В мировом прокате появилась вторая «Головоломка» (Inside Out 2) — продолжение оскароносного мультфильма Пита Доктера, вышедшего девять лет назад. По сюжету оригинала, в голове у девочки Райли жили эмоции, которые пытались успешно управлять её действиями, но не всегда получалось. Рассказываем, как меняется вселенная «Головоломки» с добавлением новых персонажей и могут ли авторы предложить что-то ещё.
Райли — отличница и девочка, которая обожает играть в хоккей. И вот ей поступает предложение поехать на трёхдневные спортивные сборы вместе с подружками, да ещё и возможность попасть в успешную команду. Однако вскоре выясняется, что это последние игры, которые девочки смогут провести вместе, так как их распределили в разные школы. Героиня становится перед выбором: посвятить выходные подружкам или попробовать стать своей в компании крутых девчонок из команды. Вот только Райли — подросток в пубертатном периоде, а в это время в голове появляются новые эмоции. И вдобавок расширяется внутренний мир: из убеждений формируется определяющее поступки самосознание.
Студия Pixar в ранние годы держалась на творчестве нескольких людей: Пита Доктера («Корпорация монстров»), Джона Лассетера и Ли Анкрича (серия «История игрушек»), Эндрю Стэнтона («Приключение Флика»), а также Брэда Бёрда («Суперсемейка»). Однако в десятые и двадцатые годы начали приходить новые авторы со своим видением, которые создавали мультфильмы, опираясь на опыт отцов-основателей. Это заметно в сохранении «формулы Pixar» между проектами разных десятилетий.
«Головоломка 2» — проекция того, что происходило в студии, когда старые режиссёры уходили, передавая свои ресурсы новым. Правда, как и в мультфильме, вскоре выяснилось, что наиболее продуктивно будет работать вместе: большинство авторских проектов провалилось, а вот продолжение «Головоломки» побило рекорды по сборам. Первую «Головоломку» создавал Пит Доктер, а вот вторую — новичок Келси Манн. И пусть мастер присутствует в титрах лишь как исполнительный продюсер, его влияние отчётливо заметно в темах, которые поднимает продолжение.
«Головоломка 2» продолжает развивать заложенную Питом Доктером в «Душе» идею, что человека формирует музыка. Самосознание Райли появляется из убеждений, которые напоминают струны: иногда персонажи даже играют на них. При этом лифт, который ведёт на уровень, где они появляются, открывается с помощью мелодии. А вот на тусовке с крутыми девчонками Райли стесняется признаться, что ей действительно нравится группа «Больше блёсток», ведь более взрослые девочки такого уже давно не слушают. Правда, из музыкальных воспоминаний у Райли только песни из рекламы и папин хард-рок. В этом контексте управляемый эмоциями пульт превращается в диджейскую установку, а проигрываемые шары — в пластинки. Как и в случае с воспоминаниями, твои музыкальные предпочтения зависят от эмоций и волны, на которой ты находишься в определённый период жизни.
При этом «Головоломка 2» повествует о замещении старого самосознания новым, которое будет построено из изменившихся убеждений. Подобным образом поступает и сам проект. На основе предыдущего он пытается предлагать что-то новое, но из-за маленького опыта режиссёра встраивает идеи в старый шаблон. Это заметно и в персонажах: в прошлой части у девочки был друг детства Бинго-Бонго — в этой его заменили секреты Райли. Среди них особо выделяется Блупи — пародия на Дашу-путешественницу, которая несколько раз ломает четвёртую стену. Создатели используют приём как в «Чип и Дейл спешат на помощь» 2022 года, выделяя героя на фоне остальных с помощью 2D-анимации.
Создатели исследуют темы, которые уже были затронуты в первой части, поэтому продолжение получается вторичным. Райли опять предстоит разминуться с подружками, так как их распределили в другую школу, а ближе к финалу эмоции побуждают героиню пойти на рискованный и импульсивный поступок, как воровство карточки из сумки мамы в оригинале, и это не приводит ни к чему хорошему. Да и посыл прежний: отказ от нескольких эмоций приводит лишь к катастрофе, ведь управлять девочкой можно только отпустив разногласия между собой. Все составные элементы «Головоломки 2», конечно, работают, но складывается ощущение, что всё это мы уже видели девять лет назад.
Путешествие эмоций во второй части «Головоломки» получилось точно таким же, как и в первой. Локации меняются минимально. В оригинале показывали студию, в которой снимают сновидения Райли, а в этой — убежище художников, которые рисуют её воображение. Конечно, это большая отсылка на самих Pixar. С точки зрения анимации впечатляет лишь место, где вырастают убеждения, да и сцена из финала, в которой множество мелких объектов образуют волну.
Новые эмоции получились гибридами нескольких предыдущих: Тревога — смесь Радости и Страха, а Хандра — Печали и Брезгливости. Конечно, у каждой есть отличительные черты: например, Хандра управляет пультом со своего устройства, а Зависть настолько мала, что не может до него дотянуться. Но особо выделяются только две — Тревога и Стыд.
Тревога — полная противоположность Радости и выступает антагонисткой истории. Она много думает наперёд и готова пойти на всё ради лучшего будущего. А Стыд получает полноценную арку об обретении веры в себя и своего мнения. Правда, с появлением новых эмоций возникают вопросы к первой части. Если у детей они появляются в подростковом возрасте, то почему не присутствуют у взрослых. И как взаимодействуют между собой в других головах, ведь как показано в первом фильме, за пультом у каждого доминируют разные герои. Во второй «Головоломке» это отображено лишь в титрах, но небольшого фрагмента не хватает для понимания полного устройства мира.
«Головоломка 2» — мультфильм, который очень мало говорит о пубертате. Если за экраном прошло девять лет, то действие анимации происходит спустя год после первой части. Поэтому и трансформация Райли получилось незначительной: настроение девочки постоянно меняется, старые вещи перестали подходить, а в зубах появились брекеты с резинками. Вот только это расходится с видением из предыдущих проектов: в короткометражке «Первое свидание Райли», также вышедшей в 2015 году, у неё уже был парень, а в сиквеле его можно увидеть только в качестве отсылки. Кажется, что с этого угла было бы интереснее посмотреть на героиню. Почти не показано и взаимодействие с родителями, ведь по сюжету Райли уезжает на хоккейные сборы и вынуждена жить без них. Забавно, что сигнальную лампочку «Пубертат» эмоции выкидывают сразу же, а после этого создатели к ней уже ни разу не возвращаются.
Продолжение «Головоломки» работает в нужных местах и оставляет некоторых зрителей растроганными. Однако оно настолько крепко держится за первый мультфильм, что фактически становится его копией с рядом изменённых деталей. Разница в один год внутри истории даёт немного нового, поэтому на этот мир не получается посмотреть с другой стороны. Возможно, для тех, у кого анимация 2015 года затёрлась в памяти, этого будет достаточно. Однако от Pixar хотелось более уверенных шагов к взрослой жизни.