Зак Снайдер и Фрэнк Миллер встретились, чтобы обсудить индустрию комиксов, что такое канон супергероев и как легендарный художник работал над «Городом грехов», франшизой «Тёмного рыцаря» и другими культовыми работами. Как всегда собрали самое интересное в небольшом рекапе!
— После успеха фильма «300 спартанцев», поставленного Снайдером по комиксу Миллера, у тандема не было совместных громких проектов. Тем не менее, Зак позвал коллегу поговорить о комиксном искусстве в честь выхода специального выпуска поп-культурного журнала. Особенно интересно, что режиссёр выступил редактором спешла;
— Во многом благодаря Фрэнку Снайдер начал воспринимать комиксы серьёзно. Работы Миллера заставили его посмотреть на книжки с картинками не как на детское развлечение, а в качестве отдельного направления в искусстве, которое наиболее полно раскрывает человеческую психологию. К слову, Зак сразу же сказал, что хочет взять интервью у комиксиста, а заодно поговорить о сексе в комиксах;
Это отчасти твоя вина, Фрэнк, — что я воспринимаю комиксы как один из самых полных форматов повествования, где художник словами и картинками может описать состояние человека самым сложным и красивым способом, — Зак Снайдер.
— Миллер начал делать комиксы с мыслью, что хочет создавать истории, которые могли бы вырасти вместе с ним и его аудиторией. Во многом ему помогла творческая свобода, которая наступила после успеха его комикса о Сорвиголове: Фрэнк исследовал волнующие его феномены через фреймы;
— Снайдер и Миллер пожаловались, что пока нет возможности перенести тот самый нуар на экраны, поэтому «Город грехов» — особенная работа в карьере комиксиста;
— Комикс «Ронин» в какой-то степени помог Миллеру впервые раздвинуть свои границы. Когда он работал над серией, Фрэнк слишком вдохновлялся Кодзимой Госэки и Мёбиусом, поэтому взял от них лучшее и выпустил «Ронина»;
— Миллер и Снайдер в восторге от того, как греческая мифология вплетается в комиксный канон. Авторы согласились в том, что сейчас комиксы заменяют собой мифы и вместо Тора и Зевса у нас есть Тёмный рыцарь и Чудо-женщина. А также, что в каждом супергерое остаётся мифологический контекст, даже если о персонаже «пишут цинично» (Миллер признался, что просто издевался над Бэтменом, чтобы вернуть ему статус из детства автора);
Супергеройские вселенные, по сути, представляют собой дикую амальгаму своего рода воссозданной греческой, нордической и еврейской мифологий, — Фрэнк Миллер.
— Старое телешоу о Бэтмене с Адамом Уэстом и Бертом Уордом заставило Миллера вернуться к истории Тёмного рыцаря и сделать её более тёмной, серьёзной и грязной. Фрэнк и Зак три минуты злятся на всех, кто считает Бэтмена шуткой, и рады, что эта эпоха ушла;
Я смотрю на Бэтмена как на супергероя, который сделал себя сам. Брюс Уэйн сделал себя Бэтменом, изучая, тренируясь и исследуя. Экстраординарные подвиги легко даются Супермену. Он может летать, ради бога. В то время как Бэтмену нужна чёртова машина, — Фрэнк Миллер.
— Бэтмен и Супермен Миллера — совершенно разные герои, несмотря на то, что оба обладают самосознанием. Пока Супермен является оружием в руках власти, Бэтмен — антигерой со своими целями. Как итог, персонажи — идеальные противоположности, поэтому они так хорошо работают в комиксах. Также Миллер заявил, что Бэтмен более счастлив и свободен, чем Супермен, и знает вкус жизни;
— Снайдер и Миллер влюблены в антигероев и считают, что каждый персонаж должен быть сложным и многогранным. Также герои должны меняться от истории к истории, эволюционировать и попадать в нестандартные для себя ситуации. Кстати, Фрэнк специально заставил Бэтмена «выстрелить» крюком из винтовки, чтобы показать своему редактору изменение и подвижность персонажа. Герой должен быть сильным и «реальным»;
— В «300 спартанцев» Миллер специально использовал третье лицо и множественные местоимения, чтобы армия ощущалась одним большим организмом. Также он считает, что ни одному современному человеку не понравилось бы жить в такой общине;
— Ещё со времён первых выпусков «Города грехов» Фрэнк рисует интуитивно и так, как ему подсказывает опыт. Первые наброски он делал ещё в старшей школе, и они выглядели иначе. Сейчас же в его стиле собралось всё: опыт, любовь к нуару и тёмным темам, чутьё. «Город грехов» в какой-то степени перезапустил карьеру комиксиста;
Когда я начал, то думал: «Боже мой, я больше не могу уворачиваться от этих вещей. Я должен научиться рисовать оружие и автомобили, а женщины должны выглядеть великолепно. И, о Боже, мне действительно нужно научиться рисовать драпировку. Таким образом, плащи развеваются, а не просто висят, и так далее». Это всё равно, что поступить в аспирантуру, — Фрэнк Миллер.
— Художник очень любит женских персонажей: Миллера расстраивает тенденция, где все девушки в комиксах гражданские и играют роль любовного интереса. Поэтому он создал роковую Электру, чтобы наконец-то появилась женщина-супергерой, которая бы раз и навсегда оспорила все стереотипы;
Наверное, я бы хотел, чтобы моё наследие было наследием творческих амбиций. Чтобы продолжать в том же духе. Бросить вызов своим коллегам, своей аудитории и самому себе, — Фрэнк Миллер.