Ежегодно 21 января отмечается Международный день объятий. Именно в эту дату адепты торжества выходят на улицы, чтобы подарить теплоту незнакомцам. Но есть те, кому для объятий мало одного дня в календаре. Эти люди объединяются под знаком движения Free Hugs и устраивают ламповые флешмобы тогда, когда этого потребует душа. Несмотря на схожий посыл праздника и кампании, исторически они не связаны. Чтобы разобраться в этой путанице, выясняем, в чём разница культурных феноменов, и вспоминаем, почему вообще люди стали ходить с табличками, призывающими обниматься.
Погружаемся в историю
Истоки Международного дня объятий уходят в США. Именно там в 1986 году праздник официально закрепили в календаре. Торжество дружбы и доброты быстро распространилось по всему миру, оставив за кадром его инициаторов.
Точно сказать о том, кто же придумал Международный день объятий, сложно. Считается, что сама идея пришла американским студентам. Но некоторые упорно считают, что основоположник праздника — австралиец Хуан Манн. Он, конечно, неразрывно связан с объятиями. Вот только совершенно иначе. Его деятельность началась гораздо позже, чем был утверждён праздник. И связана была не с одним днём в году, а с разворотом настоящей глобальной кампании Free Hugs, которая стала известна во всём мире.
С чего всё начиналось
История создания Free Hugs поистине трогательна. В июле 2004 года Хуан Манн возвращался из Лондона в родной Сидней. Когда его самолёт приземлился в аэропорту, он обнаружил, что никто не пришёл его встречать. Расстроенный мужчина наблюдал за счастливыми пассажирами, обнаружившими в толпе своих родных. В тот момент ему хотелось только одного — почувствовать человеческое тепло и поддержку. Тогда он решил действовать. Манн взял картонку и написал всего два слова: «Бесплатные объятия» (Free Hugs). Надеясь, что это сработает, мужчина отправился в торговый центр на Питт-Стрит, где и поднял свой плакат над головой.
Реакция окружающих была ожидаемой: первое время прохожие с недоверием косились на парня со странной надписью. Но вскоре нашёлся человек, который не прошёл мимо. Неравнодушной оказалась пожилая женщина: подойдя к Хуану, она рассказала, что год назад потеряла дочь, а утром — любимую собаку. Желая поддержать друг друга, два одиноких незнакомца обнялись, после чего впервые за несколько дней несчастная женщина смогла улыбнуться.
Запрет на объятия
Хуан продолжал дарить тепло людям через дружеские объятия. До тех пор, пока им не заинтересовалась полиция Сиднея. В октябре власти потребовали мужчину прекратить деятельность, заявив, что в массовом варианте объятия — это публичные услуги, на которые требуется лицензия и страховой полис. На легализацию движения потребовалось бы более 25 миллионов долларов. Сумма была слишком большой. Мужчина просто не мог себе этого позволить.
Тогда он и его сподвижники создали петицию, чтобы убедить властей снять абсурдный запрет. Инициатива сработала: тысячи людей поддержали кампанию Манна и выступили в защиту проводимых акций. В итоге правительству не осталось ничего другого, кроме как разрешить австралийцам обнимать прохожих.
Набирая популярность
Движение, основанное Хуаном, со временем стало известно на весь мир. В основном этому способствовал опубликованный на YouTube клип австралийской рок-группы Sick Puppies. В видео, ставшем впоследствии символом кампании, Манн и его сподвижники обнимались с незнакомцами. За короткое время ролик посмотрели несколько миллионов человек. Клип мгновенно разлетелся по сети, дав возможность делу австралийского активиста завоевать сердца неравнодушных со всех континентов.
Ну а дальше всё пришло само. Интервью на шоу Опры Уинфри, сотни акций, концерты и собственный сайт — движение Free Hugs активно разрасталось, захватывая всё новые страны. Люди массово выходили на улицы, желая дарить прохожим улыбки и объятия. Акции стали проводить несколько раз в год. На такой волне популярности Манн даже успел выпустить специальный «Иллюстрированный гид по объятиям», в котором рассказывал не только о целях кампании, но и о видах объятий и их уместности.
Движение в России
Довольно быстро движение докатилось и до России. Здесь воодушевлённые люди мигом подхватили светлые идеи популярной кампании. Они стали собирать сподвижников для флешмобов во «ВКонтакте», на «Пикабу», в блогах на LiveJournal и различных городских форумах. Десятки активистов из разных уголков страны договаривались о местах встречи, рисовали русифицированные версии популярных плакатов и бежали делиться радостью с прохожими. Соцсети и YouTube пестрили яркими фотографиями и роликами с многочисленных акций.
С началом пандемии проведение «дней объятий» стало невозможным. Необходимость сохранять социальную дистанцию между людьми заставила последователей Манна отказаться от акций. Хочется верить, что это не навсегда, и вскоре кампания продолжит собирать людей по всему миру.