Всем выйти из Zooмрака. Обзор фильма «Хост»

Иван Афанасьев

21 января в прокат выходит новый фильм ужасов «Хост» (в России – «Астрал. Онлайн»). Особенностью этого необычного фильма стало то, что он целиком снят через интерфейс популярного видеосервиса Zoom в условиях почти полной изоляции участников съёмочной группы. Кинокритик Афанасьев Иван вышел из этой конференции крайне впечатлённым и называет картину Роба Сэваджа одним из лучших фильмов ужасов 2020-го (и 2021-го, соответственно, тоже).

Задумка «Хоста» родилась у британца Роба Сэваджа во время весеннего локдауна, когда он, сидя в Zoom-конференции с друзьями, разыграл их, якобы столкнувшись на чердаке своего дома с неведомой сверхъестественной фигнёй.

Записанный ролик быстро завирусился и стал настоящим хитом: видеосервис Shudder, специализирующийся на жанровом кино, предложил режиссёру снять полнометражный фильм, используя исключительно интерфейс Zoom. Итог: ряд наград на престижных кинофестивалях, признание зрителей и критиков, а заодно контракт на производство трёх фильмов с топовым хоррор-продюсером Джейсоном Блумом. Ответственным, в том числе, за серию «Астрал», к которой российские прокатчики по доброй традиции «Хост» приписали, не спросив разрешения.

Его завязка: группа молодых людей, запертых во время весеннего локдауна дома, собираются на Zoom-конференцию – не только початиться, но и провести онлайн-обряд вызова духов (и не говорите после этого, что не теряли время даром на карантине!). В этом деле им даже согласилась помочь профессиональная экзорцистка, сразу предупредив, чтобы ребята отнеслись к делу серьёзно – мёртвые шуток не понимают. Разумеется, кто-то совету не внял: одна из девушек предложила вызвать её умершего в детстве брата, но потом призналась, что на самом деле никакого брата не было, ведь так веселее. После этого онлайн-ведунья на время (или нет) отключается, а ребята продолжают болтать о своём. Но довольно быстро понимают, что, кажется, они всё-таки вызвали кого-то – и такая затея ему явно не по душе.

Прелесть этого скромного и невероятно эффектного фильма в том, что он не призывает вас искать какие-то потайные смыслы, разгадывать значение увиденного и гуглить значение непонятных слов вроде «циркумамбуляция», которыми между скримерами сыплют герои современных хорроров. Мода на метакино, когда все вокруг стремятся быть как можно умнее и перещеголять друг друга количеством аллюзий и отсылок – это здорово, но фильмы ужасов изначально были чистым адреналином, призванным взбудоражить и развлечь зрителя. Можно, разумеется, отыскать тут разнообразные коннотации, мол, в современном интернете может таиться чёрт знает что, или даже банальнее – «не балуйтесь, дети, со спичками и со смертью!». Но на деле «Хост» – это классический хоррор с джампскейрами, жуткой дрянью в темных комнатах и прочими всем знакомыми приёмами. Режиссёр явно знает свой предмет не понаслышке.

Кадр из фильма, IMDB

«Хост» удивляет другим: тем, как этот коротышка по меркам полнометражного кино (всего 57 минут!) умудряется переосмыслять привычный нам киноязык. Разумеется, за счёт интерфейса сервиса Zoom, который для 2020-го стал тем же, чем в конце 19 века для человечества стали первые радиоприёмники. Это не скринлайф-фильмы вроде «Поиска» или близкого по настрою «Убрать из друзей»: компьютерный десктоп лишний раз напоминает о том, что это всего лишь фильм. И это не дешёвые зум-поделки, вроде одинаковых «карантинных» сериалов в духе российского «Беезумия».

«Хост» на полную катушку использует полученные выразительные средства, как минимум – многоэкранность. Простейший пример: герои болтают между собой, кто-то вылезает крупным планом на экран… в то время как периферийным зрением мы замечаем, что на другом, малом экране, в комнате одного из героев только что кто-то был. Но не успеваем понять, кто именно – режиссёр умело отвлекает зрителя, и теперь уже наше воображение работает на фильм, дорисовывая свою картину произошедшего.

Кадр из фильма, IMDB

Повторюсь, новых хоррор-приёмов тут нет – но те, что есть, работают на полную мощность. Как минимум, после просмотра вам ещё долго не захочется играться с масками в инстаграме. Это тот редкий случай, когда кино стоит смотреть не на большом, а на малом экране ноутбука или монитора – в этом я убедился ещё весной, когда, сидя, как и герои фильма, на карантине, посмотрел «Хост» дома, не надеясь, что его покажут у нас. Вкупе с сидением в четырёх стенах наедине с комнатной тьмой это даёт удивительный эффект погружения: даже мне, прожжённому знатоку хорроров, готовому к любому повороту, временами хотелось поставить на паузу (или перемотать назад).

Поэтому, если вам хочется по-олдскульному напугаться, да так, чтобы потом ещё долго дёргаться при словосочетании «Zoom-конференция», «Хост» станет идеальной находкой для испытания смелости. Бекмамбетову точно есть чему поучиться у скромного паренька Роба Сэваджа.

Кинокритик и киновед, чуть-чуть сценарист. Обожаю триллеры и хорроры не меньше, чем сложное фестивальное кино.

Понятно