При упоминании игрушек-розыгрышей у многих из нас по коже будто проходит удар тока, а в животе появляется забытое и по-детски острое чувство неприязни, отвращения и испуга. Давайте вспомним, как же нас «разводили» и обсудим это с Иваном Чистяковым, клиническим психологом, поведенческим аналитиком и автором сообщества «не.психология».
Подушка-пердушка
Первое упоминание о подобной игрушке приходится на III век нашей эры и связано с именем римского императора Марка Аврелия Антонина Гелиогабала. Именно на его званных ужинах впервые начали так «подшучивать» над гостями на потеху императора и публики.
В современном виде игрушка для розыгрыша появляется после её возрождения компанией JEM Rubber Co в 1920 году. С тех пор она начинает обретать популярность и «разлетается» по всем стульям мира.
Принцип работы «подушки-пердушки» предельно прост: нужно надуть и положить игрушку на стул жертвы, при давлении подушка издает характерный звук, а какой именно — говорить нет смысла, это каждый знает сам! Любимым занятием школьных хулиганов и весельчаков было подкинуть игрушку учительнице или невнимательному однокласснику перед уроком и заливаться смехом следующие 10 минут. Главное, чтобы к директору не вызвали…
Забавным и неожиданным фактом из истории игрушки стала легенда кинематографа: такие подушки обожал Альфред Хичкок. Да-да, знаменитый на весь мир интеллектуал, гениальный американский и британский кинорежиссёр частенько раскладывал их на мебели во всех самых популярных местах отдыха, принимая у себя гостей. В интервью для британского издания The Telegraph сценарист отмечал, что ничто не доставляет ему большего удовольствия, чем наблюдать за тем, как меняется выражение лица напыщенного голливудского кинематографиста, когда с него сходит вся спесь после характерного звука.
Игрушки с применением тока
Жвачка, бьющая током, стала легендарным розыгрышем для всех школьников, чьё детство пришлось на нулевые, в том числе и для автора этого текста. С виду это незамысловатое устройство — точная копия упаковки знакомой жвачки Wrigley's Spearmint, продающейся в магазине. Чаще всего игрушки были зелёного, белого или жёлтого цвета.
Принцип работы очень забавный: на этот раз жертва должна именно «купиться» на розыгрыш. Казалось бы, всё вполне безобидно: вам просто-напросто щедро и дружелюбно предлагают взять последнюю в пачке пластинку жвачки. Однако, как только вы касаетесь устройства и тянете заветную сладость на себя — БАМ! Несильный (внутри «жвачки» находятся три батарейки по 1.5 вольт), но очень неожиданный разряд тока вам обеспечен. Как и смесь из испуга и лёгкой обиды на приятеля.
Похожий механизм наблюдается и в следующей игрушке. В народе её нарекли просто «рукопожатие». Эта игрушка-розыгрыш представляла собой небольшой брелок или кнопку, легко помещавшуюся в руке. Дело за малым — оставалось по-дружески, с широкой улыбкой крепко пожать кому-то руку. Эффект неожиданности обеспечен!
Вскоре после появления и широкого распространения эти игрушки строго-настрого запретили использовать в большинстве школ, ведь, если задуматься, это и впрямь не так уж безопасно.
Не секрет, что подобные розыгрыши не всегда были лишь дружелюбной шуткой, а в иной раз они доходили до крайности. Поведенческий аналитик Иван Чистяков уверен, что «буллингом можно считать любые действия, которые причиняют эмоциональный ущерб второй стороне и которые усиливаются после причинения этого ущерба. Розыгрыши могли так использоваться, но они применялись и в других контекстах — как форма поддержания дружбы и проявления уважения. Зависит от того, что происходило после розыгрыша — если эмоциональная реакция на розыгрыш использовалась как повод для насмешки, то получился буллинг; если эмоциональная реакция на розыгрыш встречалась дружелюбием, то поддержание дружбы; некоторые люди могли проявлять нарочитую выдержку, к ним могли относиться с уважением».
Резиновые розыгрыши
Эти игрушки — отдельный вид искусства, ведь именно они вызывали настоящую панику у «жертвы». Речь идёт о резиновых насекомых. Их подбрасывали в сумки и портфели, сажали на плечо или голову разыгрываемого, засовывали за шиворот. Визг и последующий хохот разыгранных ребят просто незабываемы!
Для детей самое противное, наверно — когда игрушки подбрасываются в еду. Из своего детства помню: маленьких резиновых мух подкидывали в компот или чай, пока человек был чем-то отвлечён. Кажется, это слишком жестоко, ведь после увиденного аппетит пропадал напрочь!
Отдельным видом можно считать доработанную версию игрушки-шокера: после «вытаскивания» жвачки вылетал чёрный резиновый жук внушительного размера. Испуг и шок, недоумение и хохот — вот какие слова приходят в голову при воспоминании об этих розыгрышах.
Однако, данная шутка могла негативно отразится на психике разыгрываемого ребенка. Иван Чистяков считает, что «одна и та же игра может использоваться внутри компании зачинщиков буллинга, быть свидетельством уважения и представлять собой способ принести эмоциональные страдания жертвам травли. Например, на фоне общего эпизода травли один из зачинщиков может предложить жвачку с выскакивающим тараканом и начать издеваться над получателем розыгрыша за растерянность или замедленность (которые логичны от человека, который всю школьную перемену уворачивался от эмоциональных и/или физических выпадов)».
Несмотря на это, именно эти игрушки ассоциируются у многих со словом «розыгрыш», они сделали наше детство нулевых и оставили весёлые, хотя иногда и не самые приятные, воспоминания. И всё-таки школьные будни благодаря ним проходили намного интереснее, не так ли?
Безусловно, в нашем детстве розыгрыши являлись важным аспектом социального взаимодействия, считает Иван Чистяков, ведь «это один из моментов, который можно было использовать для изменения или поддержания уже сформированных отношений. В контексте розыгрышей вчерашняя жертва травли могла продемонстрировать вызывающие уважение качества, а ответные розыгрыши можно было использовать как способ изменить динамику отношений с зачинщиками — например, проявить инициативу в общении с ними, разыграть их первым».
Разумеется, сегодня розыгрыши не «оставили нас в покое». Подтверждение тому — наличие огромного разнообразия игрушек-розыгрышей нашего детства в интернет-магазинах. Прошарив предложения, я убедилась — интерес к ним не угас, что удивительно. Однако пройдя этот длинный путь, розыгрыши видоизменились. Все вы в курсе различных пранков, которыми кишит интернет. Так что, любителям подобных шуток — не расстраиваться. Возможно, у нас все еще впереди!