25 сентября на Netflix вышел первый сезон сериала «Дом Гиннесса» (House of Guinness) — нового проекта создателя «Острых козырьков» Стивена Найта. История о самой известной семье пивоваров из Ирландии выглядит стильно, но до жути неправдоподобно. Неизвестно, вернётся ли она со вторым сезоном, но шоураннер обмолвился, что в идеале хочет довести сюжет до XX века (ещё минимум 30 сюжетных лет). Удалось ли «тудум»-стримингу обзавестись новым хитом или пивная история выдохлась после первой бутылки — в нашем материале.
1868 год. Сэр Бенджамин Ли Гиннесс — известный пивовар и политик умер, а его похороны чуть было не сорвали революционеры-республиканцы из братства фениев во главе со вспыльчивым Патриком Кокрейном (Шеймус О’Хара). Нарушители затеяли драку на улицах Дублина, но верный управляющий семьи Гиннессов Шон Рафферти (Джеймс Нортон) и работники предприятия разогнали злоумышленников, дав родным спокойно проводить усопшего в последний путь. Однако активист сдаваться не намерен и хочет ближайшей ночью устроить поджог на заводе, от чего его безуспешно пытается отговорить благоразумная сестра Эллен (Нив Маккормак).
У влиятельного бизнесмена осталось четверо детей: Артур (Энтони Бойл), желающий вырваться на свободу и уехать подальше от людских предрассудков; педант Эдвард (Луис Патридж), питающий страсть к семейному делу; рассудительная Энни (Эмили Фэрн), помогающая братьям сохранять самообладание, и безответственный пьяница Бенджамин (Фионн О’Ши), которому, кажется, вообще на всё плевать. Дети магната (и некоторые родственники) с нетерпением ждут дня оглашения завещания, где определится их дальнейшая судьба. К сожалению, наследством окажутся недовольны абсолютно все.


Стивен Найт продолжает создавать сериалы из разных исторических промежутков Великобритании. Культовые «Острые козырьки» показывали Бирмингем после Первой мировой войны, а действия «Табу» с Томом Харди происходили в эпоху Регенства. Теперь, прежде чем приступить к сценарию нового фильма о Джеймсе Бонде, шоураннер переносит зрителей в Дублин времён Викторианской эпохи. В самом начале каждого из восьми эпизодов появляется надпись: «Это художественное произведение, основанное на реальной истории». Формально, выражение означает, что создатели элегантным образом сняли с себя всю ответственность за любую недостоверность, происходящую на экране.
Биографического в сериале и правда немного. Проще, наверное, сказать, что здесь не выдумано и не докручено для пущего интереса. Впрочем, претензии к исторической справке от реальной семьи Гиннессов вряд ли поступят. Идея шоу принадлежит Иване Лоуелл — одной из наследниц хмельного дома, которая десять лет назад смотрела «Аббатство Даунтон» и подумала, что её собственная родословная тоже вполне может послужить основой для экранизации. Шесть лет спустя женщина объединилась со Стивеном Найтом и мысль стала воплощаться в жизнь.


Из-под руки талантливого сценариста вышел гибрид собственных «Острых козырьков» и «Наследников» Джесси Армстронга. К сожалению, обоим сериалам «Дом Гиннесса» значительно уступает. Не хватает драмы, проработки персонажей и градуса брутального пафоса. Вероятно, шоураннер и не стремился достичь уровня культовых проектов, преследуя исключительно развлекательную цель без замаха на монументальность. О несерьёзности происходящего говорит даже музыкальное сопровождение, смешивающее традиционные ирландские мелодии с современным рэпом и роком.
Зато выглядит история пивоваров крайне стильно: костюмы и декорации достойны отдельной похвалы. Постановщикам Тому Шенкленду и Муние Аки отлично удалось показать классовое разделение между аристократичным обществом Гиннессов и трущобной жизнью фениев. Однако несмотря на неравенство и те и другие регулярно ходят по улицам промышленного города, полного грязи и копоти — промышленная революция во всей красе. Порой кажется, что происходящее на экране — очень долгая кат-сцена из игры Assassin’s Creed Syndicate. Атмосфера неспокойной Ирландии времён Викторианской эпохи передана просто потрясающе.


Стивен Найт понимает, что несмотря на крайне вольное обращение с биографиями реальных людей, развлекательное шоу не должно быть полностью лишено исторического контекста. Дублин второй половины XIX века и правда был тревожным местом, когда электорат боролся за свои права, на политиков покушались радикально настроенные люди, индустриализация расцветала, а влиятельные богачи проворачивали тёмные делишки наряду с филантропией. Расстояние от буржуазных свадеб, величественных замков и грандиозных производственных предприятий до опасных переулков, нищих деревень и грязных трущоб было до ужаса невелико.
Украшают костюмированную драму артисты, среди которых нет звёзд первой величины. Но и без громких имён здесь есть кем полюбоваться. Суровый Джемс Нортон отлично смотрится в образе устрашающего мистера Рафферти, готового решить кулаками и запугиваниями любую проблему известного семейства. Неплохо выглядят и братья Артур с Эдвардом (Бойл и Патридж), которым досталась пивная империя. Они постоянно ссорятся, совершают ошибки, предаются запретной любви не по статусу, способной разрушить репутацию фамилии. При этом персонажи постепенно учатся слышать друг друга и окружающих, а также работать в команде на благо всей семьи, какой бы неидеальной она ни была.


Также приятно было увидеть Джека Глисона, который после роли Джоффри в «Игре престолов» редко появляется на экране. Актёр сыграл бастарда Гиннессов (ему не впервой исполнять роль незаконнорожденных), который напрашивается на работу к магнатам и отправляется в Америку представлять интересы компании. Хитрый и отчасти безрассудный персонаж-полукровка (мать из Гиннессов, отец из фениев), старающийся обрести лучшую жизнь, балансирует где-то на грани двух миров и не падает ни в одну из сторон.
«Дом Гиннесса» язык не повернётся назвать историческим байопиком, зато в качестве развлекательной мыльной оперы сериал смотрится вполне неплохо. Вероятно, некоторые допущения могут стать триггером и разозлить. Однако если абстрагироваться и рассматривать шоу через призму амбициозного проекта о власти, богатстве и семье со скелетами в шкафу, эмоции оно принесёт скорее положительные. В конце концов, не зря ведь говорят, что пиво — жидкое золото, а Стивен Найт умело экранизировал это выражение и превратил его в сериал.
