из-за чего теперь вздрагивает лишь при упоминании его имени.
В последующих сезонах авторы не показали злодея, который хоть как-то приблизился бы к устрашающему обаянию Киллгрейва. Джонс не хватало достойного соперника, а без него и история начала провисать. Продолжение не предоставило лучшего врага, зато сильнее раскрыло характеры уже знакомых персонажей. Люк Кейдж (Майк Колтер), возлюбленный героини из комиксов, так и остался приглашённым гостем и переехал в собственный сериал, а вот сосед Джессики Малком Дюкасс (Эка Дарвилл) и адвокат Джерин Хогарт (Кэрри-Энн Мосс) до финала оставались редкими лучами стабильного позитива среди всего мрака, что происходил в тайтле.

Отзывы аудитории и прессы о следующих сезонах отражали знаменитую поговорку: «Начали за здравие, а закончили за упокой». Ирония в том, что так можно описать все проекты Marvel от Netflix. Успешно выстрелив вместе с «Сорвиголовой» в 2015-м, оба сериала уступили место менее зрелищным и более медитативным «Люку Кейджу» (2016) и «Железному кулаку» (2017). В 2017-м герои встретились в спорных «Защитниках», где хвалить хотелось лишь актёрскую игру и забавные диалоги между той же Джессикой и Мэттом Мёрдоком (Чарли Кокс). Особняком стоит «Каратель», вышедший в том же году. В нём авторы и актёр Джон Бернтал во многом вдохновлялись тем же импринтом MAX, из-за чего казалось, что перед зрителем вновь глоток свежего воздуха от студии… Но в 2019-м возник стриминг Disney+, в угоду которого и похоронили все перспективы сериалов Netflix.


Ради свежесозданного сервиса Marvel спешно начала сворачивать проекты от других каналов, а финал «Джессики» оказался обречён ещё до выхода. На старте сериал подкупал выдержанным градусом напряжения, когда замирало сердце от ощущения грядущей катастрофы. История была цельной, не рассыпалась от случайного вопроса «Что, если…?», каждая линия дополняла общую идею, а в конце всё складывалось в полноценное произведение. К третьему сезону магия «реалистичного мира Marvel» затихла окончательно, но, как и в «Защитниках», неровный сюжет вытягивали актёры — Риттер в частности.
Без её харизмы сериал бы даже не запомнился и смешался с чередой историй о «сильных и независимых». И тем приятнее, что студия не проигнорировала успех и вернёт Джонс в грядущем втором сезоне возрождённого «Сорвиголовы». Даже если сюжет вновь не произведёт долгожданного вау-эффекта, у зрителя будет возможность полюбоваться одной из самых ярких героинь MCU!

