С последнего проекта Хаяо Миядзаки прошло целых 10 лет и вот в прокате появилось новое аниме — «Мальчик и птица» (The Boy and the Heron), в оригинале — «Как поживаете?». Вышедший в 2013 году «Ветер крепчает» был основан на одноимённой манге Миядзаки и романе Томаса Манна «Волшебная гора». Мультфильм стал одой любви режиссёра к полётам и летательным аппаратам, получил номинацию на премию Оскар и должен был стать последним в карьере режиссёра. Однако на экранах появился «Мальчик и птица», в котором Хаяо вернулся к любимым темам. Каким вышло аниме, расскажем в нашем материале.
Мальчик и птица
Вторая мировая война. Мама Махито погибает во время воздушной бомбардировки Токио. Мальчик тяжело переживает потерю, а его отец строит новую жизнь и женится на Нацуко — младшей сестре покойной жены. Вместе с ними Махито переезжает в сельскую местность, подальше от военных действий. Герою приходится уживаться не только с беременной мачехой, жестокими одноклассниками и целой оравой эксцентричных пожилых горничных, но и с обитающими в округе духами. Так, уже в первый день его начинает преследовать странная Цапля, то заглядывающая в окно, то царапающая крышу. А потом и вовсе решившая с ним заговорить! Конечно, это не простая птица, а колдун, который может исполнить сокровенное желание Махито, сопроводив его к погибшей маме.
Мальчик и потеря
Одна из любимых тем Миядзаки — взросление через потерю. Мы встречаемся с утратой в «Унесённых призраками», когда родители Тихиро превращаются в свиней. Девочка вынуждена в одиночку справляться с трудностями, чтобы вернуть их и покинуть мир духов. Сита в «Небесном замке Лапута» в раннем возрасте лишается опекунов и должна самостоятельно спасти летающий остров, а ещё найти своё предназначение. Махито из «Мальчика и птицы» тоже переживает утрату: как матери, погибшей в пожаре, так и отца, который в короткие сроки нашёл новую жену и вот-вот обретёт нового ребёнка. Героя словно «выкидывает» из жизни папы. Мальчик вынужден переживать потерю в одиночестве, наблюдая за счастливыми молодожёнами. Трагедия не даёт ему освободиться: его душа осталась на том пожаре, рядом с мамой, ускользающей в небытие.
Но утрата позволяет героям Миядзаки расти и пересматривать ценности. Тихиро удаётся стать самостоятельной, смелой и за счёт этого вернуть родителей. У Ситы получается победить захватчиков и вернуть острову свободу, а Махито — принять смерть матери и выбор отца.
Любовь, как и принятие, играют значительную роль. Только благодаря им персонажи находят в себе силы преодолевать трудности и принимать правильные решения. Так, например, Тихиро удаётся спасти дракона Хаку, а Софи из «Ходячего замка» мага Хаула. То же самое происходит с Махито: мачеха оказывается на грани смерти и попадает в мир духов, а мальчик принимает её и называет мамой, чем спасает от гибели и возвращает домой.
Мальчик и мир духов
Большая часть сюжета «Мальчика и птицы» происходит в мире духов, а сама картина наполнена деталями, отсылающими к загробной жизни. Путешествие Махито к маме начинается с цапли, которая в Японии символизирует изменение (как бы намекая на предстоящие процессы внутри главного героя). Птицы, которыми наполнен потусторонний мир, выступают проводниками в мир мёртвых: неслучайно именно они встречают героя. Ими заполнен и мир духов, в точности повторяющий картину Арнольда Бёклина «Остров мёртвых».
Цель Махито — найти мачеху и вернуть её домой, но всё не так просто. Как и Тихиро, Махито переживает «Камикакуси» — похищение человека духами и его возвращение к людям через несколько лет. Чтобы попасть домой, недостаточно выполнить механические действия, нужно многое осознать. Соприкосновение с миром духов — это всегда урок. В мире мёртвых Махито проходит через испытания, которые меняют его и помогают не только встретить, простить и отпустить мать, но и обрести её в мачехе.
«У ребёнка нет разницы между материальным и духовным, живым и мёртвым, ребёнок плывёт в психике, как в бесконечном океане, всё может стать божеством или духом», — Евгений Жаринов, писатель, литературовед, доктор филологических наук.
Японцы верят, что божества Ками (духовные сущности) обитают в природе, предметах и явлениях, и во всех работах Миядзаки они играют большую роль: это и огненный демон, дух дома Кальцифер в «Ходячем замке», и дух леса Шишигами в «Принцессе Мононоке». В «Мальчике и птице» Махито встречается с Ками в мире мёртвых, например, с душами варавара. Проводником мальчика в мир духов становится цапля, а хранителем — бабушки-хозяйки, наиболее близкие к смерти. Над спящей Нацуко висят хитогата — листы в форме человеческих фигур, предназначенные для синтоистского обряда очищения и защиты от злых духов. Мачеха находилась на грани жизни и смерти и уже проходила обряд для перехода «на ту сторону». К слову, хитогату можно встретить и в «Унесённых призраками», как спутников Хаку.
Мальчик и новый мир
В своих работах Миядзаки часто размышляет о людях, причиняющих вред окружающему миру и друг другу. Это и борющиеся за сохранение природы и мира Сан из «Принцессы Мононоке», и Навсикая из мультфильма «Навсикая из долины ветров», участвующий в уничтожении людей Хаку из «Ходячего замка», и Порко из «Порко Россо». Во всех лентах режиссёр настаивает на том, что каждая сторона отстаивает свою правду, переживает страдания и потери. Самый яркий пример — госпожа Эбоси, защищающая людей, и Сан, охраняющая лес. Каждая отстаивает свою правду, но итог конфликта всегда один: гибель невиновных.
События в «Мальчике и птице» происходят во время второй мировой войны, и Миядзаки акцентирует внимание на не только на личной потере мальчика (через которую в то время проходили многие), но и на символизме. Так, в мире духов герой наблюдает за пеликанами, пожирающими нерождённые души. Новая жизнь пытается попасть на Землю, но погибает, так и не добравшись до неё. Когда Хими уничтожает пеликанов, мальчику удаётся поговорить с раненой птицей, которая рассказывает свою версию событий — они умирают от голода, это их единственный способ выжить. Растроганный словами пеликана Махито хоронит его, несмотря на протесты окружающих. Так Миядзаки видит войну — без победителей и проигравших, состоящей из потерь и лишений.
Задевает мастер и тему преемственности поколений. Двоюродный дедушка просит Махито заменить его и взять мир в свои руки — сделать мирным, чистым и устойчивым. Но герой отказывается, ведь для него гораздо проще разрушить старое и построить новое, чем пытаться исправить то, что есть. Для него мир дедушки (старого поколения) — неустойчивый, погрязший в жадности (образ ненасытных попугаев). Разрушить, значит вырваться на свободу, вернуться к себе, вдохнуть полной грудью.
«Это мир в потоке и процессе, неограждённый, неограниченный глаголом», — Евгений Жаринов
Через «Мальчика и птицу» Хаяо Миядзаки тонкой нитью провёл тему предыдущих работ. Он вплёл в сюжет знакомые детали и заговорил со зрителем родным понятным языком — то, чего нам не хватало 10 лет. Может показаться, что говорить на одни и те же темы, даже если они занимают мысли режиссёра вот уже несколько лет, — скучно и однообразно. Но это о вечном и актуальном: любовь, переживание потери, взросление, принятие, соприкосновение с духовным и примирение. Миядзаки говорит о важном в мягком ненавязчивом стиле. Через любовь и с любовью. Наверное, за это мы его и ценим.